Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры,
особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне,
столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению
острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Задачи, поставленные в моей курсовой работе, следующие: рассмотреть теории,
направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмы
государственного регулирования миграции рабочей силы в России и зарубежных
странах.
1. Введение.........................2
2. Теории международной миграции................3
- Виды трудовой миграции.................3
- Экономические эффекты миграции.............5
3. Масштабы и направления миграции рабочей силы.......5
- Количественные показатели................5
- Масштабы миграции...................7
- Направления миграции..................9
4. Государственное регулирование миграции............10
- Механизмы контроля миграции..............10
- Регулирование иммиграции..................11
- Стимулирование реэмиграции..............15
- Правовое регулирование миграции............16
5. Последствия миграции для национальных рынков труда....18
- Дискриминация мигрантов................19
- Что происходит в Европе................19
- Что происходит в России................20
6. Переводы работников – мигрантов.............23
7. Заключение.........................25
8. Приложение........................26
9. Список литературы.....................29
одеждой и изделиями из кожи, оказание бытовых услуг в системе прачечных,
ателье, парикмахерских, а также в банковской, страховой и других сферах.
Производственные предприятия создаются иммигрантами главным образом в швейной,
кожевенной и пищевой промышленности, строительстве, издательском бизнесе, сфере
телекоммуникаций и
ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИИ
До 90-х годов внешняя миграция для России не имела существенного значения.
Более важна была миграция внутренняя: из центральных – в восточные и северные
районы страны (в целях освоения их огромных природных богатств), из села – в
город.
Внешняя миграция усилилась в 1993 г. в связи с распадом СССР и свободным
въездом в Россию граждан из бывших союзных республик, где экономическое и
социальное положение большинства населения было гораздо хуже. Но это лишь
одна причина. Другая состоит в дискриминации русскоязычного населения в
постсоветских государствах.
Одна из особенностей сегодняшней России – в значительных масштабах как
иммиграции, так и эмиграции. При этом в течение всего десятилетия
преимущественное значение имела иммиграция из стран СНГ и Балтии. Когда в
России с 1992 года началась естественная убыль населения, отчасти ее удалось
компенсировать весьма значительным по мировым меркам притоком населения и
рабочей силы из соседних стран. В этом отношении Россия опережала такие
известные центры иммиграции, как США и Канада, хотя немного отставала от
Германии.
Наибольший прирост населения России произошел за счет миграционных потоков из
Казахстана и Украины. В составе мигрантов преобладали вынужденные
переселенцы и беженцы: в конце 2000 г. их численность (имеются в виду
зарегистрированные) составляла около 1 млн. человек. Фактически же их было
значительно больше.
Основными местами поселения стали Оренбургская, Белгородская, Новосибирская
области, Ставропольский и Алтайский края, республики Ингушетия и Северная
Осетия - Алания. Большинство вынужденных переселенцев и беженцев испытывают
значительные трудности материального и морального характера, для многих не
хватает рабочих мест, жилья.
Средств для осуществления
миграционной программы хронически недостает.
Миграционные процессы, связанные со странами дальнего зарубежья, определяются
тенденцией превышения показателей эмиграции над показателями иммиграции.
Общее сальдо миграции по всем направлениям за 1991-1999 гг. составило 3173
тыс. человек. Если учесть, что за этот период естественная убыль населения
из-за превышения смертности над рождаемостью – более 5826 млн. человек, то
можно констатировать: иммиграция позволила не менее чем наполовину восполнить
общее сокращение численности населения. Хотя за последние годы число
прибывающих из стран СНГ и Балтии и положительное сальдо миграции существенно
сократилось, тем не менее Россия остается крупным иммиграционным центром
Европы. Размеры же эмиграции в страны дальнего зарубежья существенно не
меняются.
Выезжают чаще всего немцы, евреи и русские. Что касается принимающих стран,
то это в основном Германия, Израиль и США. В настоящее время четверть
населения Израиля – выходцы из СССР и бывших союзных республик. В 1999 году
из 108,3 тыс. общего числа эмигрантов в Германию выехало 52,8 тыс. человек, в
Израиль – 36,3, в США – 11 тыс.
Эмиграция из России, казалось бы, не столь значительна, но ее отрицательные
последствия весьма существенны: происходит утечка «умов» и «талантов».
Уезжают крупные ученые, квалифицированные специалисты, известные артисты,
выдающиеся спортсмены. Нередко они «увозят» не только свой личный опыт или
научный потенциал, но и то, что создано и накоплено целыми коллективами, где
они работали. Оценить эти потери довольно трудно, но счет, безусловно, идет
на сотни миллионов долларов.
Главной особенностью российской эмиграции рабочей силы является почти 50-ти
процентный возврат выехавших на заработки. С учетом того, что по оценкам
Госкомстата размер трудовой эмиграции из России составляет 250 тыс. человек
ежегодно, это означает, что страна ежегодно теряет от 100 до 125 тыс. человек
квалифицированной рабочей силы. В то же время показатель возвращаемости из
числа студентов и бизнесменов, выезжающих за границу для обучения и повышения
квалификации (в среднем свыше 25 тыс. человек ежегодно), значительно ниже,
чем для общего потока трудовой эмиграции, что, с учетом их возраста и
современного образования, приводит к ухудшению характеристик трудового
потенциала России. Тем не менее, отмечается, что отъезжающие имели
значительно более высокий
уровень образования и
средним уровнем населения страны в целом. (см. табл. 6) [3 .c.60]
Особое значение имеют последствия трудовой иммиграции. Ежегодно в Россию из
дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты работников
главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочие высокой
квалификации: рабочие-строители,
специалисты сельского и
промышленности, торговли. Главные страны-экспортеры рабочей силы в ближнем
зарубежье – Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем зарубежье –
Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. Вообще же в Россию едут в
поисках работы граждане более чем 100 стран (см. табл. 1). Их общая
численность, как уж было указано выше, достигла 250 тыс. человек,
распределяясь примерно наполовину между странами ближнего и дальнего
зарубежья.
Не вся рабочая сила из-за рубежа учитывается: многие мигранты, особенно из
Украины и других бывших союзных республик, работают нелегально.
Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономические районы
страны, но в большей степени в Центральный, Западно-Сибирский и
Дальневосточный. В последние годы увеличилось количество и доля рабочих и
специалистов, прибывающих из дальнего зарубежья, в частности, из развитых
стран, в том числе США и Великобритании. Правовая основа данного процесса
определена Указом Президента «О привлечении и использовании в Российской
Федерации иностранной рабочей силы». Для обеспечения прав российских граждан
за границей заключены соглашения с Германией, Польшей, Словакией, Китаем,
Финляндией, Швейцарией и рядом других стран. Но это не исключает
дискриминации мигрантов, нарушений международных трудовых норм и
национального трудового законодательства.
Важно, что Министерство по делам федерации, национальной миграционной
политики РФ и другие заинтересованные
организации существенно
внимание к мигрантам, особенно к вынужденным переселенцам и беженцам, помогая
им получить работу и обеспечивая приемлемые условия жизни. [4. c. 63-64]
Важной проблемой для РФ является состояние межрайонной миграции. В
оптимальном варианте она соединяет регионы страны в единый экономический
комплекс и тем самым укрепляет государство. Сегодня межрайонная миграция
становится мощным фактором изменения демографического и трудового потенциала
Северных и Восточных регионов, созданных там за предшествующие десятилетия. В
России есть территории с одновременно миграционной и естественной убылью
населения. Миграция в них
количественно дополняет
населения и тем самым ускоряет сокращение его общей численности.
Первоочередного внимания к состоянию межрайонной миграции заслуживают районы
Севера и приравненные к ним местности и Сибирь. Именно здесь сосредоточены
основные природные ресурсы России и за счет этих регионов в перспективе
должно прирастать богатство страны. Однако характер миграции в этом регионе
уже не соответствует развивающимся новым рыночным отношениям – наблюдается
интенсивный отток населения, сокращение численности населения, ухудшение его
демографической структуры, обострение проблем коренных народов. Всего за счет
миграции в 1992-1998 гг. районы Севера потеряли 7% населения.
Многие северные и восточные регионы теряют население моложе трудоспособного и
в трудоспособном возрасте гораздо интенсивнее, чем пенсионеров.
В районах Крайнего Севера очень низкий уровень жизни, и миграционные процессы
не приняли обвального
характера главным образом из-
достаточных денежных средств. Здесь в 1991-1998 гг. величина отрицательного
сальдо миграции составила 1 млн. чел.
Миграционные процессы в Западной Сибири обусловлены географическим положением
того региона, наличием богатых природных ресурсов, транспортной доступностью,
развитием производительных сил и т.д. В совокупности Западная Сибирь является
наиболее притягательной для мигрантов. Так, за 1992-1998 гг. сальдо миграции
в этот регион было положительным и составило 300 тыс. чел.
Восточная Сибирь за последние годы начала терять свое население в
миграционном обмене с другими территориями. За 1992-1998 гг. отрицательное
сальдо миграции составило 105 тыс. человек. [8. c. 199-200]
6. ПЕРЕВОДЫ РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ
Современная схема международных экономических отношений, пришедшая на смену
экономически разобщенному миру, модель которого можно назвать однотоварной
моделью, без движения факторов (т.е. мобильности населения) немыслима. И,
прежде всего, потому что перемещение рабочей силы подразумевает потоки
капиталов.
Экспорт рабочей силы приносит доходы государствам-экспортерам от переводов
средств мигрантов на родину, выступающие в роли своеобразной платы за
экспортируемый товар – рабочую силу. По принятой статистике Международного
валютного фонда терминологии доходы от экспорта рабочей силы - это
положительное сальдо по статье «частные невостребованные переводы», размер
которого служит характеристикой показателя экспортной специализации в этой
области.
Расчет среднего ежегодного дохода за последние 10 лет (1990-2000 гг.) от
экспорта рабочей силы этой группы стран показал, что лишь у 18 стран
(Буркина-Фасо, Венгрия, Гана, Новая Зеландия и др.) из числа ведущих
государств-экспортеров
стран (Алжир, Бангладеш, Иордания, Колумбия) этот показатель колеблется от
500 млн. до 1 млрд. долл. ежегодного дохода. В группу стран, среднегодовой
доход которых от экспорта рабочей силы в настоящее время превышает 1 млрд.
долл., входит 15 стран.
Исследования показывают, что реальные поступления в национальный доход
страны-экспортера рабочей силы по оценкам в два раза выше декларированных,
поскольку мигранты, как правило, возвращаясь на родину, привозят с собой
ценности и сбережения.
По данным Международного валютного фонда по средней норме прибыльности
экспорт товаров приносит в среднем доход 20%, экспорт услуг – 50%. Так,
например, экспорт рабочей силы является главным источником валюты для
Югославии, являющейся ведущим мировым экспортером трудовых ресурсов. В 90-е
годы ее доходы по этой статье в среднем ежегодно составляли по 10 млрд. долл.
Из них в виде переводов трудящихся за рубежом своим семьям страна получала
3,5 млрд. долл., и около 7 млрд. долл. по возвращению мигрантов.
Расчеты показывают, что валютный эффект экспорта рабочей силы в 10 раз
превышает валютный эффект лот поступлений по товарному экспорту. В последнее
десятилетие наиболее высокими темпами (свыше 10% в среднем за год)
поступления по этой статье росли в развивающихся странах. По мнению М.М.
Вышегородцева и А.В. Сиденко, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов ежегодно, многие
государства поддерживают подобную экспортную специализацию, ставшую для
многих не только единственным источником валютных поступлений, но и
катализатором социальной стабильности, не требующей в этом случае
государственных средств. Кроме того, по мнению специалистов, развитие
экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Так, например,
Турция и бывшая Югославия могли сделать свою валюту конвертируемой в
значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы ориентировались
на пополнение за счет трудовых переводов из-за рубежа.
Существует и ряд других причин, побуждающих обращаться к экспорту рабочей
силы не только развивающиеся страны, но и такие государства, как Италия,
Португалия, Греция и Канада, которые к концу века вошли в группу крупных
экспортеров трудовых ресурсов. Так, при переводе части заработной платы на
родину трудящиеся иммигранты сдают в банк заработанную свободно
конвертируемую валюту, а дома их семьи по действующим национальным законам
получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладающей пониженной
покупательной способностью по сравнению с валютой перевода или вовсе
неконвертируемой, как в случае с Россией. Кроме того, мигрантский перевод
создает временной лаг в расчетах, приносящий, как известно, доходы банковской