Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:46, контрольная работа
Задачи, поставленные в моей контрольной работе:
- рассмотреть теории, направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в Украине и зарубежных странах.
Методы, используемые в работе, для решения поставленных задач:
-описание;
-сравнение;
-анализ и приведение статистических данных.
Цель, которую я поставила в своей контрольной работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.......................................3
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы ……................3
1.2. Причины международной миграции рабочей силы……………………….3
1.3. Направления миграции и основные центры притяжения рабочей силы.....3
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ….................................................................................................10
2.1. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны,
импортирующие и экспортирующие рабочую силу? …..................….……….10
2.2. Проблема "утечки умов" ….......................................................……………10
2.3. Стимулирование реэмиграции......................................................................10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ …............................................................................………………...10
3.1. Основные черты иммиграционного законодательства.............................10
3.2. Регулирование миграционных процессов в Украине................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В связи с этим следует отметить, что во многих странах мира существуют государственные системы регулирования международной миграции рабочей силы, включая эмиграцию, иммиграцию, реиммиграцию, в зависимости от страновой специфики и значимости тех или иных аспектов. Так, Германия на определенном этапе стимулировала общий приток рабочей силы, то сейчас стимулирует реиммиграцию (отток) рабочей силы низкой квалификации и стимулирует приток рабочей силы избранных специальностей, например, программистов. В зарубежных странах государство определяет количественные квоты для иммигрантов, включая страновую принадлежность, профессиональные преференции и т.д [3].
Со временем и в Украине сложится адекватная ее потребностям и мировой практике система государственного регулирования международной миграции рабочей силы. В равной мере это касается и эмиграции, и иммиграции.
В перспективе можно ожидать роста доходов от экспорта рабочей силы, возвращения части эмигрантов, привносящих в нашу среду новый профессиональный опыт.
Очевидно,
нужна единая государственная концепция
международной миграции, экспорта/импорта
рабочей силы, являющаяся элементом общей
стратегии социально-экономического развития
страны.
1.2. Причины международной миграции рабочей силы
Причинами
миграции рабочей силы являются факторы
как экономического, так и неэкономического
характера. К причинам неэкономического
типа относятся: политические, национальные,
религиозные, расовые, семейные и др.
В последние десятилетия серьезное влияние
стали оказывать экологические, образовательно-культурные,
психологические факторы. Причины экономического
характера кроются в различном экономическом
уровне развития отдельных стран. Рабочая
сила перемещается из стран с низким уровнем
жизни в страны с более Высоким уровнем.
Объективно возможность миграции появляется
вследствие национальных различий в условиях
заработной платы за ту или иную профессиональную
деятельность.
Существенным экономическим фактором,
определяющим миграцию рабочей силы, является
наличие органической безработицы в некоторых
странах, прежде всего слаборазвитых [6].
Основными
причинами привлечения
Одна
из основных причин использования иностранной
рабочей силы из стран ближнего зарубежья
в приграничных регионах - ее экономическая
выгодность. Прежде всего, низкие транспортные
расходы на доставку рабочей силы, а также
отсутствие существенных затрат на размещение
и обустройство в случае маятниковой миграции
[19].
1.3. Направления миграции и основные центры притяжения рабочей силы.
Направления
миграционных потоков сравнительно
устойчивы, они зачастую пересекаются.
Решающее значение при этом имеют
экономические возможности
В международной
миграции рабочей силы можно выделить
пять направлений:
1) миграция из развивающихся в промышленно
развитые страны;
2) миграция в рамках промышленно развитых
стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися
странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических
стран (сходна с миграцией из развивающихся
стран в промышленно развитые);
5) миграция научных работников, квалифицированных
специалистов из промышленно развитых
в развивающиеся страны [5].
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих .
Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа.
Что касается
США, то трудовые ресурсы этой страны
исторически сложились за счет иммигрантов.
Еще в 50-е годы США стали проводить
политику привлечения
Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. Вместе с тем, по мнению некоторых украинских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр является неперспективным для трудовой миграции [2].
Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - это Западная Европа. По оценке Международной организации труда на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. Приток в страны ЕС практически не замедляется. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания.
Формирование новых полюсов экономического роста, так называемого "периферийного капитализма", привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.
К числу
таких центров относятся
Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов [8].
Одним
из мировых центров притяжения рабочей
силы является Южная Африка. Проникновение
международных монополий в
Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские "новые индустриальные страны". Кроме "новых индустриальных стран", в этом регионе рабочую силу импортирует Бруней [2].
Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.) [15].
В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом, между "новыми индустриальными странами" и странами арабских эмиратов, странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами с другой.
Наиболее распространенная форма - сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.
Эта миграция
определяется в основном экономическими
причинами: более высоким уровнем жизни,
заработной платы в странах - импортерах
рабочей силы. Кроме того, в азиатских
"новых индустриальных странах",
в богатых странах Персидского залива
постоянно ощущается нехватка в малоквалифицированной
рабочей силе [11].
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.1. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу?
Международная миграция рабочей силы имеет существенные и неоднозначные экономические и социальные последствия как для страны эмиграции, так и для принимающей страны.
В западной практике в качестве наиболее приемлемых количественных показателей межстрановой миграции рабочей силы рассматриваются показатели, фиксируемые в платежном балансе. При этом выделяются три основные статьи:
Нерезидентами считаются эмигранты, пребывающие в стране менее года. В случае пребывания более года они переклассифицируются в резиденты. В последних двух статьях учитываются только лица-резиденты.
Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией рабочей силы, измеряются сотнями миллиардов долларов и сопоставимы с ежегодными прямыми иностранными инвестициями. С экономической точки зрения можно говорить об экспорте и импорте рабочей силы При этом первый может при определенных условиях быть, как подтверждает практика отдельных стран, больше по объему и эффективнее экспорта товаров и услуг [18].
Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающей страны):
Отрицательное влияние для экономики:
- ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
- происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
- провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Положительное влияние для экономики:
- повышение
конкурентоспособности ее
уменьшения издержек производства, связанных
с более низкой ценой иностранной рабочей
силы;
- вследствие
притока иностранных рабочих, обладающих
высокой мобильностью, облегчаются структурные,
отраслевые и другии измерения в экономике;
- иммигранты способствуют омоложению
нации, так как эмигрируют обычно самая
мобильная часть населения в наиболее
трудоспособном возрасте;
- достигается существенная экономия на
затратах на обучение принимаемых рабочих
и специалистов;
- иммигранты
расширяют емкость внутреннего
рынка, а собранные на их
счетах деньги используются
- иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, местные фирмы снижают издержки на заработную плату;
- иностранные
рабочие часто рассматриваются
как определенный амортизатор
в случае кризисов и
- иностранные работники не обеспечиваются
пенсиями и не учитываются при реализации
разного рода социальных программ [12].
Организация
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают
демографическую картину
Для стран, экспортирующих рабочую силу,
также имеется целый ряд преимуществ [4].
Основные из них следующие:
Положительное влияние для экономики:
1. Экспорт
рабочей силы рассматривается
как весьма важный источник поступления
в страну свободно конвертируемой валюты.
Имеется три основных прямых источника
валютных доходов от экспорта рабочей
силы:
- налоги с прибыли фирм-посредников
Информация о работе Международная миграция рабочей силы и экономическое значение этого явления