Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:30, контрольная работа
Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Введение 3
1. Международная миграция рабочей силы 4
2. Россия и международный рынок труда 12
3. В гости на заработки 20
4. Об оценки влияния миграции на рынке труда 25
Заключение 45
Список использованной литературы 46
По имеющимся оценкам отрицательные для экономики России последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть будет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного и экспортного потенциала страны.
В настоящее время
3. В гости на заработки
Для трудоустройства
гастарбайтера предприятию
Иностранец получает разрешение на работу
Иностранец, имеющий вид на жительство (постоянно проживающий в РФ), имеет право свободно работать в России без разрешений. Иностранец, получивший разрешение на временное проживание, вправе работать на территории того субъекта РФ, где ему разрешено жить.
В период каникул могут работать без разрешения по договору порядка (оказания услуг) студенты учреждений профобразования, приехавшие в Россию по учёбной визе. При желании заключить с ними договоры лучше ознакомиться со справкой образовательного учреждения об обучении таких лиц и сроках их каникул (стоит приложить её к документации по этому работнику). Также эти студенты могут работать без разрешения в качестве учебно – вспомогательного персонала в учреждениях, в которых они обучаются.
Без разрешений работают в России дипломатические и консульские работники, их домашний персонал, аккредитованные в РФ журналисты и приглашённые в нашу страну преподаватели (кроме преподавателей духовных учреждений).
Разрешение не требуется работникам иностранных производителей или поставщиков, выполняющих монтажные (шеф - монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования.
Прочим иностранным гражданам необходимо разрешение на работу. Постановлением Правительства России от 15.11.2006 № 681 (далее – Постановление № 681) определены отдельные правила выдачи разрешений на работу для иностранцев, прибывающих в Россию в порядке, требующем и не требующем получения визы.
В случае необходимости получения потенциальным работником визы заявление на выдачу разрешения для него подаёт за него в орган ФМС будущий работодатель. К заявлению прилагаются:
• цветная фотография иностранного гражданина размером 30×40 мм;
• копия иностранного документа о профессиональном образовании, квалификации или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству);
• документ об уплате госпошлины.
В случае если документы составлены на иностранном языке к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.
По каждому заявлению принимается отдельное решение в 30-дневный (при экспертизе – в 45-дневный) срок. Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в нашу страну в целях осуществления трудовой деятельности, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. Если эта квота исчерпана, потенциальный работник, увы, уже не получит разрешения.
Разрешение на работу выдаётся только при условии:
а) достижением иностранным гражданином 18-летнего возраста;
б) привлечения иностранцев по трудовым или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в выданном работодателю разрешении на привлечение и использование иностранных работников.
При прибытии иностранного гражданина в Россию в порядке, не требующем получения визы, он примерно в той же последовательности получает разрешение на работу самостоятельно (см. Постановление № 681).
Будущий работник проходит медосвидетельствование
Чтобы разрешение на работу было выдано на руки или выслано работодателю, в соответствующий орган ФМС должна быть представлена медицинская справка, свидетельствующая об отсутствии у потенциального работника наркомании или опасного инфекционного заболевания, предусмотренного Постановлением Правительства России от 02.04.2003 № 188. В этот перечень включены ВИЧ – инфекция, лепра, туберкулёз и инфекции, передающиеся преимущественно половым путём. При наличии подобных заболеваний разрешение на работу не выдаётся, а выданное – аннулируется. Такие же справки иностранцы представляют для получения вида на жительство, разрешения на временное проживание.
Въехавшие в Россию в безвизовом порядке иностранцы, получившие разрешение на работу, обязаны представить в течение 30 суток со дня получения разрешения в орган ФМС такие же медсправки, если разрешение на работу выдано им на срок более 90 суток.
Порядок прохождения медицинского освидетельствования иностранных граждан регламентируется Письмом Роспотребнадзора от 30.01.2007 № 0100/806-07-32.
Работодатель уведомляет налоговый орган
Работодатель обязан сообщить о привлечении иностранца к работе в налоговый орган по месту своего учёта в течение 10 дней с момента:
• подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
• прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
• получения иностранным гражданином разрешения на работу;
• заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Работодатель обеспечивает регистрацию иностранца по месту пребывания
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин обязан зарегистрироваться по месту пребывания в России в течение трёх дней со дня прибытия в страну. Согласно п. 3 ч. 8 ст. 18 того же Закона на работодателя возлагается обязанность представления документов, необходимых для регистрации. Заявление о регистрации подаётся иностранцем в территориальный орган ФМС России лично или через пригласившего работодателя. К нему прилагаются копии документа, удостоверяющего личность, и миграционной карты.
Стороны заключают трудовой договор
Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет:
• документ, удостоверяющий личность;
• трудовую книжку;
• страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
• документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при их необходимости для работы).
Документом, удостоверяющим личность, признаётся паспорт иностранного гражданина, вид на жительство. Международным договором может быть признан таковым и другой документ (надо дополнительно выяснить – что за документ и на основании какого договора). Страховое свидетельство и трудовая книжка (которых скорее всего у иностранца нет) должны быть заведены (изготовлены) ему организацией, в которую он устраивается работать.
Помимо указанных документов важно заглянуть в миграционную карту потенциального работника. Она даст информацию о данном лице, его въезде и перемещениях в России (это позволяет проверить как законность его нахождения, так и составить некий портрет человека – особенно это важно, если он въезжал в страну не по приглашению от организации, куда идёт работать).
Получив необходимую информацию, можно принимать решение о найме и заключать трудовой договор. На основе трудового договора издаётся приказ (распоряжение) работодателя о приёме на работу и в трёхдневный срок объявляется работнику под роспись. С этого момента трудовые отношения считаются оформленными.
Работодатель уведомляет орган занятости
Организация, заключившая трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным работником, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, обязана в 10-дневный срок со дня заключения договора уведомить об этом территориальный орган ФМС и орган занятости в субъекте Федерации. Форма такого уведомления установлена Постановлением Правительства России от 23.12.2006 № 798.
4. Об оценки влияния миграции на рынке труда
На состояние сферы занятости региона оказывают воздействие различные категории мигрантов: трудовые, сезонные, прибывающие на постоянное место жительства и т.д. Эффективное управление миграционными процессами предполагает сбалансированность спроса и предложения на региональных рынках труда. Если спрос на труд формируется территориально локализованным производством, то предложение труда определяется характером и условиями расселения, численностью и возрастной структурой населения, особенностями его территориального движения, т.е. миграцией.
Предложение рабочей силы складывается из местного незанятого, но активно ищущего работу населения и населения, прибывающего по тем или иным причинам в регион. Демографической основой формирования предложения рабочей силы выступает население в трудоспособном возрасте. А поскольку в миграционном потоке преобладают лица в основном активных рабочих возрастов, то миграция является одним из ведущих факторов, определяющих количественные и качественные параметры предложения рабочей силы.
К основным миграционным потокам, которые оказывают влияние на формирование региональных рынков труда, относятся:
1) маятниковая трудовая миграция. Как правило, в ней участвуют жители пригородных территорий, входящих в агломерации и совершающие ежедневные трудовые маятниковые миграции;
2) межрегиональная миграция рабочей силы. Привлечение работников осуществляется как из прилегающих субъектов РФ, так и регионов, удалённых от него. При этом перераспределение по территории ресурсов труда может осуществляться в форме как трудовой миграции (без смены постоянного места жительства), так и безвозвратной миграции на постоянное место жительства в целях трудоустройства;
3) миграция рабочей силы из-за пределов страны (внешняя миграция). Внешние мигранты могут прибывать на территорию вселения как на постоянное место жительства, так и с целью осуществления временной трудовой деятельности (иностранная рабочая сила).
Перечисленные потоки мигрантов в той или иной степени определяют структуру предложения рабочей силы в регионе. Поэтому целенаправленное регулирование масштабов и направлений миграционных процессов позволит снижать напряжённость на региональных рынках труда путём перераспределения излишков рабочей силы.
Методологически определение влияния миграции на сбалансированность региональных рынков труда может быть осуществлено в четыре этапа.
Первый этап – оценка миграционной ситуации в регионах и определение основных источников формирования предложения рабочей силы, в том числе за счёт мигрантов. Для этого анализируются основные миграционные потоки внутренней внешней миграции (включая иностранную рабочую силу) и влияние миграции на формирование населения трудоспособного возраста в региональном разрезе с последующим ранжированием российских территорий по данному признаку. Региональные различия в миграционной ситуации и типологизация субъектов Федерации по степени влияния миграции на формирование предложения рабочей силы определяются по следующим показателям:
* динамика общего миграционного сальдо населения трудоспособного возраста за n-период времени (для большей достоверности получаемых выводов ретроспективный период должен составлять не менее 10 лет), в том числе миграционного сальдо населения трудоспособного возраста за счёт внутренней и внешней миграции;
* динамика и прирост численности населения трудоспособного возраста как демографической основы экономически активного населения;
* удельный вес общего сальдо миграции, в том числе внутреннего и внешнего, в приросте населения трудоспособного возраста;
* коэффициенты миграционной нагрузки на 1 тыс. человек трудоспособного возраста и на 1 тыс. человек экономически активного населения, рассчитанные как отношение миграционного сальдо населения в трудоспособном возрасте к среднегодовой численности населения в трудоспособном возрасте и среднегодовой численности экономически активного населения данного региона. Отрицательное значение коэффициента миграционной нагрузки показывает, насколько уменьшилась миграционная нагрузка на трудоспособное и экономически активное население, а положительное – насколько эта нагрузка возросла. Аналогичные коэффициенты миграционной нагрузки рассчитываются отдельно для внешней и внутренней миграции;
* численность и структура иностранной рабочей силы, привлечённой на законных основаниях.
В качестве дополнительных характеристик миграции может использоваться сальдо миграции населения младше трудоспособного возраста, в том числе по внутреннему и внешнему потокам. Данный показатель позволяет определить возможные границы изменения масштабов предложения рабочей силы на ближайшие 10-15 лет в зависимости от численности лиц, вступающих в рабочий возраст.