Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие миграции, выявить основные причины и последствия миграции и эмиграции трудовых ресурсов и способы их регулирования.
Задачи:
1) определить понятие трудовой миграции населения;
2) систематизировать виды и типы трудовой миграции;
3) найти причины миграции;
4) выделить основные мировые центры притяжения рабочей силы;
5) раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы;
6) определить последствия международной трудовой миграции.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 «Сущность миграции»………………………………………….……4
Глава 2 «Виды трудовой миграции»………………………………..………..8
Глава 3 «Мировые центры рабочей силы»……….…………………………10
Глава 4 «Проблема «утечки умов»………………………………..…………15
Глава 5 «Последствия международной миграции рабочей силы»……...…18
5.1. «Последствия для принимающих стран»……………………………….20
5.2. «Последствия для стран - доноров»………………….……………….....22
5.3. «Последствия для России»……………………………………………….25
Глава 6 «В США мигрантов больше, беспредела меньше»……………..….30
Заключение………………………….…………………………………………34
Список литературы………………………………….………………………...36
Экономические связи во всемирном хозяйстве становятся более прочными, когда происходит миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в освободившиеся государства. Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали, например, страны Ближнего Востока. Персидского залива, собственные трудовые ресурсы которых не позволяли освоить богатейшие нефтяные месторождения.
Глава 5.3. Последствия для России.
С учетом изложенного опыта
следует относиться и проблемам
трудовой эмиграции из России. Масштабы
и последствия трудовой эмиграции
из нашей страны не следует преувеличивать
– в целом они имеют тенденцию
к сокращению - только с 1997 по 2002 г. Со
150 тыс. до 52 тыс. человек в страны
СНГ и Балтии и с 83 тыс. до 54 тыс.
человек в страны дальнего зарубежья.
Это обусловливается, с одной
стороны, улучшением экономической
ситуации в России, а с другой
– существенными
До 90-х годов внешняя миграция для России не имела существенного значения. Более важна была миграция внутренняя: из центральных – в восточные и северные районы страны (в целях освоения их огромных природных богатств), из села – в город.
Внешняя миграция усилилась в 1993 г. в связи с распадом СССР и свободным въездом в Россию граждан из бывших союзных республик, где экономическое и социальное положение большинства населения было гораздо хуже. Но это лишь одна причина, другая состоит в дискриминации русскоязычного населения в постсоветских государствах.
Одна из особенностей сегодняшней России – в значительных масштабах, как иммиграции, так и эмиграции. При этом в течение всего десятилетия преимущественное значение имела иммиграция из стран СНГ и Балтии. Когда в России с 1992 года началась естественная убыль населения, отчасти ее удалось компенсировать весьма значительным по мировым меркам притоком населения и рабочей силы из соседних стран. В этом отношении Россия опережала такие известные центры иммиграции, как США и Канада, хотя немного отставала от Германии.
Наибольший прирост населения
России произошел за счет миграционных
потоков из Казахстана и Украины.
В составе мигрантов преобладали
вынужденные переселенцы и
Миграционные процессы, связанные со странами дальнего зарубежья, определяются тенденцией превышения показателей эмиграции над показателями иммиграции. Общее сальдо миграции по всем направлениям за 1991-1999 гг. составило 3173 тыс. человек. Если учесть, что за этот период естественная убыль населения из-за превышения смертности над рождаемостью – более 5826 млн. человек, то можно констатировать: иммиграция позволила не менее чем наполовину восполнить общее сокращение численности населения. Хотя за последние годы число прибывающих из стран СНГ и Балтии и положительное сальдо миграции существенно сократилось, тем не менее, Россия остается крупным иммиграционным центром Европы. Размеры же эмиграции в страны дальнего зарубежья существенно не меняются.
Выезжают чаще всего немцы, евреи и русские. Что касается принимающих стран, то это в основном Германия, Израиль и США. В настоящее время четверть населения Израиля – выходцы из СССР и бывших союзных республик. В 1999 году из 108,3 тыс. общего числа эмигрантов в Германию выехало 52,8 тыс. человек, в Израиль – 36,3, в США – 11 тыс. Эмиграция из России, казалось бы, не столь значительна, но ее отрицательные последствия весьма существенны: происходит утечка «умов» и «талантов».
Уезжают крупные ученые, квалифицированные специалисты, известные артисты, выдающиеся спортсмены. Нередко они «увозят» не только свой личный опыт или научный потенциал, но и то, что создано и накоплено целыми коллективами, где они работали. Оценить эти потери довольно трудно, но счет, безусловно, идет на сотни миллионов долларов. Главной особенностью российской эмиграции рабочей силы является почти 50-ти процентный возврат выехавших на заработки. С учетом того, что по оценкам Госкомстата размер трудовой эмиграции из России составляет 250 тыс. человек ежегодно, это означает, что страна ежегодно теряет от 100 до 125 тыс. человек квалифицированной рабочей силы. В то же время показатель возвращаемости из числа студентов и бизнесменов, выезжающих за границу для обучения и повышения квалификации (в среднем свыше 25 тыс. человек ежегодно), значительно ниже, чем для общего потока трудовой эмиграции, что, с учетом их возраста и современного образования, приводит к ухудшению характеристик трудового потенциала России. Тем не менее, отмечается, что отъезжающие имели значительно более высокий уровень образования и квалификации по сравнению со средним уровнем населения страны в целом.
Особое значение имеют
последствия трудовой иммиграции. Ежегодно
в Россию из дальнего и ближнего
зарубежья прибывают
Не вся рабочая сила из-за рубежа учитывается: многие мигранты, особенно из Украины и других бывших союзных республик, работают нелегально. Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономические районы страны, но в большей степени в Центральный, Западно - Сибирский и Дальневосточный. В последние годы увеличилось количество и доля рабочих и специалистов, прибывающих из дальнего зарубежья, в частности, из развитых стран, в том числе США и Великобритании. Правовая основа данного процесса определена Указом Президента «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы». Для обеспечения прав российских граждан за границей заключены соглашения с Германией, Польшей, Словакией, Китаем, Финляндией, Швейцарией и рядом других стран. Но это не исключает дискриминации мигрантов, нарушений международных трудовых норм и национального трудового законодательства. Важно, что Министерство по делам федерации, национальной миграционной политики РФ и другие заинтересованные организации существенно усилили внимание к мигрантам, особенно к вынужденным переселенцам и беженцам, помогая им получить работу и обеспечивая приемлемые условия жизни.
Важной проблемой для
РФ является состояние межрайонной
миграции. В оптимальном варианте
она соединяет регионы страны
в единый экономический комплекс
и тем самым укрепляет
Первоочередного внимания к состоянию межрайонной миграции заслуживают районы Севера и приравненные к ним местности и Сибирь. Именно здесь сосредоточены основные природные ресурсы России и за счет этих регионов в перспективе должно прирастать богатство страны. Однако характер миграции в этом регионе уже не соответствует развивающимся новым рыночным отношениям – наблюдается интенсивный отток населения, сокращение численности населения, ухудшение его демографической структуры, обострение проблем коренных народов. Всего за счет миграции в 1992-1998 гг. районы Севера потеряли 7% населения. Многие северные и восточные регионы теряют население моложе трудоспособного и в трудоспособном возрасте гораздо интенсивнее, чем пенсионеров.
В районах Крайнего Севера
очень низкий уровень жизни, и
миграционные процессы не приняли обвального
характера главным образом из-
Восточная Сибирь за последние годы начала терять свое население в миграционном обмене с другими территориями. За 1992-1998 гг. отрицательное сальдо миграции составило 105 тыс. человек.
Глава 6. В США мигрантов больше, беспредела меньше.
Что общего у, скажем, таджика или киргиза в России и мексиканца в Америке? Оба очень хотят заработать, но не очень дружат с законами. Оба покладисты и симпатичны бизнесменам. Список исчерпан. О разнице в подходах к миграционной политике в США и РФ "Росбалту" рассказал эксперт отделения политической науки Вашингтонского университета Аарон Эрлих.
- Аарон, вы давно занимаетесь вопросами миграции. Четыре года жили в России, часто бываете в Москве. Какие отличия в отношении вашей и нашей страны к приезжим бросаются в глаза?
- Наиболее существенная разница — в степени защищенности. В США тоже много нелегальных мигрантов. Каждый год нашу границу незаконно пересекают порядка 300 тыс. иностранцев. Всего, по оценкам разных специалистов, без официального статуса в Америке живут от 10 до 11 млн человек. Большинство из них — 60% — приходится на Мексику, 20% — на другие латиноамериканские страны, и 11% — на выходцев из Южной и Восточной Азии.
Они, как и в России,
распределяются по территории страны
неравномерно: основными центрами притяжения
мигрантов считаются
Но при этом даже нелегальный
мигрант в США обязательно
получает минимальную зарплату (ее
уровень варьируется в
- Нелегальный?
- Нелегальный.
- И его не выдворят, не потребуют заплатить штраф?
- Нет. Это не связано. Те, кто курирует проблемы миграции, не судят работодателей. И наоборот. Это разные структуры. То же и в образовательном секторе. Школа не может сказать, что такой-то мальчик тут находится нелегально и потому учиться не может. Он должен ходить на занятия, что бы там ни было с документами у его родителей.
Другое дело – система
здравоохранения. Здесь сложнее. У
большинства мигрантов нет
Кстати, еще в Америке
большинство нелегальных
-Как платят?
- В США у каждого есть карта социального обеспечения. Она бывает трех видов: для граждан, для иностранцев, которые приехали трудиться, и для иностранцев, которые приехали с другими целями – например, на лечение. Так вот, без такой карты ни один работодатель никого не примет на работу (штрафы за наем одного нелегального сотрудника доходят до $10 тыс.). Поэтому мигранты часто заимствуют карты у друзей, родственников, знакомых или покупают их. Пока настоящий владелец не обнаружит, что кто-то использует его личный номер, номеров может быть два. Работодатель записывает номер карты, которую принес мигрант, и платит налоги. Он не должен выяснять, фальшивый документ или нет, он просто должен удостовериться, что документ есть. Налоги он обязан платить, а проверять подлинность карты – нет, это ответственность государства.
Процент мигрантов, которые работают с фальсифицированными документами, высок. Но это не как в России. Это не под столом. Они работают тихо, получают зарплаты, платят налоги.
-Даже горничные?
- В частном секторе действительно трудно что-либо отследить. У физических лиц, как правило, работают без контрактов. Приезжают два-три раза в неделю, налогов не платят, мы даже не можем сказать, какую зарплату они получают: никто не знает.
- А рейды по выявлению таких вот нелегалов в США проводят?
- Что вы имеете в виду?
- Например, когда в какое-нибудь общежитие среди ночи приезжает миграционная служба и начинает тотальную проверку документов у сонных постояльцев.
- Во-первых, в Америке подобные действия незаконны. Это еще одна большая разница между РФ и США. У полиции должна быть причина для проверки документов. То же и с юридическими лицами: их могут проверить только в случае, если поступает сигнал: дескать, там-то и там-то те-то и те-то трудятся незаконно. Но просто так приехать нельзя. Более того, плановые рейды может осуществлять только федеральная миграционная служба. У полиции штатов нет полномочий в сфере контроля миграции.
Недавно, правда, в Аризоне ввели закон, который позволяет местным правоохранительным органам вмешиваться в миграционные проблемы. Но и он сейчас под вопросом: его судьба решается в суде.