Международный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:13, реферат

Описание

Последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции. В связи с этим повышение привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций и наилучшее использование преимуществ, связанных с местоположением, является серьезным вызовом для национальных правительств и требует разработки и проведения сложных и комплексных мер экономической политики.

Работа состоит из  1 файл

международный опыт.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)


Последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции. В связи с этим повышение привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций и наилучшее использование преимуществ, связанных с местоположением, является серьезным вызовом для национальных правительств и требует разработки и проведения сложных и комплексных мер экономической политики.

Анализ показал, что предоставление стимулов (например, освобождение от налогов или их снижение, предоставление финансовых субсидий, снижение импортных тарифов и т. д.) в сочетании с проведением макроэкономической политики, позволяющей инвесторам осуществлять свою деятельность, не подвергаясь излишнему риску, являются ключевыми факторами, формирующими благоприятный климат для ПИИ. Успех этих стран в привлечении иностранного капитала также во многом связан с тем, что их политика в области ПИИ была неотъемлемой частью промышленной политики и политики экономического развития в целом.

 

Страны бывшего СЭВ активно привлекают прямые иностранные инвестиции. Начало было положено процессами приватизации, в ходе которых иностранные инвесторы были допущены на внутренний рынок.

Весьма существенным обстоятельством является то, что страны бывшего СЭВ всё больше интегрируются в мировую экономику, вступают в различные организации и союзы (Евросоюз, ВТО и др.). Это заставляет их пересматривать свою законодательную базу и адаптировать её под требования Евросоюза, организации сотрудничества и развития. Этот процесс унификации государственного регулирования иностранных инвестиций благоприятно сказывается на инвестиционном климате, на притоке прямых иностранных инвестиций. В этих странах принят ряд законодательных актов, среди них: «О поддержке инвестиций», «О стимулировании инвестиций».

Также эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций в рассматриваемых странах бывшего СЭВ является налоговая политика (сравнительно низкие ставки налогов – 21%, 19%, налоговые льготы). К примеру, в Чехии введена нулевая ставка подоходного налога сроком на 10 лет для вновь образованных юридических и физических лиц и на 5 лет для уже зарегистрированных компаний, модернизирующих свое производство. В Венгрии налог на прибыль хозяйствующих субъектов в ВР установлен в 18%, а фактически – с учетом налоговых льгот – составляет 12% (для большинства крупных предприятий с иностранным участием, которые пользуются налоговыми льготами в наибольшей степени, – менее 7%), помимо этого инвесторы освобождаются от 80% налога на прибыль корпораций в течение 10ти лет после завершения реализации проекта.

В рассматриваемых странах упрощены процедуры покупки недвижимости нерезидентами, в некоторых странах при инвестировании определенной суммы есть возможность получить ПМЖ.

В странах бывшего СЭВ существует проблема безработицы. Правительства этих стран создали систему субсидий и предоставления безвозмездных ссуд на создание новых рабочих мест. Программа по созданию рабочих мест в депрессивных экономических регионах Чехии предусматривает субсидию в размере до 50% инвестиционных затрат за счет фондов Министерства регионального развития Чехии для компаний, создавших свое производство в этих регионах. В Словакии нерезидентам, вкладывающим в создание новых рабочих мест не менее 5 млн. евро (или даже значительно меньшую сумму в районах с безработицей, превышающей 15%), предоставляются налоговые льготы сроком на пять лет и дотации на создание рабочих мест для безработных. В районах Болгарии с высоким уровнем безработицы инвесторы полностью освобождаются от налогов.

Страны бывшего СЭВ в последнее время акцентируют внимание на привлечении иностранных инвестиций в высокотехнологичное и наукоёмкое производство. Оказывается финансовая поддержка инвесторам, вкладывающим средства в научные исследования, разработки. Проводятся программы по развитию промышленных зон, созданы технопарки, свободные таможенные территории.

Отдельного внимания заслуживает создание специальных организаций и различных агентств для оказания помощи иностранным инвесторам. Такие организации на каждом этапе осуществления инвестиционного проекта поддерживают инвесторов, предоставляют им необходимую информацию и выступают посредниками между инвесторами и государственными органами. Эти организации можно условно разделить на следующие группы:

                   Организации, предоставляющие информационную поддержку инвесторам. Под информационной поддержкой понимается создание баз данных инвестиционных проектов,

                   Организации, созданные для защиты интересов инвесторов в правительственных структурах.

                   Страховые компании.

                   Специальные финансовые структуры.

 

В Чехии существует ряд подобных организаций, в частности:

АО "Чешский Экспортный Банк". Его главная задача состоит в оказании эффективной поддержки (банковскими методами) национального экспорта товаров и услуг, в максимально возможном подключении к своим программам чешских производителей и их зарубежных партнёров. Гарантом выполнения банком своих обязательств и погашения задолженности, возникающей при несостоятельности плательщика, является чешское государство.

Государственная страховая компания ЭГАП осуществляет страхование предэкспортного финансирования производства продукции, страхование инвестиций чешских предприятий за рубежом, страхование банковских гарантий, обеспечивающих подготовку и реализацию экспортных контрактов чешских компаний.

«CzechInvest» занимается информационным, юридическим, организационным и финансовым сопровождением инвестиционных проектов зарубежных партнёров, имеет сеть филиалов за рубежом.

«Association of Foreign Investors», которая превратилась в важный орган, способствующий защите интересов инвесторов в правительственных структурах.

В Болгарии «Investbulgaria Agency» оказывает помощь в создании технической инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта, помощь в получении требуемых земельных участков и недвижимости.

 

ПИИ играют важную роль в модернизации и преобразовании словацкой экономики. Создавая рыночную среду и либерализируя инвестиционный климат, страна сократила разрыв, имеющийся с соседними странами в области привлечения иностранного капитала, и стала для него одним из наиболее привлекательных мест. В 2008 общий объем поступивших ПИИ составил USD 37.8 млрд, и в соответствии с данными ЮНКТАД был одним из наиболее высоких среди странсоседей в пересчете на душу населения. В Словакию пришли такие известные европейские и международные компании как Samsung, Sony, PSA Peugeot Citroen, Kia Hyundai, Getrag Ford, Volkswagen и DELL.

К факторам, определившим высокий приток ПИИ в Словакию можно отнести:

− плоская шкала налога на доходы 19 % как для населения, так и для предприятий, который является одним из наиболее привлекательных среди стран ОЭСР и ЕС;

− отсутствие налога на дивиденды и доход в виде процентов;

− предоставление государством помощи иностранным инвесторам: возможность покупки земли по сниженным ценам; финансовые субсидии на приобретение материальных и нематериальных актив, относящихся к инвестициям; налоговые кредиты и гранты на создание новых рабочих мест. В соответствии с актом об инвестиционной помощи, который вступил в силу с января 2008 г. инвесторы могут получить помощь до 2013 г. на проекты по производству промышленной продукции, создание технологических центров, центров оперативного сервиса, туристических центров. Предоставление данной помощи зависит от ряда факторов, включая уровень занятости в регионе инвестиций, развитие бизнеса, объема инвестиций, типа занятости, предусматриваемого проектом. Акт предназначен для стимулирования инвестиций в высокотехнологичные продукты, НИОКР и менее развитых регионах страны, имеющих высокий уровень безработицы;

− дополнительная поддержка может предоставляться на уровне местных органов власти, она включает предоставление инфраструктуры, проведение обучения;

− отсутствие какихлибо требований к функционированию, созданию предприятий, расширению инвестиций. Однако в случае крупномасштабной приватизации ряд требований к инвестору может быть, все же, выдвинут;

− Иностранные компании на равных условиях с национальными могут участвовать в государственных программах по НИОКР, финансируемых правительство Словакии.

В Словакии основной структурой государственной поддержки и развития инвестиций и торговли является «SARIO». Главной задачей ее деятельности является создание так называемых «businessfriendly» условий для инвесторов. Для иностранных инвесторов составляется база данных предлагаемых объектов недвижимости, промышленных комплексов; оказывается помощь при составлении заявки на господдержку. Данная организация помогает при учреждении совместных предприятий.

 

Польша достигла значительных успехов в привлечении иностранного капитала, начиная с 1990 г. ей удалось привлечь более чем USD 120 млрд. ПИИ. Последовательно улучшая инвестиционный климат, например, сокращая налоговую нагрузку (в частности отчисления по страхованию на случай нетрудоспособности), упрощая законодательств в области валютного регулирования, совершенствуя закон о банкротстве, упрощая регулирование в ряде секторов (в частности телекоммуникации) и т.д., страна превратилась в своего рода магнит в Европе для прямых иностранных инвестиций.

На сегодняшний день не существует никаких требований к функционированию иностранных фирм или ограничений по их доступу на рынок. Однако в некоторых секторах, например, радиовещание и телевидение, воздушный транспорт, существует ограничение на участие иностранного капитала в уставном фонде, а также необходимо получить разрешение на осуществление деятельности. Помимо этого, если инвестор хочет заниматься радио и телевещанием, авиацией, энергетикой, производством оружия, разработкой полезных ископаемых, оказанием услуг по охране необходимо получить лицензию или разрешение, в ряде случае эта деятельность может осуществляться на условиях концессии.

Польша предоставляет следующие льготы для иностранных инвесторов:

− Освобождение от уплаты налога на прибыль и на собственность в специальных экономических зонах (СЭЗ);

− Инвестиционные гранты, покрывающие до 50% инвестиционных издержек (70% для малых и средних предприятий);

− Гранты на привлечение рабочей силы (до EUR 5000 per на одного занятого рабочего);

− Гранты на НИОКР;

− Гранты на другие виды деятельности , такие как защита окружающей среды, обучение, логистика, создание источников возобновляемой энергии ;

− Продажа объектов и земли под инвестиции с чистого листа по привлекательным ценам;

− Потенциальное частичное прощение коммерческих долгов перед государственными банками, возникших в результате приобретения технологий; и

− Разнообразные льготы, относящиеся к приобретению и созданию новых технологий

 

Польша вошла в состав ЕС в мае 2004 года. Таким образом, система инвестиционных стимулов Польши соответствует требованиям законодательства Европейского Союза. Система стимулов состоит из трех типов государственной помощи: регионального, горизонтального и секторального. Количество государственной помощи, которое может быть предоставлено на отдельную инвестицию не может превышать определенный уровень, который установлен для каждой категории государственной помощи.

Региональная помощь направлена на поддержание первоначальных инвестиций, которые обычно включают в себя инвестиции по созданию нового предприятия, увеличению существующего производства, расширению товарного ассортимента или фундаментальному изменению в производственном процессе существующего предприятия.

Одним из условий получения такой помощи является сохранение вложенных средств или созданных рабочих мест на протяжении как минимум 5 лет (для того чтобы компании, получившие стимул, не перенесли свое производство).

В целом, региональная помощь в случае с первоначальными инвестициями может предоставляться вплоть до достижения порога, который определяется как процент капиталовложений, на которые начисляется помощь, то есть процент от суммы инвестиции или стоимости создания рабочих мест. Для больших инвестиционных проектов, например для проектов, чья стоимость превышает 50 миллионов Евро, предоставляется меньшее количество помощи.

A.O. „Польское Агентство Информации и Иностранных Инвестиций” (Polska Agencja Informacji i Inwestycji Zagranicznych S.A.  PAIiIZ) стремится увеличить приток непосредственных иностранных инвестиций в Польшу, привлекая заграничных инвесторов к размещению их капиталов в Польше. Помогает в толковании правил и юридических процедур на отдельных этапах инвестиционного процесса.

PAIiIZ предлагает инвесторам:

быстрый доступ к полной информации касательно экономическоюридической среды инвестиции,

помогает выбрать соотвествующих партнёров, поставщиков и привлекательную локализацию для инвестиции,

советует на отдельных этапах инвестиционного процесса.

 

PAIiIZ действует также как:

Пункт связи ОЭСР в Польше,

Секретариат Польскояпонского экономического комитета,

Секретариат Соглашения о продвижении Польши (Promotion Network Poland).

 

PAIiIZ продвигает также регионы Польши, организуя конференции в стране и за границей, а также экономические и журналистские миссии.

Информация о работе Международный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций