Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:46, контрольная работа
Задачи, поставленные в моей контрольной работе:
- рассмотреть теории, направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в Украине и зарубежных странах.
Методы, используемые в работе, для решения поставленных задач:
-описание;
-сравнение;
-анализ и приведение статистических данных.
Цель, которую я поставила в своей контрольной работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.......................................3
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы ……................3
1.2. Причины международной миграции рабочей силы……………………….3
1.3. Направления миграции и основные центры притяжения рабочей силы.....3
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ….................................................................................................10
2.1. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны,
импортирующие и экспортирующие рабочую силу? …..................….……….10
2.2. Проблема "утечки умов" ….......................................................……………10
2.3. Стимулирование реэмиграции......................................................................10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ …............................................................................………………...10
3.1. Основные черты иммиграционного законодательства.............................10
3.2. Регулирование миграционных процессов в Украине................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая
база для иммиграции в большинстве
принимающих стран представлена
огромным количеством законов и
подзаконных актов. Основные черты
иммиграционного
Профессиональная
квалификация. Законодательства всех
принимающих стран
Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.
Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.
Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственных бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.
Временные
ограничения. Законодательства большинства
стран устанавливают
Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.
Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.
Законодательно
устанавливаются санкции на нарушение
порядка иммиграции. Они могут накладываться
как на самих иммигрантов, так и на тех,
кто помогает им незаконно въехать
в страну или нанимает их на работу. Незаконное
проникновение в страну считается преступлением.
За его совершение предусматривается
депортация, денежные штрафы и (или) тюремное
заключение. Подобное преступление, совершенное
повторно, карается повторной депортацией,
большим денежным штрафом и более длительными
сроками заключения. За незаконное посредничество
или наем на работу нелегального иммигранта,
которые также считаются преступлением,
предусматриваются настолько крупные
штрафы, что они могут вести к разорению
некоторых больших фирм и предприятий.
3.2.
Регулирование миграционных
процессов в Украине
Привлечение иностранной рабочей силы
в Украину осуществляется с учетом экономической
целесообразности, в интересах защиты
внутреннего рынка труда и обеспечения
приоритетного права украинских граждан
на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным
специалистам, а также тем иностранным
гражданам и лицам без гражданства, которые
инвестируют в экономику страны, создают
на ее территории иностранные и совместные
предприятия, а также осуществляют подготовку
и переподготовку кадров на уровне современных
требований.
Иностранные
граждане и лица без гражданства,
являющиеся учредителями, руководителями,
консультантами, инструкторами предприятий
с иностранными инвестициями и благотворительных
фондов, зарегистрированных в качестве
юридических лиц Украины, привлекаются
для занятия трудовой деятельностью без
получения такими предприятиями и фондами
соответствующих разрешений (лицензий).
Украина также открыта для иностранных
инвесторов и работников, которые восполняют
нехватку финансовых и трудовых ресурсов
в районах, пострадавших от чернобыльской
аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных
и ремонтно-строительных работах.
Изучение мирового опыта показывает, что
сейчас почти во всех странах мира основным
методом государственного регулирования
социальных процессов является разработка
национальных программ. Основной источник
финансирования таких программ — государственный
бюджет. Он является также существенным
рычагом воздействия и на миграционные
процессы, позволяя либо стимулировать
миграционную активность, либо сдерживать
ее (депортация нелегалов). В то же время
его возможности в Украине ограничены.
К примеру, мощным фактором возврата на
родину украинских ученых и высококвалифицированных
специалистов в области высоких технологий
могло бы быть:
Также
и в сфере экспорта украинской
рабочей силы государство лишь ограничивается
регламентацией деятельности трудовых
мигрантов, выдавая частным фирмам, занимающимся
трудоустройством за границей лицензии
на 5 лет и контролем за заключением мигрантами
с работодателями контрактов, в которых
оговариваются условия оплаты, жилья,
сверхурочные работы, социальное страхование
на случай болезни и пр. В материальном
же плане оно мало чем может помочь украинским
эмигрантам.
Ограниченность государственных финансовых
ресурсов диктует необходимость, с одной
стороны, создания соответствующих условий
по использованию на родине накопленных
за границей денежных средств мигрантов
для открытия собственного дела в рамках
самозанятости малого и среднего бизнеса,
с другой — усиления взаимодействия с
международными организациями. В настоящее
время отмечается определенная динамика
в развитии сотрудничества с представительством
MOM в Украине. В мае 1999 г. было ратифицировано
Соглашение о сотрудничестве между правительством
Украины и Международной организацией
по миграции. Соглашение предусматривает
осуществление деятельности MOM в Украине
в соответствии с решением руководящих
органов Организации и с учетом имеющихся
в ее распоряжении средств по выполнению
следующих миграционных программ: укрепление
потенциала национальных структур в сфере
миграции; оказание консультативных услуг;
техническое сотрудничество по миграционным
вопросам; информирование по вопросам
миграции; оказание помощи в миграции
гражданам Украины, иностранным гражданам,
лицам без гражданства, беженцам, лицам,
нуждающимся в подобной помощи, а также
в возвращении квалифицированной рабочей
силы и в выборочной миграции.
Вступление Украины в MOM придало бы новый
импульс взаимоотношениям обеих сторон,
способствовало бы успешной реализации
Соглашения о сотрудничестве, а также
целевых программ в области миграции [17].
Для более успешного продвижения украинской
рабочей силы на международный рынок труда,
сбалансированности экспортно-импортных
потоков экономической миграции населения
ведется работа по активизации усилий
украинских загранучреждений в изучении
конъюнктуры рынка труда стран аккредитации,
поиске партнеров по экспорту излишков
рабочей силы из Украины. Решение этих
задач настоятельно требует учреждения
в ряде дипломатических представительств
нашей страны за рубежом должности региональных
уполномоченных по вопросам миграции.
Департаментом по миграции проводится
целенаправленная работа по защите внутреннего
рынка труда и государственному регулированию
использования в стране труда иностранцев.
В этих целях в соответствии с Государственной
миграционной программой Украины ежегодно
проводятся проверки законности привлечения
и использования иностранной рабочей
силы. К нарушителям миграционного законодательства
применяются оперативные меры воздействия.
В последние
годы осуществлен ряд мер по усилению
контроля за незаконно работающими
иностранцами, прибывшими из республик
бывшего СССР. Постановлением Совета
Министров от 14 февраля 2000 г. № 198 "Об
освобождении отдельных организаций
от платы за выдачу специальных разрешений
(лицензий) на привлечение в Украину иностранной
рабочей силы" в Волынской области был
урегулирован статус граждан Беларусии
из приграничной Брестской области , работавших
на предприятиях г.Волынь на постоянной
основе более 10 лет. В соответствии с требованиями
Закона "Об иммиграции" по предложению
Министерства труда правительством принято
постановление о легализации положения
на территории страны граждан государств
— участников СНГ, въехавших в разные
годы на территорию Украины и принятых
на работу субъектами хозяйствования
сельскохозяйственной отрасли в силу
нехватки кадров. В настоящее время упорядочен
правовой статус свыше 3 тыс. таких граждан
[3].
Таким образом, проблемы внешней трудовой
миграции решаются Украиной в строгом
соответствии с национальным законодательством,
концепцией государственной миграционной
политики, международными документами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
на основе проделанной мной работы,
можно сделать некоторые
Миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое и демографическое развитие практически всех регионов Украины и стран зарубежья. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.
Миграция
рабочей силы представляет собой
переселение трудоспособного
Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных пере-водов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент иму-щества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издер-жек производства в странах, получающих денежные переводы.
Информация о работе Международная миграция рабочей силы и экономическое значение этого явления