Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:30, реферат
Объектами международных коммерческих операций являются материально-вещественная продукция и услуги, включая результаты производственного и научно-технического сотрудничества, приобретающие в обмене форму товара. Эти объекты определяют виды коммерческих операций, осуществляемых на мировом рынке.
Л. получил широкое распространение в мире. Так, в США его доля в производственных инвестициях составляет более 25%; в Японии в сфере управления используется по Л. 90% новых компьютеров.
Лизинг (финансовая аренда) - вид инвестиционно - предпринимательской деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его в пользование по договору государству в лице его уполномоченных органов, физическому или юридическому лицу на определенный срок в целях получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта с учетом амортизации предмета лизинга при участии лизингодателя, поставщика, лизингополучателя и других участников лизингового проекта.//Конвенция о межгосударственном лизинге (Москва, 25 ноября 1998 г.)
Операции по международному туризму - широко распространенный в современных условиях вид деятельности, направленной на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.
Туристические услуги в международном товарообороте выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристических услуг как товара является то, что значительна часть производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту, предварительно обменяв ее на местную валюту.
Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товара на капиталистическом рынке, довольно разнообразны:
услуги по размещению, (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах),
услуги по перемещению до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;
услуги по обеспечению питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах);
услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей туристов (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);
услуги, направленные на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках и выставках);
услуги торговых предприятий (продажа сувениров, подарков, открыток, диапозитивов);
услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.).
Туристу могут был, предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо их полный комплекс, который может предоставляться путем продажи так называемых инклюзив-туров или пэкидж-туров.
Инклюзив-тур применяется чаще всего при авиационных перевозках, причем стоимость перевозки туриста к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые иногда наполовину ниже обычных. Он включает также стоимость размещения туриста в гостинице, питание (полное или частичное) и другие услуги, предоставляемые на определенное число дней пребывания туриста в стране назначения. Общий уровень цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа (т.е. стоимости транспортировки) до данной страны. Клиенту сообщается паушульная цена[2] инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг. Инклюзив-туры используются как при групповых, так и при индивидуальных туристических поездках.
Пекидж-тур также предполагает предоставление клиенту полного комплекса услуг, который, однако, может и не включать транспортные расходы. Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе. Структура туров в значительной степени варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.
Коммерческие операции по реализации международного производственного и научно-технического сотрудничества фирм. Такое сотрудничество выступает как результат определенной организационно-управленческой деятельности, целью которой является заключение соглашений:
о специализации и кооперировании производства;
об организации совместного строительства объектов и их эксплуатации;
о поставке крупных промышленных объектов с компенсацией (оплатой) товарной продукцией;
о кооперации в области научных исследований и др.
Реализация этих соглашений осуществляется на основе заключения международных коммерческих сделок. Поэтому область производственного и научно-технического сотрудничества входит в сферу международной торговли.
Методы осуществления международных коммерческих операций
В международной торговой практике используется два основных метода осуществления коммерческих операций: прямой и косвенный.
Прямой метод предполагает установление связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем; поставку товаров непосредственно конечному потребителю и закупку товаров у непосредственного самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи.
Косвенный метод предполагает, покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца.
Прямой метод используется фирмами чаще всего при продажах и закупках на внешних рынках промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов; при экспорте крупногабаритного и дорогостоящего оборудования; при экспорте стандартного многосерийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании, имеющие свою розничную сеть; при закупках сельскохозяйственных товаров непосредственно у фермеров-производителей в развивающихся странах; прямой экспорт и импорт составляет значительную часть операций, осуществляемых государственными предприятиями и учреждениями как промышленно развитых, так и развивающихся стран.
Осуществление непосредственных коммерческих операций, особенно экспортных, имеет ряд преимуществ: позволяет налаживать более тесные контакты с иностранными, потребителями, лучше изучать условия рынка и быстрее приспосабливать свои производственные программы к спросу и требованиям иностранного рынка.
Прямые связи характеризуются следующими особенностями:
1. предусматривают поставку заранее определенных (согласованных) видов продукции, ориентированной на специфические требования и запросы конкретного иностранного потребителя (или группы потребителей);
2. носят целенаправленны характер, поскольку осуществляются на основе предварительно получаемых поставщиком заказов или заранее согласованных поставок, преимущественно при отгрузках сложного и комплектного оборудования. При этом эти связи не ограничиваются только отношениями между поставщиком-экспортером и покупателем-импортером оборудования. Они влекут за собой установление целой системы непосредственных связей между специализированными фирмами, участвующими в комплектации поставки, т.е. субпоставщиками;
3. образуют между фирмами тесные и устойчивые кооперационные связи, которые могут начинаться на стадии научно-исследовательских и проектных работ. В последние годы получила развитие тенденция,. когда метод непосредственных связей при поставках комплектного оборудования распространяется не только на иностранные, но и на фирмы, находящиеся в стране импортера. Такая практика обеспечивает - тесные контакты между экспортером и импортером в процессе создания объекта, согласованность и координацию их действий по вводу его в эксплуатацию, а также характеризуется длительностью и устойчивостью отношений потребителя с поставщиками, необходимыми для производства сырья, материалов, комплектующих изделий, компонентов с целью стабильного обеспечения производственного процесса необходимыми ресурсами.
Эти связи ориентированы на учет требований к характеру продукта, предъявляемых конечным потребителем. И здесь создается развернутая цепь взаимосвязей и отношений между крупными фирмами и независимыми компаниями, связанными прямыми производственными взаимоотношениями на основе специализации и кооперирования производства. В основе таких отношений лежит метод заключения долгосрочных контрактов, предусматривающих регулярную поставку согласованного количества товаров на протяжении установленного в контракте срока.
Использование метода прямых связей получило широкое распространение в современной международной коммерческой практике. По некоторым подсчетам, у американских фирм на долю прямых продаж приходится более 2/3 всей экспортной продукции промышленного назначения,, у английских - около 70%. Рост прямых продаж при сбыте продукции промышленного назначения обусловлен, прежде всего, повышением технического уровня и сложности выпускаемых на рынок товаров, особенно машин и оборудования, увеличением в продаже долей уникального оборудования, оборудования комплектных предприятий, крупных судов, самолетов новейших конструкций. Это вызывает необходимость установления непосредственных контактов между продавцом и покупателем, причем еще на стадии проектирования и разработки технико-экономических параметров товара с целью учета требований покупателя.
При этом такие связи не прекращаются и после поставки комплектного оборудования, а продолжаются в связи с его монтажом, наладкой и пуском в эксплуатацию, а также техническим обслуживанием в процессе эксплуатации. Иначе говоря, речь идет о таких непосредственных связях с конечным потребителем продукции, когда последний сам определяет объем поставки, свойства и качество будущей продукции, сроки ее изготовления. При поставках комплектного оборудования будущий покупатель часто сам участвует в определении конкретных технико-экономических показателей закупаемого оборудования.
Важную роль в расширении прямых связей сыграло создание ТНК своих сбытовых и производственных заграничных дочерних компаний, которые выступают на рынках других стран в качестве контрагентов. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, поскольку отражает изменения в характере взаимоотношений между производителем и конечным потребителем. Суть этих изменений сводится к тому, что заграничные сбытовые и производственные дочерние компании ТНК, составляющие элементы общей собственности международной монополии, вступают в непосредственные контакты с конечным потребителем на рынке страны местонахождения и на рынках других стран. Это означает, что возрастает роль не только прямых связей, но и меняется их характер, поскольку они ориентированы на осуществление непосредственных отношений с конкретными потребителями.
Создавая собственные заграничные сбытовые и производственные предприятия и устанавливая непосредственные межфирменные связи, ТНК вызывают изменения не только в соотношении между традиционными методами осуществления международных коммерческих операций, но и в самом характере применяемых методов,
Наличие прямых связей с внешним рынком позволяет экспортеру налаживать более тесные контакты с иностранными потребителями, лучше изучать условия рынка и быстрее приспосабливать свои производственные программы к спросу и требованиям иностранного рынка. Это приобрело особо важное значение в условиях резкого обострения конкурентной борьбы на мировом капиталистическом рынке.
Развитие процессов специализации и кооперирования обусловили расширение прямых хозяйственных связей между крупными фирмами, осуществляемых как по линии поставок сырья и полуфабрикатов, так и комплектующих частей и деталей и организации совместного производства.
Важное значение в расширении прямых экспортно-импортных операций имеет развитие государственных предприятий и учреждений преимущественно в развивающихся странах, которые свою внешнеторговую деятельность осуществляют путем организации и проведения торгов.
Развитие прямых международных коммерческих связей привело к относительному уменьшению значения косвенного экспорта и импорта, хотя роль торгово-посреднического звена в целом продолжает оставаться довольно значительной. С помощью торговых посредников реализуется более половины всех товаров, вовлекаемых в международный товарооборот. Особенно велика роль торговых посредников при сбыте стандартного промышленного оборудования и потребительских товаров.
К услугам торговых посредников крупные промышленные компании прибегают при реализации второстепенных видов продукции, а также на отдаленных, труднодоступных, слабоизученных и небольших рынках, при продвижении новых товаров, отсутствии в странах-импортерах собственной сбытовой сети и в тех случаях, когда ввоз в страну определенных товаров монополизирован крупными торгово-посредническими фирмами. Услугами торговых посредников пользуются и крупные промышленные фирмы, объем экспортно-импортных операций у которых невелик, а также мелкие и средние фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции эпизодически.
Использование торговых посредников обеспечивает промышленным фирмам-экспортерам определенные преимущества. Они особенно значительны при сбыте стандартных видов машин и оборудования, требующих послепродажного технического обслуживания. Наличие у торгово-посреднических фирм собственной сети технического обслуживания (складов запасных частей, ремонтных мастерских, кадров специалистов) значительно облегчает освоение новых рынков. Торгово-посреднические фирмы, как правило, хорошо знают требования местного рынка, имеют устойчивые деловые связи, осуществляют всю деятельность, связанную с поставкой товаров и оформлением документации, располагают большими возможностями в отношении организации рекламы, участия в ярмарках, выставках и др.