Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:30, контрольная работа
Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Введение 3
1. Международная миграция рабочей силы 4
2. Россия и международный рынок труда 12
3. В гости на заработки 20
4. Об оценки влияния миграции на рынке труда 25
Заключение 45
Список использованной литературы 46
Представляемые Росстатом прогнозы миграции отражают только размеры общего миграционного сальдо, но не дают оценки миграционного прироста, прежде всего, населения по возрастам, особенно населения в трудоспособном возрасте. Это существенный недостаток, так как население в трудоспособном возрасте является демографической основой экономически активного населения, численность и структура которого определяет предложение рабочей силы на рынках труда. Поэтому нами был осуществлен собственный прогноз миграционного сальдо населения трудоспособного возраста по внутреннему и внешнему потокам в региональном разрезе на перспективу.
Оценка современного и будущего воздействия миграции на основные социально – экономические показатели развития регионов прибытия и регионов выбытия может быть осуществлена на основе расчета коэффициентов корреляции между динамикой привлечения различных категорий мигрантов и макроэкономическими показателями (динамика ВРП на душу населения, занятость населения, уровень безработицы, среднедушевые доходы населения, объемы промышленного производства, объемы инвестиций).
Методика определения предположительной численности иностранной рабочей силы как в регионах, так и по стране, как правило, представляет собой формальную экстраполяцию ретроспективных данных за ряд лет с последующей их экспертной оценкой. При этом учитываются перспективы социально – экономического развития регионов и внедрение новых технологий в производственный процесс, изменения демографической и миграционной ситуации, возможности замещения иностранных работников российскими кадрами.
Прогнозирование качественных характеристик мигрантов, как внутренних так и внешних, с целью определения возможностей восполнения потребности региональных рынков труда в квалифицированных кадрах в разрезе профессий и специальностей не только на среднесрочную перспективу, а даже на год затруднительно из-за отсутствия достоверной статистической отчетности, адекватно отражающей эти процессы, слабой методологической проработанности подобных расчетов.
Таким образом, итогом третьего этапа разработки методологических подходов к определению влияния миграции на рынки стать типология субъектов РФ по степени влияния миграции на формирование предложения рабочей силы и выделение наиболее проблемных территорий с точки зрения обеспеченности трудовыми ресурсами как в настоящее время, так и в будущем, а также выделение наиболее проблемных регионов с точки зрения рисков социально – экономического развития, связанных с миграцией.
Четвертый этап – определение и уточнение основных путей достижения сбалансированности спроса и предложения на региональных рынках труда на основе сопоставления результатов на предыдущих этапах.
Таким образом, выстраивается логическая цепочка взаимосвязей тенденций миграционной ситуации, влияющей на формирование предложения рабочей силы на региональном рынке труда, соотношения свободных рабочих мест и работников, претендующих на вакансии. Такая зависимость позволяет выделить наиболее проблемные регионы с точки зрения дисбаланса как на текущем рынке труда регионов, так и на перспективу. А расчеты предположительной потребности в работниках – мигрантах расширяют возможности корректировки масштабов предложения рабочей силы для достижения максимально возможной сбалансированности рынка труда на перспективу (табл. 7).
Распределение
рисков возможного изменения центров
максимального миграционного
Группа регионов |
Пониженная напряженность на рынке труда; благоприятный уровень развития человеческого потенциала |
Пониженная напряженность на рынке труда; низкий уровень развития человеческого потенциала |
Напряженная ситуация на рынке труда; выше среднего, средний и немного ниже среднего ИРЧП |
Критическая ситуация на рынке труда; низкий и ниже среднего уровень развития человеческого потенциала |
Центры максимального миграционного протяжения |
Москва, Санкт – Петербург, Московская область, Ленинградская обл, Липецкая обл, Самарская обл, Рязанская обл, Калужская обл., Республика Татарстан, Тюменская обл., Ханты – Мансийский АО, Ямало – Ненецкий АО. |
Калининградская обл. |
Белгородская обл., Краснодарский край, Воронежская обл., Орловская обл. |
Республика Адыгея |
Итого |
12 субъектов РФ |
1 субъект РФ |
4 субъекта РФ |
1 субъект РФ |
Новые регионы - доноры |
Свердловская обл., Челябинская обл., Новосибирская обл. |
Томская обл., Кемеровская обл., Магаданская обл., Республика Мордовия, Республика Башкортостан |
||
Регионы доноры |
Республика Саха (Якутия), Сахалинская обл., мурманская обл., Удмурская республика, Архангельская обл., Чукотский АО |
Республика Чувашия, Иркутская обл., Республика Коми, Красноярский край, Хабаровский край |
||
Слаборазвитые регионы – доноры |
Кировская обл. |
Ульяновская обл., Брянская обл., Курганская обл., Алтайский край, Амурская обл., Республика Бурятия, Приморский край, Забайкальский край, Республика Марий Эл, Республика Кабардино – Балкария, Республика Карачаево – Черкесия. Республика Дагестан, Республика Чечня, Республика Калмыкия | ||
Итого |
10 субъектов РФ |
11 субъектов РФ |
15 субъектов РФ |
Определение дополнительной потребности в иностранной рабочей силе должно осуществляться в рамках экономически обоснованных расчетов общей потребности в трудовых ресурсах страны в целом и ее отдельных регионов и профессионально – квалификационных групп с учетом перспектив социально – экономического развития и внедрения новых технологий. Методы и приемы таких расчетов должны быть едиными. При этом определение субъектами Российской Федерации потребности в иностранных работниках должно осуществляться в соответствии с целевыми установками, ориентирами и правилами федерального центра.
Заключение
Можно сделать некоторые выводы, а именно:
Список использованной литературы