Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие миграции, выявить основные причины и последствия миграции и эмиграции трудовых ресурсов и способы их регулирования.
Задачи:
1) определить понятие трудовой миграции населения;
2) систематизировать виды и типы трудовой миграции;
3) найти причины миграции;
4) выделить основные мировые центры притяжения рабочей силы;
5) раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы;
6) определить последствия международной трудовой миграции.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 «Сущность миграции»………………………………………….……4
Глава 2 «Виды трудовой миграции»………………………………..………..8
Глава 3 «Мировые центры рабочей силы»……….…………………………10
Глава 4 «Проблема «утечки умов»………………………………..…………15
Глава 5 «Последствия международной миграции рабочей силы»……...…18
5.1. «Последствия для принимающих стран»……………………………….20
5.2. «Последствия для стран - доноров»………………….……………….....22
5.3. «Последствия для России»……………………………………………….25
Глава 6 «В США мигрантов больше, беспредела меньше»……………..….30
Заключение………………………….…………………………………………34
Список литературы………………………………….………………………...36
Глава 5. Последствия международной миграции рабочей силы
Международная миграция населения – это не только экономические, но и сложное политическое и социально - экономическое явление. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения.
Общие глобальные последствия миграции рабочей силы двойственны. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых районов, сосредоточивает огромные массы наиболее активного и трудоспособного населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы, способствует повышению материального благосостояния и росту профессионального уровня десятков миллионов людей. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом и экономическом развитии отдельных стран (США, Канада, Австралия, отчасти ЮАР, Аргентина).
С другой стороны, миграция
населения приводит к чрезмерно
быстрому росту крупных городов
и обострению экологической ситуации;
старению и феминизации населения
сёл; порождает проблемы, связанные
со сложностью приспособления мигрантов
к новым социально-
В США в 80-х гг. 40% из пришедших на рынок труда докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах – тоже иммигранты. В середине 90-х гг. в США проживало более 11млн. иммигрантов. Только 1993 г. в США въехало 23,5 тыс. ученых и инженеров из-за рубежа.
Однозначно оценить
Также нельзя опускать, что трудящиеся-мигранты во все времена и во всех странах подвергались и подвергаются дискриминации. Она касается всех аспектов: занятости, зарплаты, социальных выплат и льгот и т.п. Известно, что мигрантам труднее, чем коренным жителям получить рабочие места, за исключением самых малопривлекательных.
По данным обследования, проведенного ЕС, в 1989 г. 40% иностранцев, работающих в Испании, не могли трудоустроиться по своей квалификации. При этом иммигрантам реже, чем коренным рабочим, предоставляется возможность профессионального обучения и повышения квалификации. Заработная плата мигрантов по сравнению с коренными жителями, занятыми на одинаковых работах, как правило, занижена.
Результаты исследований, проведенных в ФРГ, показали,
что среднечасовая оплата иммигрантов на 10% ниже, чем немцев. Последние
получали более высокие премии и выгодные сверхурочные работы.
Еще сложнее дело обстоит с различными социальными выплатами. По оценкам специалистов, 11 млн. рабочих-эмигрантов в США зарабатывают за год примерно 240 млрд. долл. и платят 90 млрд. долл. налогов, получая при этом различных социальных выплат всего на 5 млрд. долл.
Иммигрантов проще уволить. Типичный пример: на заводах «Рено» во Франции в рамках 30%-го высвобождения работников было сокращено 55% иммигрантов.
Система экономических связей,
возникающих между
Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает,
что иммигранты улучшают демографическую
картину развитых стран, страдающих
старением. Вместе с тем, хотя общий темп
старения в государстве замедляется, на
соотношение рождаемости и смертности
у коренных жителей эта статистика не
влияет никоим образом.
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных
моментах, связанных с импортом рабочей
силы. К ним следует отнести возникновение
элементов социальной напряженности в
обществе (при занятии тех рабочих мест,
на которые претендуют местные работники),
межнациональная неприязнь и др.
Глава 5.1. Последствия для принимающих стран.
О положительном влиянии процесса «утечки умов», например, для экономики США достаточно сказать, что более 40% из пришедших на рынок труда США в 80-90-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; около 25% преподавателей технических дисциплин в вузах – тоже иммигранты. К началу 2001 г. В США проживало более 31 млн. иммигрантов. Вклад, который вносят высоко - квалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства, чрезвычайно велик. Так, вначале 2000-х гг. 40% американского населения, родившегося за рубежом, имело степени магистра или доктора наук.
Другим ярким примером позитивного влияния иммиграцию на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику по привлечению евреев в страну со всего мира, Израиль во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.
Что же касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государства за счёт трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов, однако использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:
Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
Глава 5.2. Последствия для стран-доноров.
Последствия трудовой миграции
для стран доноров
Положительным в отдающих странах является то, что:
Важным позитивным последствием
для стран-доноров являются доходы
от эмиграции, т.е. поступления в
страну свободно конвертируемой валюты.
Имеется три основных прямых источника
валютных доходов от экспорта рабочей
силы:
На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего.
По данным Международного валютного фонда средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг - 50%. Бывшая Югославия в 80-е годы имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся, таким образом, главным источником валюты для Югославии.
По расчетам российских экономистов валютная эффективность экспорта рабочей силы, как минимум, в 5 раз выше валютной эффективности товарного экспорта.
Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для них экспорт рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающей поступления по остальным видам внешнеэкономических связей.
За последние 15 лет экспорт
рабочей силы наиболее сильное влияние
оказывает на экономику Пакистана.
Переводы в эту страну от работающих за
рубежом больше поступлений от экспорта
товаров и услуг в 5 раз.
Поступления от экспорта рабочей силы
в 90-е годы возрастают у развивающихся
стран наиболее высокими темпами - 10% в
год. Получая ежегодно значительные суммы
от этого источника, многие развивающиеся
государства стали специализироваться
по трудовым услугам, экспорт которых
стал важнейшим источником валютных доходов.
Так, например: для АРЕ эксплуатация Суэцкого
канала в конце 80-х годов давала прибыль
970 млн. долл. в год, туризм - 600 млн. долл.,
переводы эмигрантов - более 3 млрд. долл.
В Йемене переводы эмигрантов в отдельные
годы в 30 раз превышали поступления от
экспорта. По данным на начало 90-х годов
около 40 стран мира имели в своих поступлениях
из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов,
а 10 стран - более 1 млрд. долл. По данным
МВФ частные переводы, включаемые в доходную
часть платежных балансов, на 90% состоят
из поступлений от эмигрантов.
Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. Находясь в трудоспособном возрасте, эмигранты налоги будут платить другой стране. В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции скорее всего будут нести чистые потери. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счёт сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу вряд ли приведут к заметной экономии бюджетных средств. Нельзя однозначно оценить последствия миграционных процессов для стран эмиграции.
Вместе с тем эмиграция
Вместе с тем эмиграция