Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры,
особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне,
столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению
острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Задачи, поставленные в моей курсовой работе, следующие: рассмотреть теории,
направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмы
государственного регулирования миграции рабочей силы в России и зарубежных
странах.
1. Введение.........................2
2. Теории международной миграции................3
- Виды трудовой миграции.................3
- Экономические эффекты миграции.............5
3. Масштабы и направления миграции рабочей силы.......5
- Количественные показатели................5
- Масштабы миграции...................7
- Направления миграции..................9
4. Государственное регулирование миграции............10
- Механизмы контроля миграции..............10
- Регулирование иммиграции..................11
- Стимулирование реэмиграции..............15
- Правовое регулирование миграции............16
5. Последствия миграции для национальных рынков труда....18
- Дискриминация мигрантов................19
- Что происходит в Европе................19
- Что происходит в России................20
6. Переводы работников – мигрантов.............23
7. Заключение.........................25
8. Приложение........................26
9. Список литературы.....................29
Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.
Программы профессиональной
подготовки иммигрантов. В
которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства
отдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают программы
профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив
образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более
высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес
со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался довольно низким по
той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало
получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство
иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и
низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать на родину и
пытаться там найти лучшую работу.
Программы экономической
помощи странам массовой
страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об
инвестициях части переводов работников на родину и части государственных
средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы
стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму
кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта
форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые
турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали
пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов
из Турции.
Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство
программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при
некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд на родину
резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ.
Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что
правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в
ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции. [1.
c.335]
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ
Сложное материальное и социально-трудовое положение мигрантов не могло не
привлечь внимания Международной организации труда. Еще на первой сессии
Генеральной конференции МОТ в 1919 г. была принята рекомендация №2 «О
взаимности в области
отношения к трудящимся-
том, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений,
которые должны быть согласованы заинтересованными странами, распространил на
трудящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах его
территории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихся
своей страны.
В 1926 г. была принята Рекомендация МОТ №19 «О предоставлении в Международное
бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции,
иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов». [7. c. 66]
Но рекомендации – это всего лишь рекомендации. Требовался более обязывающий
документ. Им стала вступившая в действие в 1939 г. Конвенция №66 «О
трудящихся-мигрантах». Ее пересмотрели и существенно дополнили в 1949 г. (Эта
Конвенция отменена решением
Международной конференции
Фактически она была заменена Конвенцией №97 «О трудящихся-мигрантах», которая
сохраняет свое значение до настоящего времени.
В ней говорится, что каждый член МОТ обязуется предоставлять в распоряжение
МБТ и любого другого члена Организации по их требованию не только информацию
о политике его страны в
области эмиграции и
трудоустройстве мигрантов, условиях из труда и жизни, а также о соглашениях
и особых мероприятиях, принятых в стране по этим вопросам. Статья 2 обязывает
учредить компетентную и бесплатную службу помощи трудящимся-мигрантам,
принимать меры против всякой вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам
эмиграции и иммиграции, обеспечивать отъезд, переезд и прием трудящихся-
мигрантов, предоставлять им самим и членам их семей необходимое медицинское
обслуживание. Страны-члены МОТ обязуется действовать без дискриминации по
признаку национальности, расы, религии или пола и предоставлять не менее
благоприятные, чем для собственных граждан условия в следующих областях:
-
заработная плата, рабочее
оплачиваемые отпуска, ученичество и другие формы профессионального обучения;
- обеспечение жильем;
-
социальное обеспечение (при
производстве, безработице, охране материнства, при болезни, инвалидности,
старости, смерти). Не должно быть ущемления прав мигрантов в области налогов,
сборов и судопроизводства.
Согласно Конвенции №97
услуги, оказываемые мигрантам
службами трудоустройства, предоставляются бесплатно. Когда число мигрантов,
отправляющихся с территории одного государства-члена на территорию другого,
достаточно велико, предусматривается возможность заключения между странами
соглашения в целях регулирования вопросов, предоставляющих взаимный интерес,
включая разрешение переводить в иностранную валюту любую часть заработка или
сбережений.
Данная Конвенция имеет Рекомендация №86 и три положения: два – о вербовке,
одно – о ввозе мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и
оборудования.
Упомянутые конвенции и рекомендации распространяются только на страны-члены
МОТ. Сейчас их 174, и далеко не все они ратифицировали Конвенцию №97. но в
соответствии с последними решениями МОТ все ее члены, принявшие Устав
организации, автоматически несут ответственность за выполнение всех
конвенций.
Несмотря на наличие конвенций и рекомендаций МОТ, регулирующих положение
трудящихся-мигрантов, оно остается тяжелым, поскольку перечисленные нормы
либо выполняются в неполном объеме, либо вообще не выполняются. Кроме того,
как уже отмечалось, большое распространение получила незаконная миграция. В
силу этих обстоятельств в 1975 г. были приняты Конвенция №143 «О
злоупотреблениях в области
миграции и об обеспечении трудящимся-
равенства возможностей и обращения», Рекомендация №151 «О трудящихся-
мигрантах».
Конвенция №143 подчеркивает, что каждый член МОТ обязуется соблюдать основные
права человека в отношении всех трудящихся-мигрантов. Страны-члены МОТ
обязаны разрабатывать и осуществлять национальную политику, направленную на
содействие и гарантию равенства возможностей в отношении труда и занятости,
социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав, индивидуальных и
коллективных свобод для лиц, пребывающих на законных основаниях в качестве
мигрантов или членов их семей. В соответствующей Рекомендации эти вопросы
рассмотрены более детально.
Вопросы защиты мигрантов находят отражение и в других документах МОТ,
посвященных различным трудовым проблемам. В частности, в Конвенции №19 (1925
г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения
трудящимся при несчастных случаях», Конвенции №82 (1947 г.) «О социальной
политике на предприятиях вне метрополии», где есть специальный раздел IV
«Положения о трудящихся-
труда на плантациях», где есть раздел «Наем, вербовка и трудящиеся-мигранты»,
и наконец, в Конвенции №118 (1962 г.) «О равноправии граждан страны и
иностранцев и лиц без
гражданства в области
c.62-63]
5.
ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ ДЛЯ
Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция
уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу.
Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило,
пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая
поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность
использовать образовательный
потенциал квалифицированных
работников без затрат на подготовку. По оценкам ЮНКТАД, стоимость
человеческого капитала специалистов, иммигрировавших в США за 1961 –1972 гг.,
- 25 млрд. долл. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей
силы создает для местного
населения возможность
интеллектуальным трудом.
Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку
средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому
же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии
миграции на демографические процессы нельзя.
Миграция обычно сопровождается
усилением безработицы в
рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда
(иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового
проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка. В
последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция; незаконные
иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после
окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику
(включая торговлю оружием и наркотиками). Социальная защита иностранных
рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию о защите трудящихся-мигрантов,
оставляет желать много лучшего. Правда, надо иметь в виду, что удельный вес
иммигрантов в общей численности занятых невелик.
ДИСКРИМИНАЦИЯ МИГРАНТОВ
Трудящиеся-мигранты во все времена и во всех странах подвергались и
подвергаются дискриминации. Она касается всех аспектов: занятости, зарплаты,
социальных выплат и льгот и т.п. Известно, что мигрантам труднее, чем
коренным жителям получить рабочие места, за исключением самых
малопривлекательных.
По данным обследования, проведенного ЕС, в 1989 г. 40% иностранцев,
работающих в Испании, не могли трудоустроиться по своей квалификации. При
этом иммигрантам реже, чем коренным рабочим, предоставляется возможность
профессионального обучения и повышения квалификации. Заработная плата
мигрантов по сравнению с коренными жителями, занятыми на одинаковых работах,
как правило, занижена. Результаты исследований, проведенных в ФРГ, показали,
что среднечасовая оплата иммигрантов на 10% ниже, чем немцев. Последние
получали более высокие премии и выгодные сверхурочные работы.
Еще сложнее дело обстоит с различными социальными выплатами. По оценкам
специалистов, 11 млн. рабочих-эмигрантов в США зарабатывают за год примерно
240 млрд. долл. и платят 90 млрд. долл. налогов, получая при этом различных
социальных выплат всего на 5 млрд. долл.
Иммигрантов проще уволить. Типичный пример: на заводах «Рено» во Франции в
рамках 30%-го высвобождения работников было сокращено 55% иммигрантов. [4. c.
62]
ЧТО ПРОИХОДИТ В ЕВРОПЕ
Широкое использование дешевого
низкоквалифицированного
явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей (хотя в некоторых
случаях это замедляет процесс модернизации производства). Например, в Бельгии
иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии – 40% строительных
рабочих, в США – 70% работников, занятых в сельском хозяйстве.
Активное развитие новейших отраслей во многом обусловлено привлечением
высококвалифицированной рабочей силы. Только в компаниях Силиконовой долины
США трудятся более 2 млн. квалифицированных иностранцев – программистов,
инженеров-компьютерщиков и др.
Благодаря развитию современных средств коммуникации, в первую очередь
Интернета, наряду с традиционными
формами использования
силы на территории принимающей страны возникли ее новые дистанционные формы,
позволяющие высококвалифицированным специалистам из других стран работать на
иностранных заказчиков, не покидая своей родины. Так, индийские инженеры и
чертежники, принимая из США по спутниковой связи заказы на архитектурные
проекты и отправляя подобным же образом результаты выполненной работы, могут
получать приличную зарплату, не уезжая из своей страны. Некоторые финансовые
компании США привлекают специалистов, живущих в странах Карибского бассейна,
для ввода информации в компьютерные базы данных и ее последующей пересылки в
США по электронным средствам связи. Активно трудятся на иностранных
работодателей с помощью
Интернета и отечественные
Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит так называемый
этнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей и работников.
Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли, в первую очередь в
таких их видах, как уборка улиц и помещений, транспортные перевозки,
ресторанный, гостиничный и туристический бизнес, торговля продуктами питания,