Международная миграция рабочей силы и экономическое значение этого явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание

Задачи, поставленные в моей контрольной работе:

- рассмотреть теории, направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в Украине и зарубежных странах.

Методы, используемые в работе, для решения поставленных задач:

-описание;

-сравнение;

-анализ и приведение статистических данных.

Цель, которую я поставила в своей контрольной работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.......................................3
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы ……................3

1.2. Причины международной миграции рабочей силы……………………….3
1.3. Направления миграции и основные центры притяжения рабочей силы.....3

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ….................................................................................................10

2.1. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны,

импортирующие и экспортирующие рабочую силу? …..................….……….10

2.2. Проблема "утечки умов" ….......................................................……………10

2.3. Стимулирование реэмиграции......................................................................10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ …............................................................................………………...10

3.1. Основные черты иммиграционного законодательства.............................10

3.2. Регулирование миграционных процессов в Украине................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Международная экономика.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

    Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве  принимающих стран представлена огромным количеством законов и  подзаконных актов. Основные черты  иммиграционного законодательства следующие:

    Профессиональная  квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают  жесткие требования к уровню образования  и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию  считается окончание полного  курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

    Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет  жесткие требования к состоянию  здоровья иммигрантов. В страны не допускаются  наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД.  Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

    Количественное  квотирование. Большинство стран, принимающих  иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

    Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственных бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

    Временные ограничения. Законодательства большинства  стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых  они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней,  требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

    Географические  приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот  на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

    Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности,  смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей,  которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется,  запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно  устанавливаются санкции на нарушение  порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих иммигрантов, так и на тех, кто помогает  им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых больших фирм и предприятий.  
 
 
 

3.2. Регулирование миграционных  процессов в Украине   
Привлечение иностранной рабочей силы в Украину осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права украинских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистрированных в качестве юридических лиц Украины, привлекаются для занятия трудовой деятельностью без получения такими предприятиями и фондами соответствующих разрешений (лицензий). Украина также открыта для иностранных инвесторов и работников, которые восполняют нехватку финансовых и трудовых ресурсов в районах, пострадавших от чернобыльской аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работах.  
Изучение мирового опыта показывает, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ. Основной источник финансирования таких программ — государственный бюджет. Он является также существенным рычагом воздействия и на миграционные процессы, позволяя либо стимулировать миграционную активность, либо сдерживать ее (депортация нелегалов). В то же время его возможности в Украине ограничены. К примеру, мощным фактором возврата на родину украинских ученых и высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий могло бы быть:

  • повышение уровня зарплаты, социального престижа высококвалифицированных научных работников;
  • создание комфортного для работы психологического климата;
  • содействие внедрению в практику воздаваемых учеными научно-технических разработок через льготное налогообложение использующих их субъектов хозяйствования (при условии их спонсорской поддержки науки);
  • льготное таможенное обложение ввозимого научными работниками оборудования, книг и других атрибутов исследовательской деятельности; налаживание деловых и гуманитарных контактов с выехавшими за границу работниками [6].

Также и в сфере экспорта украинской рабочей силы государство лишь ограничивается регламентацией деятельности трудовых мигрантов, выдавая частным фирмам, занимающимся трудоустройством за границей лицензии на 5 лет и контролем за заключением мигрантами с работодателями контрактов, в которых оговариваются условия оплаты, жилья, сверхурочные работы, социальное страхование на случай болезни и пр. В материальном же плане оно мало чем может помочь украинским эмигрантам.  
Ограниченность государственных финансовых ресурсов диктует необходимость, с одной стороны, создания соответствующих условий по использованию на родине накопленных за границей денежных средств мигрантов для открытия собственного дела в рамках самозанятости малого и среднего бизнеса, с другой — усиления взаимодействия с международными организациями. В настоящее время отмечается определенная динамика в развитии сотрудничества с представительством MOM в Украине. В мае 1999 г. было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве между правительством Украины и Международной организацией по миграции. Соглашение предусматривает осуществление деятельности MOM в Украине в соответствии с решением руководящих органов Организации и с учетом имеющихся в ее распоряжении средств по выполнению следующих миграционных программ: укрепление потенциала национальных структур в сфере миграции; оказание консультативных услуг; техническое сотрудничество по миграционным вопросам; информирование по вопросам миграции; оказание помощи в миграции гражданам Украины, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам, лицам, нуждающимся в подобной помощи, а также в возвращении квалифицированной рабочей силы и в выборочной миграции.  
Вступление Украины в MOM придало бы новый импульс взаимоотношениям обеих сторон, способствовало бы успешной реализации Соглашения о сотрудничестве, а также целевых программ в области миграции [17].  
Для более успешного продвижения украинской рабочей силы на международный рынок труда, сбалансированности экспортно-импортных потоков экономической миграции населения ведется работа по активизации усилий украинских загранучреждений в изучении конъюнктуры рынка труда стран аккредитации, поиске партнеров по экспорту излишков рабочей силы из Украины. Решение этих задач настоятельно требует учреждения в ряде дипломатических представительств нашей страны за рубежом должности региональных уполномоченных по вопросам миграции.  
Департаментом по миграции проводится целенаправленная работа по защите внутреннего рынка труда и государственному регулированию использования в стране труда иностранцев. В этих целях в соответствии с Государственной миграционной программой Украины ежегодно проводятся проверки законности привлечения и использования иностранной рабочей силы. К нарушителям миграционного законодательства применяются оперативные меры воздействия.

В последние  годы осуществлен ряд мер по усилению контроля за незаконно работающими  иностранцами, прибывшими из республик  бывшего СССР. Постановлением Совета Министров от 14 февраля 2000 г. № 198 "Об освобождении отдельных организаций  от платы за выдачу специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Украину иностранной рабочей силы" в Волынской области был урегулирован статус граждан Беларусии из приграничной Брестской области , работавших на предприятиях г.Волынь на постоянной основе более 10 лет. В соответствии с требованиями Закона "Об иммиграции" по предложению Министерства труда правительством принято постановление о легализации положения на территории страны граждан государств — участников СНГ, въехавших в разные годы на территорию Украины и принятых на работу субъектами хозяйствования сельскохозяйственной отрасли в силу нехватки кадров. В настоящее время упорядочен правовой статус свыше 3 тыс. таких граждан [3].  
Таким образом, проблемы внешней трудовой миграции решаются Украиной в строгом соответствии с национальным законодательством, концепцией государственной миграционной политики, международными документами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Итак, на основе проделанной мной работы, можно сделать некоторые выводы, а именно:

    Миграция  оказывает существенное влияние на социально–экономическое и демографическое развитие практически всех регионов Украины и стран зарубежья. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

    Миграция  рабочей силы представляет собой  переселение трудоспособного населения  из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами  экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

    Количественные  показатели, связанные с миграцией  рабочей силы, являются частью баланса  текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты  нерезидентам) и частных неоплаченных пере-водов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент иму-щества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издер-жек производства в странах, получающих денежные переводы.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы и экономическое значение этого явления