Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры,
особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне,
столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению
острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Задачи, поставленные в моей курсовой работе, следующие: рассмотреть теории,
направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмы
государственного регулирования миграции рабочей силы в России и зарубежных
странах.
1. Введение.........................2
2. Теории международной миграции................3
- Виды трудовой миграции.................3
- Экономические эффекты миграции.............5
3. Масштабы и направления миграции рабочей силы.......5
- Количественные показатели................5
- Масштабы миграции...................7
- Направления миграции..................9
4. Государственное регулирование миграции............10
- Механизмы контроля миграции..............10
- Регулирование иммиграции..................11
- Стимулирование реэмиграции..............15
- Правовое регулирование миграции............16
5. Последствия миграции для национальных рынков труда....18
- Дискриминация мигрантов................19
- Что происходит в Европе................19
- Что происходит в России................20
6. Переводы работников – мигрантов.............23
7. Заключение.........................25
8. Приложение........................26
9. Список литературы.....................29
производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не
равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут
перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Одно из них –
финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых
стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко
расположены или даже граничат
с менее развитыми
примером является, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского
бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция.
Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных иммигрантов,
которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для
депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной
Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели
к созданию широкой системы государственного и межгосударственного
регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей
силы началось значительно
раньше, чем его участие в
международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы,
запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века
многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд
нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции,
регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.
Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде
всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в
страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами – людьми,
приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там на постоянное
место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться
и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени,
наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой
иммиграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие
финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока
иностранной рабочей силы (иммигрантов) либо на стимулирование мигрантов к
возвращению на родину (реэмиграции).
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИИ
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании
иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует
въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем
остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране,
но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
· работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную,
грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные,
вахтенные, муниципальные рабочие;
· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты,
узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
· представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин,
врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены,
врачи, писатели;
· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну,
инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты
принимающих стран, действующие
на основе национального
также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в
разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных
ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское
управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по
иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно
исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда,
надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.
В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании
подписанного контракта
с нанимателем о его
министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных
навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В
некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта
его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и
профсоюзов данной отрасли.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран
представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты
иммиграционного законодательства следующие:
Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран
устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по
специальности. Минимальным
требованием к образованию
полного курса средней
школы или профессионально-
должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом
необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет
соответствия требований
к специалисту в
требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране –
экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими
странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по
специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.
Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих
стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны
не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом
СПИД. Иммигранты обязаны
представить справку о
заверенную консульским
учреждением принимающей
медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается
законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они
намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец,
чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и
социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено
иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам
террористических и
Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов,
устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться
в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной
рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей,
определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной
отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю
иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее
количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное
квотирование является весьма
жестким методом
импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за
соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.
Экономическое
регулирование. Оно вводит
ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается
юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную
рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или
после внесения определенных платежей в государственных бюджет. Частные лица
имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику
принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность
происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По
законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на
местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы
предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать
сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных
граждан в домашнем хозяйстве.
Временные ограничения.
Законодательства большинства
максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по
истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от
компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую
для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов,
предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в
ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в
течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать
в принимающую страну.
Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая
иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную
структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на
въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в
предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках
географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных
стран из одного географического региона.
Запреты. Явные
и скрытые запреты нанимать
иностранную рабочую силу
содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено.
Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать
иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей
или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны,
перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений
иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать
дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в
его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в
большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко
не всегда эффективны.
Законодательно
могут накладываться как на самих иммигрантов, так и на тех, кто помогает им
незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное
проникновение в страну считается преступлением. За его совершение
предусматривается депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение.
Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией,
большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За
незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые
также считаются преступлением,
предусматриваются настолько
что они могут вести к разорению некоторых больших фирм и предприятий.
СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕЭМИГРАЦИИ
В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве
иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран
с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда
иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер
реэмиграции следующие:
Программы стимулирования
реэмиграции. Они включают
мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных
иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на
родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались
программы поощрения реэмиграции,
предусматривающие выплаты
при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых
случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его
желании покинуть принимающую сторону, а в других – через некоторое время после
его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало
иммигранта права вновь въехать в принимающую страну. Выплаты пособия
осуществлялись за счет средств,
накопленных в фонде
пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на
работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает
дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные
расходы оказывались весьма значительными в результате необходимости создания
электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий.