Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:38, реферат

Описание

Международные миграции населения были характерны для большинства этапов развития человечества и оказали на само это развитие немалое влияние, способствуя адаптации людей к разным условиям существования. Основные черты географии международных миграций с течением времени менялись.

Содержание

1.Введение
2.Сущность международной миграции рабочей силы и её причины
3.Виды трудовой миграции
4.Особенности миграции трудовых ресурсов
5.Международный рынок труда и масштабы миграции рабочей силы
6.Миграционная политика стран импортёров трудовых ресурсов
7.Эмиграционная политика стран-экспортёров трудовых ресурсов
8.Миграционная политика Российской федерации
9.Последствия международной миграции рабочей силы
10.Заключение

Работа состоит из  1 файл

5Реферат миграция раб.силы.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

      Документы МОТ провозглашают  равенство мигрантов  с   гражданами  страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в  тех  странах, где  это  предусмотрено  национальными  законодательствами,  —   возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При  этом оговаривается,   что   заработная    плата    трудящимся-мигрантам    должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

      Международными стандартами   предусматривается  также   возможность  для трудящихся-мигрантов  получить  образование  или  повысить  квалификацию   в стране пребывания.

       Конвенция МОТ, принятая в 1962 г.,  гарантирует  равноправие   граждан

стран  пребывания  и  иностранцев  или  лиц  без   гражданства   в   области

социального  обеспечения.  Государства,   принявшие   настоящую   Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к  гражданам  любого  другого  государства, подписавшего  данную   Конвенцию,   равенство   в   социальном   обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства  по желанию сторон могут предусматривать одну  или  более  социальных  гарантий: медицинское  обслуживание,  пособие  по   инвалидности   в   случае   потери трудоспособности,   пенсионное    обеспечение,  пособие  по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

      Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять  на  своей территории  нелегальную  миграцию  и  принимать  необходимые  меры   по   ее сокращению. Конвенция  содержит  требования,  предъявляемые  государствам  в отношении  равенства  в образовании,  занятости,  социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав  и  социальных  гарантий  для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в  качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

      Ратификация заинтересованными государствами  международных  конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции,  является  необходимым  условием для их осуществления.

 

6.Миграционная  политика стран-импортёров  трудовых ресурсов

 

     Страны—импортеры  трудовых  ресурсов,  которые   постоянно   испытывают потребности  в  привлечении  рабочей  силы,  свою  иммиграционную   политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности  и  качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

       В  качестве  инструмента   регулирования   численности   используется

показатель  иммиграционной  квоты,   который   ежегодно   рассчитывается   и утверждается в стране-импортере.

        О  высоких  требованиях   к   качеству   прибывающей   рабочей   силы

свидетельствует необходимость прохождения процедуры  признания  имеющихся  у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а  также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним  из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение  на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

         К  числу   требований,  предъявляемых   к  качеству  рабочей   силы,

относят:

    •  требование хорошего состояния  здоровья у прибывающего мигранта;

    • дополнительные  профессиональные  требования,  относящиеся  к  ряду

специальностей  или  профессий  (в  США,  например,  иностранный  программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть  знакомым  с соответствующими компьютерными системами);

         • ограничения личностного и  психологического плана. Так,  например,

претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь  «добрый  характер».  В США  издавна  ограничен   въезд   для   представителей   любой   из   партий тоталитарного типа.

         Значение  того  или  иного   качественного   признака   при   отборе

иммигрантов  не  является  постоянным  и  может  меняться  в  пользу  других приоритетов. Вместе с  тем  по  ряду  важнейших  характеристик,  таких,  как возрастной  ценз,  наличие  трудового  сертификата,  обладание  определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования  достаточно  устойчивы во времени.

      Селективность миграционной политики  стран-импортеров выражается  также в  предоставлении  льгот  отдельным  категориям   мигрантов   с   целью   их привлечения в страну.  Так,  приоритетным  правом  получения  разрешения  на иммиграцию пользуются  бизнесмены,  предполагающие  открыть  дело  в  стране пребывания.

     Одной  из целей иммиграционной политики  является  защита  национального рынка труда от  неконтролируемого  притока  иностранной  рабочей  силы.  Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют  меры,  направленные на  сокращение  или  предотвращение  иммиграции,  а  также   на  сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.

 

7.Эмиграционная политика стран- экспортёров трудовых ресурсов

 

Международная  организация  труда  так  определила  цели эмиграционной политики   стран-экспортеров:    эмиграция    трудовых    ресурсов    должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от  трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые  используются  для  сбалансированности  экспортно- импортных  операций;   эмигрантам   за   рубежом   должен   быть   обеспечен соответствующий  жизненный  уровень;  требование   возвращения   на   родину эмигрантов  сочетается  с  приобретением  последними  в  зарубежных  странах профессий и образования.

      Современная   международная    трудовая    миграция    характеризуется

активизацией и ростом влияния стран  -экспортеров  рабочей  силы,  которые

применяют различные  методы и средства  для  достижения  целей  эмиграции,  а именно:

    •  методы и средства  защиты  интересов  государства-экспортера  трудовых

ресурсов путем  регулирования масштабов  эмиграции  и  качественного  состава эмигрантов,   выезжающих   за   пределы   страны.   Большинство   государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих  граждан  на свободное  перемещение.  Некоторые  страны  проводят  политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов  при нехватке  квалифицированной  рабочей  силы,  а  также  при   неблагоприятной

демографической ситуации;

      •  методы  использования   эмиграции  в  целях  обеспечения   ресурсами

экономики страны путем привлечения  валютных  средств  трудящихся-мигрантов.

Для этого в  национальных банках  открывают  эмигрантам  валютные  счета  под более высокую процентную ставку, создают им выгодные  условия  использования своих  валютных  средств  для  приобретения  товаров   и   производственного оборудования и т.д. Ряд  государств  прямо  обязывает  трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную, долю полученной за  границей заработной   платы.   Государство   привлекает   также   средства    частных посреднических  организаций,  занимающихся   трудоустройством   граждан   за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;

       • методы  и  средства  по  защите  прав  трудящихся-эмигрантов  путем

использования двусторонних соглашений  и  контрактной  формы  найма  рабочей силы для  работы  за  границей,  которая  призвана  обеспечить  определенные экономические и социальные гарантии (по заработной  плате,  оплате  проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию  и  т.д.), а также путем организации учреждений, фондов,  представительств,  назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за  выполнением  условий международных соглашений по трудовой миграции, решения  спорных  вопросов  в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

      В  посольствах  и  представительствах  некоторых  стран   за   рубежом

назначаются атташе по  труду,  которые  призваны  обеспечивать  защиту  прав трудящихся-мигрантов,  в  том  числе  разрешение  спорных  вопросов  при  их размещении, ведение переговоров с работодателями.

      Заслуживает  внимания  опыт  создания  специальных  фондов,  в  задачи

которых помимо контроля за соблюдением прав  трудящихся-мигрантов  и  членов их семей входит накопление средств (фонда  благосостояния),  предназначенных для  обеспечения   медицинского   обслуживания,   жилищного   строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

      • меры, способствующие как защите  государственных  интересов,  так  и

прав и свобод трудящихся-мигрантов.

       Государство  стремится  выработать   такой   механизм   регулирования

миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его  граждан.  Одним  из  инструментов  реализации  данной  задачи  является введение порядка обязательного государственного лицензирования  деятельности по найму граждан для работы за границей.  Цель  лицензирования  -  наделение правом  посредничества  при   трудоустройстве   за   границей   только   тех организаций,  которые  обладают  достаточными   знаниями,   опытом   работы, располагают надежными международными связями и способны  нести  материальную

и юридическую  ответственность за результаты своей  деятельности;

     •  меры, направленные на взаимную  защиту интересов  стран—экспортеров   и стран - импортеров трудовых ресурсов.

 

8.Миграционная политика Российской Федерации.

 

     Россия не осталась в стороне от миграционных  процессов.  Распад  СССР,

переход к рыночным  отношениям,  экономические  и  политические  перемены  и неурядицы, межэтнические  столкновения  и  войны  привели  к  тому,  что  на территории России оказалось в  середине  90-х  годов  около  трех  миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде  всего  из  стран  СНГ  и  Балтии,  не прекращаются.

      Рост безработицы подтолкнул  сотни  тысяч  российских  граждан,  в  том

числе высококвалифицированных  специалистов,  трудоустраиваться  за  рубежом.

Это один из крупнейших исходов населения в последние  десятилетия  нынешнего столетия. На  Конференции  стран  СНГ  в  Женеве  по  проблемам  беженцев  и эмигрантов  была  признана  безотлагательная   необходимость   международной помощи. На территории России  оказались  сотни  тысяч  перемещенных  лиц  не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.

        Правительство  Российской  Федерации   вынуждено  в   этих   условиях

формировать и  осуществлять активную миграционную политику, искать  поддержки

—  материальной  и  финансовой  —  у  международных  организаций,  развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней  и  многосторонней  основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

       Выход  России  на  внешние  рынки  труда  предполагает   формирование

полноценной, обоснованной миграционной  политики.  В  России  уже  сложилась правовая  база   регулирования   миграционных   процессов,   основанная   на Конституции  Российской  Федерации,   законах   и   законодательных   актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих  порядок  выезда  и  въезда  в страну,   трудоустройство   российских   граждан   за   рубежом,   меры   по миграционному контролю и т.д.

       Разработана  федеральная   миграционная  программа.  Правительство  РФ наметило меры по выполнению задач в области  миграционной  политики  страны, первоочередными из  которых  являются  регулирование  миграционных  потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов  в  этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

      Практическому претворению в  жизнь  конституционных  и   законодательных норм,  обеспечивающих  права  российских  граждан  на   трудоустройство   за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы