Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:38, реферат

Описание

Международные миграции населения были характерны для большинства этапов развития человечества и оказали на само это развитие немалое влияние, способствуя адаптации людей к разным условиям существования. Основные черты географии международных миграций с течением времени менялись.

Содержание

1.Введение
2.Сущность международной миграции рабочей силы и её причины
3.Виды трудовой миграции
4.Особенности миграции трудовых ресурсов
5.Международный рынок труда и масштабы миграции рабочей силы
6.Миграционная политика стран импортёров трудовых ресурсов
7.Эмиграционная политика стран-экспортёров трудовых ресурсов
8.Миграционная политика Российской федерации
9.Последствия международной миграции рабочей силы
10.Заключение

Работа состоит из  1 файл

5Реферат миграция раб.силы.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

      Федеральной миграционной службой  России предоставлены  лицензии  почти 150  организациям,  занимающимся  оформлением   трудоустройства   российских граждан  за  рубежом.  Введение  системы  лицензирования  позволило  пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда  фирм  и  агентств.  В  то  же время многие вопросы,  в  том  числе  связанные  с  возвращением  мигрантов, требуют  дальнейшей  доработки  и  детализации.  Формирование   правовой   и организационной   базы   регулирования   миграционных   процессов    в    РФ продолжается.

      Наиболее важные аспекты российской  миграционной политики:

   • реализация  гражданами РФ прав на свободу перемещения;

   • гарантия  защиты и поддержки трудящихся-мигрантов  за рубежом;

    • обеспечение беспрепятственного возвращения  на  родину  и  помощь  в

адаптации мигрантов.

       Поскольку  Россия  в  международной   миграции  является  одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской  миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

      В  области  импорта  рабочей   силы  наиболее  важными  задачами,   как

показывают  складывающаяся  ситуация  и  опыт  зарубежных  стран,  являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся- мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных  и качественных  параметров  потока   иммиграции;   обеспечение   рационального использования    прибывающих   трудящихся-мигрантов   в   экономических    и политических интересах России. Немаловажное значение,  как  показывает  опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

      В области экспорта рабочей  силы при разработке эмиграционной   политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за  счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в  страну  за  счет денежных  переводов  трудящихся-мигрантов  из-за  границы;  защите  прав   и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за  рубежом;  получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

   Принципиальное  значение  для  РФ  имеет   создание  приоритетных  условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой  целью намечено  создать  специальную  структуру,  занимающуюся  консультированием, информационным  обеспечением  возвращающихся  мигрантов  и  оказывающую   им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных  налоговых  льгот и льготное кредитование. Как и  в  большинстве  стран  мира,  возвращающиеся

мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить  средства  производства  для последующей производственной деятельности.

        С целью  дополнительного   привлечения  в  страну  валютных  средств,

заработанных  мигрантами,  и  их  адаптации  к  условиям  российского  рынка,

требуется, по опыту  зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

    •  введение специальных депозитных счетов;

    •  продажа земельных участков под  строительство;

    •  выдача на льготных условиях  ссуд на строительство домов  под переводы,

хранимые в  строго определенных банках;

    •  создание альтернативного жилого  фонда  для  льготной  реализации  за

валюту среди  возвращающихся мигрантов;

    •  открытие валютного счета для   беспошлинного  провоза  машин,  товаров

длительного пользования;

    •  создание специального пенсионного  фонда.

9.Последствия  международной миграции  рабочей силы

Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие – это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественных благ и к развитой системе социальных гарантий.

Для государственных  финансов в стране эмиграции отток  рабочей силы означает, с одной  стороны, сокращение налоговых поступлений. Находясь в трудоспособном возрасте, эмигранты налоги будут платить другой стране. В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции скорее всего будут нести чистые потери. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счёт сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу вряд ли приведут к заметной экономии бюджетных средств. Нельзя однозначно оценить последствия миграционных процессов для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

-эмиграция облегчает  положение на внутреннем рынке  труда;

-после работы  за границей в страну возвращаются  обученные работники, вносящие  динамизм в экономическое развитие  страны;

-для многих  стран эмиграции переводы валютных  средств эмигрантов становятся  важным источником получения  валюты.

Вместе с тем  эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры общества, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и учёных.

Что же касается принимающей страны, то иностранные  рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государства за счёт трансфертных платежей, расходов на поддержание  общественного порядка и некоторых социальных расходов, однако использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции.

Во-первых, существенна  экономия принимающих стран на обучение.

Во-вторых, вследствие притока иностранной рабочей  силы, обладающих высокой мобильностью, облегчаются отраслевые и региональные изменения в экономике стран.

В-третьих, иностранная  квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках, и повышают конкурентоспособность производителей или продукции.

В-четвёртых, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди  местного населения.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы двойственны. С одной стороны, она  обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых районов, сосредоточивает огромные массы наиболее активного и трудоспособного населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни.

С другой стороны, миграция населения приводит к чрезмерно  быстрому росту крупных городов  и обострению экологической ситуации; старению и феминизации населения  сёл; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Наконец, миграция населения не может значительно уменьшить безработицу в странах выезда. Там по-прежнему страдают от хронической безработицы. А страны-импортёры не могут полностью удовлетворить спрос на высококвалифицированную рабочую силу и научно-технические кадры.

10.Заключение    

       Подвижность  населения  и   трудовых  ресурсов  —   одна   из   важных

особенностей современных МЭО.

       Страны-экспортеры   и   страны  - импортеры   трудовых   ресурсов,

международные  организации  по  миграции  совершенствуют   законодательство,механизм регулирования  миграционных  процессов  и  потоков,  руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

      Международная организация труда   являете  уникальной  среди   всемирных организаций в том отношении, что при разработке  ее  политики  представители трудящихся  и  предпринимателей  обладают  равным  количеством   голосов   с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций  состоит  в принятие конвенций и рекомендаций,  устанавливающих  международные  трудовые стандарты в  таких  областях,  как  свобода  ассоциаций,  заработная плата, продолжительность  рабочего  дня,   социальное   страхование,   оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.

      Конвенции налагают обязательства  — для государств-членов,  которые   их ратифицировали,  рекомендации   обеспечивают   ориентир   для   национальной политики, законодательства,  практики.  Со  времени  основания  МОТ  принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ  контролирует  применение  конвенций ратифицировавшими их государствами.

       В  России  создана  правовая  и  организационная  база  эмиграции   и

иммиграции   трудовых   ресурсов,   разработана   федеральная   миграционная программа, заключены двусторонние  соглашения  с  рядом  стран  по  миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования  России  в мировое  сообщество  должна  стать  ратификация   международных   конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

Международная миграция рабочей силы – явление  сложное, неоднозначное, динамичное, одна из наиболее противоречивых актуальных проблем на рубеже веков.

Современная международная  миграция населения представляет собой  многогранное явление, влияющее на все  стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические  процессы или национальные отношения, идеология или религия.

Выступая в  прошлом главным образом в  формах кочевничества, военных и  колонизационных переселений, международная  миграция населения с развитием  капиталистической системы хозяйствования приобрела новые черты. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства.

Современный мировой  миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлого века, но и первой половины прошлого столетия. Главные его особенности следующие.

- Миграция охватила  все континенты, весь мир и  обрела поистине глобальный характер. На начало последнего десятилетия  XX в. в мире уже насчитывалось  более 45 млн трудящихся-мигрантов.  Небывалая масштабность мировой  миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности.

-. Если в 50—70-е  гг. миграция шла в основном  из развивающихся стран в индустриально  развитые, то с 80-х гг. наблюдается  и встречный миграционный процесс:  перемещение иностранной рабочей  силы из более развитых в менее развитые страны.

- Доминирующим  мотивом трудовой миграции остается  экономический.

- Миграции трудовых  ресурсов способствуют и современные  технологии производства, основанные  на принципах международного  разделения труда. Это связано прежде всего с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.

- На современном  этапе развития значительно увеличилась  нелегальная миграция рабочей  силы, которая стала мировой проблемой.  В начале 90-х гг. в Европе находилось примерно 2 млн нелегалов. В США их 6 млн, а по некоторым источникам —13 млн. Это в основном мексиканцы, работающие в сельскохозяйственном секторе. В Японии таковых менее 300 тыс., в Малайзии около 500 тыс., в России от 500 тыс. до 1 млн.

-. В международной  миграции происходят качественные  изменения, обусловленные НТР,  суть которых состоит в значительном  увеличении среди мигрирующих  доли квалифицированных специалистов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
1. Каменский А.Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия. М., 1999.  
2. Каменский А.Н. Россия и международная миграция населения // Международная интеграция населения в России. М., 1998 (в соавт. с В.А. Ионцевым). 
3. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2-х кн. Кн. I: Общая характеристика мира. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Дрофа», 2004.  
4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учебное пособие. – 11-е изд. – М.: «Просвещение», 2003.  
5. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: «Экономистъ», 2005.  
6. Мировая экономика. 2-е изд. Учебник под ред. проф. А.С. Булатова М.: «Экономистъ», 2007. 
7. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. – 7-е изд. – М.: «Московский лицей», 2004.  
8. Экономика России и других постсоветских стран: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: «Экономистъ», 2005. 
Ресурсы интернета 

Информация о работе Международная миграция рабочей силы