Международная миграция рабочей силы и экономическое значение этого явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание

Задачи, поставленные в моей контрольной работе:

- рассмотреть теории, направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в Украине и зарубежных странах.

Методы, используемые в работе, для решения поставленных задач:

-описание;

-сравнение;

-анализ и приведение статистических данных.

Цель, которую я поставила в своей контрольной работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.......................................3
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы ……................3

1.2. Причины международной миграции рабочей силы……………………….3
1.3. Направления миграции и основные центры притяжения рабочей силы.....3

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ….................................................................................................10

2.1. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны,

импортирующие и экспортирующие рабочую силу? …..................….……….10

2.2. Проблема "утечки умов" ….......................................................……………10

2.3. Стимулирование реэмиграции......................................................................10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ …............................................................................………………...10

3.1. Основные черты иммиграционного законодательства.............................10

3.2. Регулирование миграционных процессов в Украине................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Международная экономика.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

В связи с этим следует отметить, что во многих странах мира существуют государственные системы регулирования международной миграции рабочей силы, включая эмиграцию, иммиграцию, реиммиграцию, в зависимости от страновой специфики и значимости тех или иных аспектов. Так, Германия на определенном этапе стимулировала общий приток рабочей силы, то сейчас стимулирует реиммиграцию (отток) рабочей силы низкой квалификации и стимулирует приток рабочей силы избранных специальностей, например, программистов. В зарубежных странах государство определяет количественные квоты для иммигрантов, включая страновую принадлежность, профессиональные преференции и т.д [3].

Со временем и в Украине сложится адекватная ее потребностям и мировой практике система государственного регулирования международной миграции рабочей силы. В равной мере это касается и эмиграции, и иммиграции.

В перспективе  можно ожидать роста доходов  от экспорта рабочей силы, возвращения  части эмигрантов, привносящих в  нашу среду новый профессиональный опыт.

Очевидно, нужна единая государственная концепция международной миграции, экспорта/импорта рабочей силы, являющаяся элементом общей стратегии социально-экономического развития страны. 
 

1.2. Причины международной  миграции рабочей  силы

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. 
В последние десятилетия серьезное влияние стали оказывать экологические, образовательно-культурные, психологические факторы. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более Высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность. 
Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых [6].

Основными причинами привлечения иностранных  работников на  предприятия является нехватка рабочих отдельных профессий  и специальностей, а также нежелание  местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Одна  из основных причин использования иностранной  рабочей силы из стран ближнего зарубежья  в приграничных регионах - ее экономическая выгодность. Прежде всего, низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции [19]. 
 
 
 
 

1.3. Направления миграции  и основные центры притяжения рабочей силы.

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, они зачастую пересекаются. Решающее значение при этом имеют  экономические возможности принимающей  страны, ее роль в современном мире, а иногда и ее исторические, географические, этнические корни.

В международной  миграции рабочей силы можно выделить пять направлений: 
1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; 
2) миграция в рамках промышленно развитых стран; 
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; 
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые); 
5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны [5].

Для промышленно  развитых стран иностранная рабочая  сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без  которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих .

Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа.

Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. Еще в 50-е годы США стали проводить  политику привлечения высококвалифицированных  кадров, которая осуществляется до сего времени [8].

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной  рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. Вместе с тем, по мнению некоторых украинских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр является неперспективным для трудовой миграции [2].

Другой  традиционный центр притяжения рабочей  силы - это Западная Европа. По оценке Международной организации труда на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. Приток в страны ЕС практически не замедляется. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания.

Формирование  новых полюсов экономического роста, так называемого "периферийного  капитализма", привело к возникновению  новых региональных центров притяжения рабочей силы.

К числу  таких центров относятся нефтедобывающие  страны Ближнего Востока - Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др.  Главным экспортером рабочей  силы в этом регионе является Египет. Все больше мигрантов направляются сюда из Южной и Юго-Восточной Азии, а также некоторых арабских стран. Некоторые арабские страны являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы. К их числу относятся Йемен, Ирак, Ливия.

Важным  центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов [8].

Одним из мировых центров притяжения рабочей  силы является Южная Африка. Проникновение  международных монополий в Южную  Африку и Намибию сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последние годы Южная Африка привлекает работников и из других частей света.

Набирающим  обороты центром привлечения  рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские "новые индустриальные страны". Кроме "новых индустриальных стран", в этом регионе рабочую силу импортирует Бруней [2].

Существует  миграция рабочей силы из промышленно  развитых стран в развивающиеся  страны. В основном это поток квалифицированных  кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.) [15].

В последние  годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным  образом, между "новыми индустриальными  странами" и странами арабских эмиратов, странами-членами ОПЕК, с одной  стороны, и другими развивающимися странами с другой.

Наиболее  распространенная форма - сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают  рабочие из других стран Латинской  Америки, а также из азиатских  и некоторых африканских стран.

Эта миграция определяется в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах - импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских "новых индустриальных странах", в богатых странах Персидского залива постоянно ощущается нехватка в малоквалифицированной рабочей силе [11]. 
 
 
 

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ  МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ  РАБОЧЕЙ СИЛЫ 

2.1. Какое влияние  оказывает миграция  рабочей силы на  страны, импортирующие  и экспортирующие  рабочую силу?

Международная миграция рабочей силы имеет существенные и неоднозначные экономические и социальные последствия как для страны эмиграции, так и для принимающей страны.

В западной практике в качестве наиболее приемлемых количественных показателей межстрановой миграции рабочей силы рассматриваются  показатели, фиксируемые в платежном балансе. При этом выделяются три основные статьи:

  1. трудовой доход (все выплаты лицам-нерезидентам за работу, выполненную для резидентов);
  2. перемещения мигрантов (денежная оценка имущества мигрантов);
  3. переводы работников (пересылка денег и товаров на родину) [5].

Нерезидентами считаются эмигранты, пребывающие  в стране менее года. В случае пребывания более года они переклассифицируются в резиденты. В последних двух статьях учитываются только лица-резиденты.

Объемы  ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией рабочей силы, измеряются сотнями миллиардов долларов и сопоставимы с ежегодными прямыми иностранными инвестициями. С экономической точки зрения можно говорить об экспорте и импорте рабочей силы При этом первый может при определенных условиях быть, как подтверждает практика отдельных стран, больше по объему и эффективнее экспорта товаров и услуг [18].

Последствия миграции рабочей силы для стран  иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающей страны):

Отрицательное влияние для экономики:

- ухудшается  ситуация на рынке труда в  связи с ростом предложения  рабочей силы и ограничением  рабочих мест; 

- происходит  снижение цены на национальную  рабочую силу, так как растет  предложение рабочей силы на  рынке труда;

- провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Положительное влияние для экономики:

- повышение  конкурентоспособности ее товаров  вследствие 
уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

- вследствие  притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другии измерения в экономике;  
- иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрируют обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;  
- достигается существенная экономия на затратах на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

- иммигранты  расширяют емкость внутреннего  рынка, а собранные на их  счетах деньги используются для  экономики; 

- иностранная  рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, местные фирмы снижают издержки на заработную плату;

- иностранные  рабочие часто рассматриваются  как определенный амортизатор  в случае кризисов и безработицы,  так как они первыми могут  быть уволены; 
- иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ [12].

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения в государстве замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом. 
Для стран, экспортирующих рабочую силу, также имеется целый ряд преимуществ [4].

Основные  из них следующие:

Положительное влияние для экономики:

1. Экспорт  рабочей силы рассматривается  как весьма важный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты. 
Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

- налоги  с прибыли фирм-посредников

Информация о работе Международная миграция рабочей силы и экономическое значение этого явления