Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:46, контрольная работа
Задачи, поставленные в моей контрольной работе:
- рассмотреть теории, направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в Украине и зарубежных странах.
Методы, используемые в работе, для решения поставленных задач:
-описание;
-сравнение;
-анализ и приведение статистических данных.
Цель, которую я поставила в своей контрольной работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.......................................3
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы ……................3
1.2. Причины международной миграции рабочей силы……………………….3
1.3. Направления миграции и основные центры притяжения рабочей силы.....3
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ….................................................................................................10
2.1. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны,
импортирующие и экспортирующие рабочую силу? …..................….……….10
2.2. Проблема "утечки умов" ….......................................................……………10
2.3. Стимулирование реэмиграции......................................................................10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ …............................................................................………………...10
3.1. Основные черты иммиграционного законодательства.............................10
3.2. Регулирование миграционных процессов в Украине................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- переводы
мигрантов на родину на
- личное инвестирование мигрантов (привоз
на родину средств производства и предметов
длительного пользования, наличных средств,
используемых на инвестиционные цели).
На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего.
По данным Международного валютного фонда средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг - 50%.
По расчетам украинских экономистов валютная эффективность экспорта рабочей силы, как минимум, в 5 раз выше валютной эффективности товарного экспорта [14].
Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для них экспорт рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающей поступления по остальным видам внешнеэкономических связей. Например Югославия ежегодно получает 7 млрд. дол. от экспорта рабочей силы.
За последние
15 лет экспорт рабочей силы наиболее
сильное влияние оказывает на экономику
Пакистана. Переводы в эту страну от работающих
за рубежом больше поступлений от экспорта
товаров и услуг в 5 раз.
Получая ежегодно значительные суммы
от этого источника, многие развивающиеся
государства стали специализироваться
по трудовым услугам, экспорт которых
стал важнейшим источником валютных доходов.
Отрицательное влияние для экономики:
- страна
теряет часть трудовых
- "утечка умов", отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике [16].
Таким
образом, неоднозначность последствий
международной миграции рабочей
силы как для стран экспортеров,
так и для стран импортеров приводит
к необходимости выработки мер, позволяющих
обеспечить нормальное функционирование
национальной экономики этих стран, т.е.
государственной миграционной политики.
2.2. Проблема "утечки умов"
Утечка
умов – это международная миграция
высококвалифицированных кадров (ученых,
редких специалистов, иногда "звезд"
искусства, спорта).
Следует отметить, что заинтересованность
одних стран в "переманивании" специалистов
из других стран для работы в собственных
научно - исследовательских центрах начала
проявляться после второй мировой войны.
Одной из главных причин возросшего внимания
к роли науки со стороны государства, к
сожалению, стала начавшаяся холодная
война и сопутствующая ей гонка военных
технологий.
Именно тогда усилилось внимание как государства, так и общества к науке и ее деятелям, выразившееся, прежде всего, в выделении все больших средств со стороны государства и частного бизнеса на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Интерес к ним, проявившийся в росте инвестиций в науку и образование, особенно усилился в конце 50-х годов в связи с шоком западных стран, вызванным запуском первого советского искусственного спутника Земли [13].
Сохранить свою научную школу стремится сегодня любое государство. Добиться этого при существующей миграции непросто даже экономически развитым странам. По большому счету, ученые ведь люди творческие, в какой бы сфере они не специализировались — точных или гуманитарных знаний. Для такого специалиста важна возможность самосовершенствования, свободной организации деятельности, развития контактов с зарубежными коллегами. Понятно, что и невысокий престиж труда ученого, зарплата, слабая интегрированность в мировую науку могут заставить профессионала искать пути к "лучшей доле" .
По мнению исследователей миграционных процессов, два критерия — финансовая составляющая и приемлемые для работы условия — служат основными для интеллектуальной элиты при выборе не только места, но и страны будущей деятельности. Поэтому, утверждают специалисты, утечка умов — это всегда следствие имеющегося уровня развития национальной науки, ее ресурсной и технологической базы.
Как свидетельствуют
данные Центра мониторинга миграции
научных и научно-
По данным мониторинга, в Украине с 2000 года наблюдается устойчивая тенденция к снижению ежегодной численности эмигрантов — ученых и преподавателей вузов. За десятилетие, в период с 1996-го по 2006 год, из Украины в основном в Россию, Польшу, США, Израиль и Германию уехали 767 человек, из которых 52 доктора наук и 295 кандидатов. Таким образом, ежегодно эмигрировали и не возвращались на Родину от 70 до 90 научных работников и преподавателей вузов. Эти цифры в разы меньше постсоветской статистики.
В последние годы Президентом и правительством принят ряд мер, направленных на качественное улучшение организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, предотвращение неоправданных потерь высококвалифицированных кадров.
Именно
благодаря этому в последние
годы в Украину стали возвращаться
ученые, покинувшие ее несколько лет
назад. Только за 2004—2006 годы вернулись
14 высококвалифицированных исследователей,
длительное время работавших за границей
[7].
2.3. Стимулирование реэмиграции
В
условиях давления со стороны профсоюзов,
которые видят в наплыве
Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую сторону, а в других – через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права вновь въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказывались весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой [3].
Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать на родину и пытаться там найти лучшую работу.
Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов из Турции [9].
Несмотря
на активные действия правительств принимающих
стран, большинство программ стимулирования
реэмиграции не достигли поставленных
целей: при некотором увеличении реэмиграции
в начале их осуществления отъезд на родину
резко уменьшался по мере того, как
сокращалось финансирование программ.
Однако главной причиной их низкой эффективности
является то, что правительства стран,
экспортирующих рабочую силу, просто не
заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают
должных усилий по сокращению эмиграции.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
3.1. Основные черты иммиграционного законодательства
Международное право на страну иммиграции возлагает ответственность за организацию прибытия и использование иммигрантов, а на страны эмиграции – регулирование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы в согласованном правовом регулировании во многом совпадают.
Государственная миграционная политика-это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из неё.
Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, включая выбор регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта [15].
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.
В
большинстве стран разрешение на
въезд иммигранту выдается на основании
подписанного контракта с нанимателем
о его трудоустройстве и
Информация о работе Международная миграция рабочей силы и экономическое значение этого явления