Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:30, контрольная работа
Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Введение 3
1. Международная миграция рабочей силы 4
2. Россия и международный рынок труда 12
3. В гости на заработки 20
4. Об оценки влияния миграции на рынке труда 25
Заключение 45
Список использованной литературы 46
К отрицательным последствиям трудовой эмиграции относятся следующие:
1. Рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создаёт ВВП не у себя дома, а за рубежом.
2. За
границу уходит наиболее
3. Массовый отъезд молодых людей, преимущественно мужчин, отрицательным образом отражается на демографической ситуации.
Дальнейшая трансформация основных миграционных потоков в мире будет в значительной степени происходить под влиянием международного сотрудничества в данной сфере, миграционной политики как отдельных стран, так и их торгово – экономических союзов и интеграционных группировок, а также изменений в стратегии ТНК. Всё большее воздействие на указанный процесс будет оказывать глобализация мировой экономики. Все эти процессы должна учитывать в своей миграционной политике начала ХХI в. и Россия.
2. Россия и международный рынок труда
На протяжении большей части ХХ в. международный рынок труда формировался без участия России. В период, когда складывались основные потоки международной миграции, Советский Союз (как и другие социалистические страны) проводил политику жёсткого контроля за всеми формами движения трудовых ресурсов. Международная трудовая миграция рассматривалась в советской науке как порождение и необходимое условие господства капитала. При этом в СССР происходила внутренняя миграция населения, включая её межреспубликанское перемещение, вследствие процессов индустриализации, структурных преобразований в экономике, урбанизации и демографических перемен.
В настоящее время
по мере формирования реального внутреннего
рынка труда в России всё более
отчётливо проявляются и
За время существования Российской Федерации как независимого государства были подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции граждан РФ с Монголией, Китаем, Вьетнамом, странами Персидского залива, ФРГ, Люксембургом, Аргентиной, Венесуэлой, Финляндией, Японией, КНДР, Австрией, Швейцарией, Чехией, Словакией и другими странами. Немаловажное значение для РФ имеет и сотрудничество с Международной организацией по миграции (МОМ), основанное на подписанном в марте 1992 г. договоре. МОМ обеспечивает плановую и упорядоченную миграцию, имеет сложившуюся организационную структуру, осуществляет обмен опытом и обеспечивает информацией потенциальных мигрантов и соответствующие государственные организации о ситуации на рынке труда той или иной страны (в том числе по профессиям, квалификации, условиям найма). Для России МОМ был разработан ряд программ по профессиональной подготовке российских специалистов.
Таким образом, происходит постепенное включение нашей страны в международный рынок труда. Уже сейчас Россия одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу, чему в немалой степени способствовало появление «ближнего зарубежья», превратившего внутреннюю миграцию в бывшем СССР в международную миграцию.
В целом же к началу ХХI в. Россия выдвинулась в тройку ведущих стран – центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992 – 2002 гг. в США ежегодно въезжали 924 тыс. человек, в Германию – 865 тыс., а в Россию – 609 тыс. человек. Всего официально въехало в РФ за 11 лет 6,7 млн человек. Вместе с тем начиная с 1995 г. число въезжающих в Россию иммигрантов снижается: в 1994 г. в РФ прибыло 1,15 млн человек, а в 1995 – 2002 гг. этот показатель снизился с 842 тыс. до 185 тыс. человек. Основная часть иммигрантов (98,5% от общего числа въехавших в Россию) приходилась на бывшие республики СССР – страны СНГ и Балтии. В 1992 – 1994 гг. их доля составляла вообще около 100%, а в 1995 – 2002 гг. этот показатель уменьшился с 99,3 до 96% (с соответствующим ростом доли мигрантов из стран дальнего зарубежья).
Несмотря на то что число государств – экспортёров рабочей силы в Россию давно уже превышает сотню стран, в реальной практике подавляющая часть въезжающей в РФ иностранной рабочей силы приходится на достаточно ограниченное количество государств. Так, на долю «большой пятёрки» (Украина, Белоруссия, Турция, Китай, КНДР) к концу 90-х гг. приходилось более 68% всей иностранной рабочей силы, а на «большую десятку» (плюс Югославия, Польша, Грузия, Молдавия, Армения) – примерно 83%. При этом Украина и Белоруссия дают почти 72% всей рабочей силы из ближнего зарубежья, а Турция, Китай, КНДР и Югославия – свыше 33% работников из стран дальнего зарубежья. К недостаткам указанной структуры стран – экспортёров рабочей силы в Россию относится то, что среди них фактически нет ни одной экономически высокоразвитой страны.
В территориальном аспекте основная часть иностранной рабочей силы сконцентрирована в Центральном экономическом районе – 34,5%, больше всего в г. Москве и Московской области – 27,8%, а также на севере Западной Сибири – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа – 17,8%, в Белгородской области – 5,1%, в Приморском (4,7%) и Краснодарском (3,3%) краях.
Учитывая неравномерность распределения иностранной рабочей силы по территории России, можно утверждать, что для РФ миграция иностранной рабочей силы является как общефедеральной, так и региональной проблемой. Соответственно, общая отраслевая направленность миграции иностранной рабочей силы в Россию определяется отраслевой направленностью тех регионов страны, в которые она приходит в наибольших масштабах (например, в Тюменской области это нефтедобыча и строительство).
Как правило, иностранные рабочие заняты в регионах России на трудоёмких производствах (на которых не стремится работать местное население).В соответствии с официальными данными в 2002 г. в промышленности России было занято 22,5% трудящихся иностранных граждан (в 1995г. – 25,8%), в торговле и общественном питании – 14,9 (соответственно 10,1), в сельском хозяйстве – 12,6 (14,7), в строительстве – 7,6 (9,3), на транспорте – 6,5% (6,6%). Эта ориентация особенно характерна для привлекаемой иностранной силы из Украины (заняты в основном в промышленности и строительстве), Турции (строительство), Китая (строительство и сельское хозяйство). Учитывая то, что в указанных странах велика безработица, Россия фактически «помогает» указанным странам решать её проблемы («оттягивая» на себя часть безработных).
Помимо указанных отраслей иммигранты работают и в других отраслях экономики России: в образовании, рыночной инфраструктуре, сфере управления (прежде всего на предприятиях с иностранным капиталом). Именно в последние из указанных сфер (управление, рыночная инфраструктура, образование) направляются граждане из развитых стран с рыночной экономикой. Например, из числа иммигрантов из Великобритании на эти сферы приходится 88% (данные сферы развиваются прежде всего в Москве, Санкт – Петербурге, других крупных центрах России).
Иммиграция в Россию имеет ряд позитивных сторон:
• в значительной мере за счёт иммиграции решаются проблемы дефицита рабочей силы в целом ряде трудонедостаточных отраслей и регионов страны (например, добыча нефти и газа в Западной Сибири, транспорт, строительство, сфера услуг и общественное питание в некоторых крупных городах РФ);
• в условиях фактической депопуляции населения России (когда ежегодная рождаемость с начала 90-х гг. оказывалась ниже, чем смертность) иммиграция позволяла более чем наполовину компенсировать эту «естественную» убыль населения (иными словами, если бы не иммиграция, то сокращение населения РФ было бы ещё более значительным, чем это произошло с начала 90-х гг.).
В то же время открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. К числу факторов, способствовавших росту нелегальной иммиграции в Россию, можно отнести следующие:
•
как уже отмечалось, несовершенство
российского законодательства
•
слабость и неэффективность
•
наличие в России весьма
• специфика евразийского географического положения России, выступающей в качестве «транзитного моста» из Азии в Европу;
•
возросший с начала 90-х гг. удельный
вес теневой экономики в
Численность нелегалов в России в начале ХХI в. оценивалась различными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД РФ, Росстатом, пограничной и налоговой службами) неодинаково. В 2007 г., по оценкам Федеральной миграционной службы МВД РФ, численность нелегальных мигрантов в России составляла 10 млн человек, при этом в 2006 г. в Россию въехало около 23 млн человек. Среди нелегально въезжающих в РФ иностранных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост нелегальной иммиграции ведёт к целому ряду очевидных негативных последствий:
• возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из России, крупномасштабная неуплата налогов и др.;
• формирование значительных по численности этнических «анклавов» в тех регионах России, которые вовсе не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, а напротив являются трудоизбыточными регионами, обладающими весьма благоприятными условиями для проживания и ведения бизнеса (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Среднее и особенно Нижнее Поволжье), нередкое игнорирование этими «анклавами» российского законодательства и обычаев коренного населения и одновременный рост притязаний на землю, недвижимость и т.д. приводят к нарастанию в данных регионах межнациональных конфликтов;
• активное участие части нелегальных иммигрантов в теневом и откровенно криминальном бизнесе; угрозы их участия в международном терроризме;
• в перспективе разрастание таких многочисленных этнических «анклавов» создаёт уже угрозы национальной военной и геополитической безопасности страны.
В начале ХХI в. Россия имела положительное сальдо международной миграции (иммиграция превышала эмиграцию). Положительный баланс межгосударственной миграции и увеличение иммиграции не должны пугать, так как исследования подтверждают, что прямой связи между увеличением числа иностранных рабочих и ростом безработицы не существует. Внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на экономику и рынок труда России, составляя 1,5 – 2% занятого населения. Кроме того, увеличение количества иммигрантов оказалось своевременным для России, вступившей в очередную стадию демографического кризиса. Для сравнения: нынешнее экономическое благосостояние США, Германии, Японии во многом связано с активным привлечением иностранной рабочей силы. Однако при этом необходимо в полной мере учитывать весь комплекс негативных аспектов иммиграции (прежде всего нелегальной) в Россию.
В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», целью которого является упорядочение иммиграционного процесса в стране. Закон определил правовое положение иностранных граждан в РФ, он регулирует отношения между иностранными гражданами и органами власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории нашей страны трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Закон даёт определение не только иностранного гражданина, но и таких понятий, как «лицо без гражданства», «миграционная карта», «вид на жительство», «иностранный работник», «депортация», «разрешение на работу» и др. Однако проблемой остаётся тот факт, что изменения в иммиграционном законодательстве России не решили к настоящему времени такие сложные проблемы, как установление эффективных барьеров для нелегальной иммиграции в РФ и предоставление возможностей трудоустройства и достойных условий и уровня жизни для российских соотечественников, проживающих за рубежом, прежде всего в странах СНГ и Балтии, и вернувшихся в Россию.
Другой составляющей процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция, которая по своим качественным и количественным параметрам существенно отличается от иммиграции в РФ.
После того как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. – более 673 тыс. человек, затем это количество постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс. человек. Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50% из немцев, русских было около 25%, евреев – 13 – 16%. В последующие годы постоянно возрастала доля русских.
В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зарубежья – 84,7% выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6%.
Направления российской трудовой эмиграции в основном совпадают с направлением потоков международной миграции – в страны Западной Европы (прежде всего в ФРГ) и Северной Америки. При этом для нашей страны негативное значение имеет то , что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, а также потенциальных специалистов: аспирантов, студентов, стажёров. По имеющимся данным, они составляют около 30% от всех эмигрантов из России. Убытки, связанные с этим явлением, некоторыми специалистами оцениваются в 45 млрд долл. в год. При этом только 8 – 11 тыс. россиян в год устраиваются работать за границей легально – через государственные структуры и частные агентства. Около 90% трудоустраиваются самостоятельно, что не подразумевает социальных гарантий и отчислений в российский бюджет.