Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:30, контрольная работа
Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Введение 3
1. Международная миграция рабочей силы 4
2. Россия и международный рынок труда 12
3. В гости на заработки 20
4. Об оценки влияния миграции на рынке труда 25
Заключение 45
Список использованной литературы 46
В результате анализа указанных показателей регионы распределяются на несколько типов по степени влияния миграции на формирование трудоактивного населения. Для ранжирования территорий показатели разбиваются на две группы: первая включает общие показатели (число прибывших, число выбывших, сальдо миграции), отражающие результаты территориального перемещения населения; вторая – специальные показатели, характеризующие остроту исследуемой проблемы (доля миграционного прироста в естественном приросте населения, в приросте населения трудоспособного возраста и населения младших возрастов, коэффициент миграционной нагрузки на 1 тыс. человек трудоспособного возраста и 1 тыс. человек экономически активного населения). Группообразующими являются общие показатели, а типообразующими – специальные показатели.
Итог типологизации – выделение региональных типов с различной степенью влияния миграции на формирование экономически активного населения и определения, во-первых, территорий, где миграция выступает как фактор роста численности трудоактивного населения, а во-вторых, территорий, где миграция является фактором сокращения трудового потенциала.
Второй этап – оценка состояния региональных рынков труда и определение степени влияния миграции на их функционирование. Результатом второго этапа должна стать типологизация субъектов Федерации по степени сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и выявление территорий положительного и отрицательного влияния миграции на объёмы предложения рабочей силы.
При выборе основных данных для такой типологизации предлагается все характеристики разделить на две группы – показатели, характеризующие спрос на рабочую силу, и показатели, характеризующие её предложения. Первая группа включает следующие показатели: численность и динамика занятого экономически активного населения; уровень занятости; потребность в работниках, заявляемая в службы занятости предприятиями и организациями, и её региональная и отраслевая структура.
Вторая группа объединяет характеристики экономически активного незанятого населения региона и мигрантов трудоспособного возраста (как внутренних, так и внешних), включая и иностранную рабочую силу:
- уровень безработицы экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет, отражающий межрегиональные различия незанятости населения;
- уровень безработицы, регистрируемый службой занятости, что позволяет выявить проблемные территории с точки зрения состояния рынка труда не только из-за роста численности населения в трудоспособном возрасте (предложение рабочей силы на рынке труда, превышающее спрос), а также регионы, в которых безработица вызвана недостаточным развитием производства и отсутствием необходимого количества рабочих мест;
- показатель напряжённости на рынке труда, определяемый как численность незанятого населения, обратившегося в службы занятости, в расчёте на одну вакансию;
- расчётный показатель дисбаланса на рынке труда (ДБВ) – разница между среднегодовой численностью безработных по методологии МОТ и среднегодовым числом вакансий (требуемых работников), сообщённых организациями в органы государственной службы занятости;
- коэффициент миграционной нагрузки на рынок труда (КМНРТ), исчисляемый отношением сальдо миграции населения трудоспособного возраста к потребности в работниках, заявляемой предприятиями и организациями в службы занятости. Он указывает на фактическую численность мигрантов, претендующих на свободные рабочие места в регионе, либо на численность прибывающих или выбывающих мигрантов;
- коэффициент миграционной нагрузки на занятость (КМНЗ) – соотношение мигрантов трудоспособного возраста на 1 тыс. занятых. Данный коэффициент рассчитывается отдельно по внешней и внутренней миграции;
- коэффициент нагрузки ИРС на рынок труда (КНИРС) – отношение численности иностранных граждан, работающих в Российской Федерации на законных основаниях, к среднегодовому числу вакансий (требуемых работников), сообщенных организациями в органы государственной службы занятости;
- показатель соотношения численности иностранных работников к численности занятых.
В результате анализа выделяется по степени сбалансированности спроса и предложения на рынках труда пять типов регионов: относительной сбалансированности спроса и предложения; с низкой степенью дисбаланса; со средней и выше средней степенями дисбаланса; с высокой степенью дисбаланса; с критической степенью дисбаланса. Распределение субъектов РФ по указанным типам следующее (табл. 1).
Характеристика типов РФ по степени сбалансированности спроса и предложения на рынке труда (табл.1)
В среднем по Российской Федерации |
1тип |
2 тип |
3 тип |
4 тип |
5 тип | |
Регионы относительной сбалансированности |
Регионы низкой степени дисбаланса |
Регионы средней и выше среднего степенями дисбаланса |
Регионы высокой степени дисбаланса |
Регионы критической степени дисбаланса | ||
Количество субъектов РФ, входящих в тип |
88 |
19 |
7 |
31 |
17 |
14 |
Типообразующие показатели: | ||||||
Уровень занятости, % |
92,4 |
94,3 |
93,3 |
92,4 |
90,0 |
78,1 |
Структура вакансий, % |
100,0 |
60,5 |
9,3 |
25,8 |
5,3 |
0,7 |
Отношение безработных к вакансиям, чел./вакансия |
6,9 |
4,8 |
5,8 |
9,3 |
16,6 |
395,5 |
Коэффициенты: | ||||||
Напряженности на рынке труда (незанятое население к вакансиям), чел/вакансия |
2,5 |
1,4 |
1,6 |
2,8 |
6,5 |
277,5 |
Миграционной нагрузки на вакансии, чел/вакансия |
0,09 |
0,28 |
-0,09 |
-0,18 |
-0,92 |
-4,42 |
В том числе | ||||||
Внутренняя миграция |
0,00 |
0,13 |
-0,15 |
-0,27 |
-0,96 |
-2,75 |
Внешняя миграция |
0,09 |
0,15 |
0,07 |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
Иностранной рабочей силы к вакансиям, чел/вакансия |
0,86 |
0,61 |
0,55 |
1,07 |
1,71 |
3,44 |
Миграционной нагрузки на 1тыс. занятых, чел. |
1,05 |
3,9 |
-1,12 |
-1,9 |
-5,94 |
-5,61 |
В том числе | ||||||
Внутренняя миграция |
0,0002 |
2,04 |
-1,94 |
-2,65 |
-6,10 |
-4,01 |
Внешняя миграция |
1,05 |
1,86 |
0,92 |
-0,79 |
0,60 |
0,26 |
На основе выделенных типов регионов может быть сформирована еще одна типология по степени влияния миграции на рынок труда: миграционное – привлекательные субъекты Федерации с минимальной и пониженной напряженностью на рынке труда; миграционное – привлекательные субъекты с повышенной и максимальной напряженностью на рынке труда; субъекты миграционного оттока населения трудоспособного возраста с пониженной и умеренной напряженностью на рынке труда; субъекты миграционного оттока населения трудоспособного возраста с повышенной напряженностью на рынке труда; субъекты Федерации высокой интенсивности миграционного оттока населения трудоспособного возраста с максимальной и повышенной напряженностью на рынке труда (табл. 2-6).
Миграционно – привлекательные субъекты РФ с минимальной и пониженной напряженностью на рынке труда (табл. 2)
Коэффициент миграционной нагрузки на 1 тыс. населения трудоспособного возраста |
Тип региона по степени напряженности | |
Московская область |
14,1 |
С минимальной напряженностью |
Москва |
6,8 |
|
Санкт – Петербург |
6,6 | |
Ленинградская область |
9,8 |
С пониженной напряженностью (ниже средней по России) |
Калининградская область |
5,2 |
|
Ярославская область |
4,2 |
|
Республика Татарстан |
3,3 | |
Свердловская область |
3,3 | |
Рязанская область |
3,2 | |
Самарская область |
3,1 | |
Калужская область |
2,7 |
|
Липецкая область |
2,4 | |
Тюменская область |
2,0 | |
Нижегородская область |
1,6 | |
Тульская область |
1,0 | |
Тверская область |
0,6 | |
Вологодская область |
0,3 | |
Новосибирская область |
1,6 |
С умеренной напряженностью (на уровне, близком к средней по России) |
Республика Карелии |
0,9 |
|
Владимирская область |
0,6 | |
Челябинская область |
0,3 |
Таким образом, указанные типологии могут быть использованы при прогнозировании тенденций миграции и ее влияния на состояние региональных рынков труда, а также при определении возможных рисков, связанных с миграционными факторами при различных сценариях социально – экономического развития регионов.
Третий этап – определение масштабов предложения рабочей силы за счет как внутренней, так и внешней миграции, с помощью методов прогнозирования. Прогнозирование миграции населения – наименее методически обеспеченный компонент современных демографических прогнозов. Различными авторами разработаны (или заимствованы в зарубежной литературе) математические модели миграционных процессов (матричные, по типу межотраслевого баланса, гравитационные, описывающие «притяжение» населения к узловым пунктам системы расселения и др.). Однако простой и логичной методики, подобной «передвижке возрастных групп» в прогнозе численности и структуры населения или «балансу трудовых ресурсов», в практике миграционного прогнозирования нет.
Миграционно – привлекательные субъекты РФ с повышенной и максимальной напряженностью на рынке труда (табл. 3)
Коэффициент миграционной нагрузки на 1тыс. населения трудоспособного возраста |
Тип региона по степени напряженности | |
Белгородская область |
9,1 |
С повышенной напряженностью (выше средней по России) |
Краснодарский край |
7,4 |
|
Астраханская область |
4,6 | |
Республика Алтай |
3,5 | |
Кемеровская область |
2,5 | |
Томская область |
2,3 | |
Саратовская область |
1,0 | |
Воронежская область |
0,3 |
|
Ставропольский край |
0,3 | |
Республика Ингушетия |
1,9 |
С максимальной напряженностью |
Республика Адыгея |
1,7 |
Субъекты РФ миграционного оттока населения трудоспособного возраста с пониженной и умеренной напряженностью на рынке труда (табл. 4)
Коэффициент миграционной нагрузки на 1 тыс. населения трудоспособного возраста |
Тип региона по степени напряженности | |
Чукотский АО |
-5,1 |
С минимальной напряженностью |
Мурманская область |
-7,3 |
С пониженной напряженностью(ниже средней по России) |
Сахалинская область |
-6,3 |
|
Астраханская область |
-5,6 | |
Кировская область |
-4,4 | |
Костромская область |
-1,4 | |
Ивановская область |
-0,3 | |
Республика Саха (Якутия) |
-6,8 |
С умеренной напряженностью (на уровне, близком к средней по России) |
Камчатская область |
-6,2 |
|
Республика Мордовия |
-4,8 | |
Иркутская область |
-3,4 | |
Псковская область |
-2,6 | |
Удмуртская область |
-2,0 | |
Курская область |
-1,7 | |
Волгоградская область |
-1,2 | |
Ростовская область |
-1,0 | |
Новгородская область |
-0,9 |
Современные прогнозы миграционных приростов населения, разрабатываемые Росстатом, методически не отличаются от прежних прогнозов. Большинство их базируется на экспертно корректируемой экстраполяции отчетных данных по миграции населения. Как правило, они осуществляются по трем вариантам, один из которых носит инерционный характер исходя из сложившейся территориальной структуры миграционных потоков, другой – нормативный, ориентированный на достижение целей, определенных, например, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025г.
Субъекты РФ миграционного оттока населения трудоспособного возраста с повышенной напряженностью на рынке труда (табл. 5)
Коэффициент миграционной нагрузки на 1 тыс. населения трудоспособного возраста |
Тип региона по степени напряженности | |
Красноярский край |
-1,9 |
С повышенной напряженностью (выше средней по России) |
Пермский край |
-1,4 |
|
Брянская область |
-1,4 | |
Смоленская область |
-1,3 | |
Респ.Башкортостан |
-1,2 | |
Хабаровский край |
-1,0 | |
Чувашская Республика |
-0,8 | |
Омская область |
-0,8 | |
Пензенская область |
-0,8 | |
Орловская область |
-0,1 | |
Республика Хакасия |
-0,8 |
С максимальной |
Субъекты РФ
высокой интенсивности
Коэффициент миграционной нагрузки на 1 тыс. населения трудоспособного возраста |
Тип региона по степени напряженности | |
Магаданская область |
-17,7 |
С повышенной напряженностью |
Республика Коми |
-10,2 |
|
Курганская область |
-9,1 | |
Ульяновская область |
-5,2 | |
Амурская область |
-5,0 | |
Алтайский край |
-4,3 | |
Приморский край |
-3,0 | |
Оренбургская область |
-3,0 | |
Республика Марий Эл |
-2,8 | |
Кабардино – Балкарская Республика |
-11,0 |
с максимальной напряженностью |
Республика Калмыкия |
-11,2 |
|
Республика Тыва |
-6,5 | |
Республика Бурятия |
-6,3 | |
Карачаево – Черкесская Республика |
-5,6 | |
Читинская область |
-5,6 | |
Республика Дагестан |
-4,5 | |
Тамбовская область |
-3,3 |
|
Республика Сев. Осетия – Алания |
-2,9 | |
Еврейская авт. область |
-2,3 |