Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:38, реферат
Международные миграции населения были характерны для большинства этапов развития человечества и оказали на само это развитие немалое влияние, способствуя адаптации людей к разным условиям существования. Основные черты географии международных миграций с течением времени менялись.
1.Введение
2.Сущность международной миграции рабочей силы и её причины
3.Виды трудовой миграции
4.Особенности миграции трудовых ресурсов
5.Международный рынок труда и масштабы миграции рабочей силы
6.Миграционная политика стран импортёров трудовых ресурсов
7.Эмиграционная политика стран-экспортёров трудовых ресурсов
8.Миграционная политика Российской федерации
9.Последствия международной миграции рабочей силы
10.Заключение
Первая, главная
особенность современной
В настоящее время в Западной Европе насчитывается более 7 млн. детей иностранных рабочих. Это не столь многочисленная, но самая социально уязвимая демографическая группа – кандидаты в безработные и правонарушители. Несмотря на законы об обязательном обучении всех детей в принимающих странах, многие дети иммигрантов не посещают дошкольные и школьные учреждения. Плохая успеваемость детей-иностранцев является следствием целого ряда причин, среди которых на первом месте стоит слабое знание языка и обычаев страны-реципиента, низкий социально-экономический статус, постоянная неуверенность и незащищенность семей мигрантов в отношении занятости, проживания, условий оплаты и социального страхования и т.д. Такое положение усугубляет, с одной стороны, трудности интеграции молодого поколения в социальную и экономическую макросистему. С другой стороны, такая интеграция необходима не только самим иностранцам, но и странам-реципиентам. Как отмечают специалисты, иностранцы первого и второго поколения станут основной составляющей трудовых ресурсов многих развитых стран.
Вторая особенность современной международной миграции рабочей силы – появление миграции рабочей силы из более развитых в менее развитые страны. Если в 50-70-е годы XX в. миграция шла в основном из развивающихся стран в развитые, то с 80-х годов идет и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны. Примером этому могут служить страны ОПЕК, новые индустриальные страны, в которые вслед за миграцией капиталов мигрировала и рабочая сила из стран Западной Европы, США и Японии. Основными экспортерами рабочей силы из стран Западной Европы являются Италия, Турция, Португалия, Испания. В настоящее время активизировался выезд рабочей силы из государств Восточной Европы и бывшего СССР.
Несмотря на вышеизложенный факт, промышленно развитые страны продолжают оставаться главным мировым центром притяжения рабочей силы. Это является третьей особенностью миграции трудовых ресурсов.
Четвёртая особенность – значительное увеличение нелегальной миграции, связанной с тенденцией увеличения доли теневой экономики в мире. В Греции 300-350 тыс. человек работают без разрешения властей. Большинство «нелегалов» на греческом рынке труда – жители Албании, Польши, Филлипин и понтийские греки из бывшего СССР. Они не претендуют на хорошо оплачиваемые рабочие места на фабриках, заводах и учреждениях. Наличие большого числа нелегальных рабочих оборачивается потерей для греческой казны 100 млрд. драхм в год в виде неоплаченных налогов.
Пятой особенностью является преобладание молодых людей (до 35 лет) среди трудящихся-мигрантов преимущественно рабочих профессий
Шестая особенность заключается в том, что сформировался круг государств, «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, многие из стран с переходной экономикой. Так, бывшая Югославия смогла сделать валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что её казна постепенно пополнялась за счёт трудовых переводов из-за рубежа.
5.Международный рынок труда и масштабы миграции рабочей силы
Первый центр мирового рынка рабочей силы сформировался в 70-е годы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока, которые притягивают на промыслы огромное число людей из Индии, Пакистана, Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии. К началу 90-х годов здесь работали более 4,5 млн. иностранцев, в то время как число местных рабочих составило только 2 млн. человек. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так, в Объединённых Арабских Эмиратах она составляет 97 %, Кувейте – 86,5 %, то есть подавляющую или большую часть всей промышленной рабочей силы.
Второй центр сложился в странах Западной Европы, где основные страны стали использовать иностранную рабочую силу на постоянной основе. Существенную роль здесь сыграл Европейский Союз, одним из элементов которого является создание общего рынка рабочей силы. В условиях хорошей экономической конъюнктуры страны ЕС широко привлекали рабочую силу и из стран, не входящих в Сообщество. Иностранные рабочие традиционно используются в тех сферах, где велика доля ручного труда и где работа является опасной, грязной или считается непристижной для местной рабочей силы. Здесь доля иностранцев велика и доходит порой до 70 %, что показывает, что эти сферы уже «сориентированы» на пришлую рабочую силу.
В последнее
время и Западной Европе наблюдаются
некоторые сдвиги в традиционной
структуре занятости
Третий центр рынка рабочей силы принадлежит США, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов. В настоящее время иммигранты составляют постоянно около 5 % от общего числа рабочей силы. Послевоенная иммиграция в США проходила в несколько этапов.
США активно переманивают к себе научно-технические кадры высокой квалификации, в том числе из Западной Европы, где проблема «утечки умов» вызывала в 70-е годы большие опасения.
Благодаря развитию
современных средств
Четвертый центр
сформировался в Латинской
Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – Бруней, Япония, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Пакистан.
Для АТР характерно несколько форм трудовой миграции:
-регулируемая трудовая миграция.; характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея и Гонконга;
-скрытая или нелегальная; она типична для Тайваня, Пакистана, Японии, Гонконга;
-«транзитная
профессиональная» миграция
Шестой международный регион миграции сформировался в Австралии. Австралия, как и США, ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. С 1982 года Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В соответствии с ней в страну в первую очередь принимались иммигранты, делавшие инвестиции в её экономику. Поощряется также иммиграция женщин из других стран для решения проблемы рождаемости.
Существует и Африканский центр. По приблизительным оценкам, межстрановая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более богатые африканские богатые страны берут неквалифицированных работников из соседних стран. Африканский рынок рабочей силы сложился вокруг самой богатой страны Африканского континента ЮАР. Для ЮАР характерен высокий процент нелегальных иностранных рабочих или «незаконных иммигрантов», а это выходцы из Мозамбика, Анголы и др. стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жительства.
Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять
направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер,регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самойстраны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для
мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите. Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами,
связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся- мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся
мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-фации (СИМЕ).
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в
отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
•
принятием мер, облегчающих
•
организацией соответствующих
•
разрешением переводить на
Два
приложения к Конвенции
• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от
его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их
контролем;
• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение
компетентных властей территории, на которой данные операции будут
производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.
В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация,
способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.