Международный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:13, реферат

Описание

Последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции. В связи с этим повышение привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций и наилучшее использование преимуществ, связанных с местоположением, является серьезным вызовом для национальных правительств и требует разработки и проведения сложных и комплексных мер экономической политики.

Работа состоит из  1 файл

международный опыт.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

PAIiIZ создаёт сеть Региональных Центров Обслуживания Инвестора (Regionalne Centra Obsługi Inwestora – COI) во всей Польше, чтобы улучшить качество обслуживания инвестора в регионах, давая им доступ к актуальной информации, такой как новые инвестиционные предложения, экономические и юридические данные. Эти специализированные центры, финансируемые властями регионального уровня, где работает персонал, обученный в PAIiIZ, служат также посредником в контактах между инвесторами и местными органами власти.

 

Венгрия вошла в состав Европейского Союза в 2004 году и с тех пор показала хорошие результаты по привлечению ПИИ. Присмотревшись к ситуации внутри страны, тем не менее, можно отметить серьезные региональные отличия. Стимулы, предоставляемые правительством Венгрии, можно разделить на четыре типа: денежные субсидии, субсидии на создание рабочих мест, налоговые стимулы и субсидии на повышение квалификации.

Венгерское агентство развития инвестиций и торговли оказывает существенную помощь инвесторам на различных этапах реализации инвестиционных проектов, публикует брошюры по проектам в различных отраслях, где предоставляет информацию о сроках реализации проектов, финансировании, компаниях, которые участвуют в их реализации.

Помогают работе инвесторов и специализированные базы данных. В таких базах данных можно ознакомиться с различными инвестиционными проектами. Помимо этого существуют базы данных, которые можно использовать для поиска и классификации поставщиков и партнеров при создании совместных предприятий.

Венгерское агентство по инвестициям и развитию торговли (HITA) осуществляет поддержку инвестиций, нацеленную на создание новых производств, реализацию проектов в области исследований и разработок, при помощи «Системы одной остановки» («OneStopShop»). Частью пакета поддержки является практикуемый в HITA проектный менеджмент по принципу «все включено» («allinclusive»), работа с инвестором как VIPклиентом, а также предоставление полной информации об инвестиционном климате. К основным формам поддержки инвестиций относятся:

• прямая финансовая поддержка на основе отдельного решения правительства или конкурсы, финансируемые совместно с Европейским союзом;

• налоговые льготы при вкладывании средств в развитие;

• льготы при создании новых рабочих мест и на проведение обучения.

Будучи членом Европейского союза, Венгрия может предложить широкий набор инвестиционных льгот. Сумма госдотаций, приходящаяся на один инвестиционный проект, может в зависимости от места вложения капитала составлять до 50% суммы расходов, на которые предоставляется поддержка.

Правовая база предоставления инвестиционных льгот в Венгрии является частью единого правового пространства Европейского союза.

HITA – правительственное агентство по инвестициям и развитию торговли, действующее в составе министерства национальной экономики. Опираясь на широкие контакты в государственном и частном секторе, HITA предоставляет иностранным инвесторам квалифицированную поддержку в процессе принятия ключевых решений и множество дополнительных услуг.

Стадия подготовки проектов

• предоставление подробной целенаправленной информации о местном экономическом и деловом климате, налогообложении корпораций и правовой среде, а также обзоров по отдельным направлениям

• посещение объектов, встречи с представителями местных, региональных и правительственных органов, знакомство с местными поставщиками, провайдерами услуг и экспертами

Стадия осуществления проектов

• содействие в выборе участков, координирование работы по получению разрешений

• окончательная доработка соглашений на предоставление льгот

• содействие в подборе кадров, визовая поддержка

Послепроектная стадия

• выполнение посреднических функций между правительственными органами и компаниями, работающими в Венгрии, в целях последующего развития

• поддержка и генерирование реинвестиций

Помимо этого, для удовлетворения потребностей инвесторов в стране имеется 130 промышленных парков, располагающих высокоразвитой логистической и телекоммуникационной инфраструктурой и готовых предоставить свои услуги.

 

Промышленноразвитые страны отличаются отсутствием специальных законов, регулирующих деятельность иностранных инвесторов, и, как следствие, тем, что в этих странах иностранные инвесторы приравнены во всех правах к национальным инвесторам. Поддержка инвесторов осуществляется посредством предоставления финансовых дотаций, займов, налоговых привилегий, гарантий. Приток иностранных инвестиций в эти страны сдерживает отсутствие динамичного экономического роста (в отличие от ранее рассмотренных стран) и некоторый консерватизм.

В рамках ЕС страны-члены определяют политику стимулирования инвестиций самостоятельно (то есть, предоставляют ресурсы для стимулирования из бюджета отдельной страны), но руководствуются при этом ограничениями, которые установила Европейская Комиссия. Рамки, в которых действуют странычлены ЕС, включают в себя два важнейших принципа:

– Одинаковый режим в регионе

– Равные условия для конкуренции всех европейских компаний

В ЕС существует философия предоставления помощи наиболее отдаленным и менее развитым регионам для повышения из конкурентоспособности. Эти принципы заложены в Руководстве по предоставлению региональной помощи на 20072013 годы и включают в себя следующие задачи:

 Сфокусировать региональную помощь на наименее развитых регионах ЕС

 Уменьшить несоразмерно высокую частоту предоставления помощи

 Обеспечить конкурентоспособность всех регионов

 Обеспечить преемственность: от старой системы к новой

В ЕС существует разделение на региональную помощь и горизонтальную помощь. Региональная помощь отличается в зависимости от области, тогда как горизонтальная помощь основывается на национальном законодательстве и не имеет региональных различий. Примером региональной помощи является помощь в первоначальных инвестициях крупным компаниям, тогда как примером горизонтальной помощи могут послужить фонды на повышение квалификации, которые могут быть использованы в любой части страны.

Стимулирование инвестиций в странах ЕС строго регулируется Европейской Комиссией, а законодательство ЕС определяет количество средств, которые государство может использовать на стимулирование, и устанавливает «потолок» для таких затрат. Интенсивность европейской помощи адаптируется исходя из характера и интенсивности региональных проблем. В целом, определены три принципа:

 В «старых» отдаленных регионах помощь не может превышать 30% инвестиции

 В «новых» отдаленных регионах помощь может быть самой крупной и достигать 50%

от суммы инвестиции и более (для малых и средних предприятий)

 Помощь предоставляется небольшому количеству регионов Европы. Большинство регионов и населения не получает региональной помощи.

В ЕС также существуют типы горизонтальной помощи:

 Стимулирование научноисследовательской деятельности

 Повышение квалификации

Не все секторы регулируются одинаково. Наиболее важные секторы регулируются более строгими рамками, устанавливаемыми ЕС; на такие области устанавливаются отдельные лимиты. Особые правила введены для секторов транспорта, маркетинга, судостроения и производства первичной сельскохозяйственной продукции.

 

Инвестиционный климат Франции оценивается как недостаточно благоприятный. Это связано с довольно высоким уровнем совокупного налогового бремени. Также сдерживающее влияние на массовый приток прямых иностранных инвестиций оказывают массовые протесты, вызванные приобретением зарубежными собственниками крупной французской фирмы. Иностранные капиталовложения в стратегически важные отрасли требуют особого разрешения.

Во Франции одним из главных преимуществ для привлечения иностранных инвесторов являются активно поддерживаемые правительством кластеры. Цель французской политики кластеров – стимулирование синтеза между частными компаниями, исследовательскими центрами и университетами в целях создания инновационных партнерских проектов в конкретном регионе. Также одним из элементов государственной поддержки инвестиций в области научнотехнического прогресса является создание особых технологических зон  технопарков, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции.

 

В Финляндии большинство инвестиционных программ направлены на содействие привлечению инвестиций в экономически менее развитые регионы страны. Инвесторам предоставляются субсидии, дотации, а также финансирование обучения персонала из государственных источников.

В Финляндии существуют 4 свободные и 4 складские зоны.

В стране успешно функционируют инвестиционные фонды, компании и банки, поддерживаемые как национальными правительствами Скандинавских стран (Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и Исландии), так и мировыми финансовыми организациями.

К основным институтам и фондам, действующим в Финляндии относятся «Бюро инвестиций в Финляндии», АО «Фиде», «Северный инвестиционный банк», «Европейский банк реконструкции и развития», «Финнфанд», «Ситра», «Ситранс», «Текес» и «Финнвера». Их основной целью является содействие в привлечении иностранных инвестиций в экономику Финляндии, а также поддержка финского экспорта и проектов за рубежом. Кроме того, фонды оказывают консультативную и техническую помощь фирмам по управленческим и юридическим вопросам, а также по созданию новых компаний.

 

Ирландия создала благоприятный налоговый климат для развития бизнеса и прибыльного инвестирования. Налоговые льготы составляют важную часть общего пакета стимулирующих мер, доступных иностранным компаниям, создающим филиалы в Ирландии. Финансовая поддержка со стороны государства осуществляется в форме грантов, выдаваемых по решению ряда специализированных государственных органов. Субсидии выдаются Агентством промышленного развития (АПР).

Ирландские законы, по сути превратившие страну в своеобразную оффшорную зону внутри ЕС, очень либеральны по отношению к торговле и промышленности. Второй компонентой формулы успешного развития для Республики Ирландия является ориентация правительства на развитие наукоемких отраслей промышленности и сферы высоких технологий.

В результате предпринимаемой ирландским правительством политики по привлечению ПИИ, общий объем пришедших в страну инвестиций увеличился за десять последних лет с EUR 53 млрд. до EUR 131 млрд, ускорив экономический рост и превратив страну в «Кельтского тигра». В первую очередь Ирландия стимулировала приток инвестиций в высокотехнологичные и требующие применения высококвалифицированной рабочей силы отрасли, в проекты, стимулирующие НИОКР и нацеленные на производство товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. В 2008 г. в стране было создано 6300 новых рабочих мест в результате осуществления 108 ПИИ проектов в области бизнес услуг и услуг финансового посредничества, программного обеспечения электроники, фармацевтики, производства научного инструмента. Ирландии удалось привлечь такие известные компании как Yahoo, Google, Amazon, Microsoft, IBM, Citibank и т.д..

Администрация по промышленному развитию Ирландии (The Industrial Development Authority of Ireland (IDA Ireland)), является основным агенством, отвечающим за стимулирование и содействие притока ПИИ в страну (за исключением свободной зоны Шеннон, которая находится в ведении Shannon Free Airport Development Co. (SFADCO), или “Shannon Development”). Кроме этого, агентство Предприятие Ирландии (Enterprise Ireland) содействует созданию СП и стратегических альянсов между национальными и иностранными компаниями. Спектр услуг и стимулов, в том числе финансирование и гранты предлагаются IDA Ireland, как для новых и существующих клиентов:

Предоставление информации и статистических данных о ключевых секторах в Ирландии

Помощь в создании бизнеса в Ирландии

Представьте потенциальных инвесторов к местной промышленности в Ирландии, правительства, поставщиков услуг и научно-исследовательских учреждений

Предложение совета по имущественным решений для международных инвесторов

Основными определяющими факторами привлекательности Ирландии для ПИИ являются низкий налог на прибыль корпораций как для иностранных, так и для национальных фирм (12.5%36); квалифицированная и говорящая на английском рабочая сила; хорошие трудовые отношения между администрацией и профсоюзами; поддерживающая бизнес политика правительства; транспарентная юридическая система; и притягательная сила уже действующих на рынке компаний («эффект образования кластеров»).

Правительство Ирландии также предоставляет инвесторам стимулы в виде грантов на покупку оборудования, земли, зданий, обучение персонала, НИОКР и т.д. Иностранные и национальные фирмы, желающие получить поддержку от государства должны представить инвестиционные предложения в Администрацию по промышленному развитию Ирландии (IDA Ireland) или же в компанию Свободное развитие аэропорта Шеннон (SFADCO). Фирма должна гарантировать возврат предоставленных правительством средств, если она прекратит свое существование до оговоренного периода времени, как правило, это десять лет после предоставления гранта. В 2007 г. IDA Ireland выделила иностранным фирмам в качестве поддержки EUR 78.5 млн.

Поскольку правительство очень сильно стимулирует инвестиции в регионы и оказывает в этом случае финансовую поддержку, около 60% проектов с чистого листа в 2006–2007 гг. было размещено за пределам

Зона Шеннон была основана в 1957 г. На сегодняшний день в ней работают около 7000 человек. Основные виды деловой активности – это аэрокосмическая деятельность, производство программных продуктов, инжиниринг, управление поставками, финансовые услуги, фармацевтика, электроника. Фирмы, осуществляющие свою деятельность в Зоне Шеннон имеют: налог на прибыль 12.5%; беспошлинный импорт товаров, завозимых для дальнейшей обработки из стран не членов ЕС; беспошлинный экспорт товаров в произведенных в Зоне в страны не члены ЕС; минимальные таможенные процедуры и формальности; minimum; нулевой НДС на импортируемые товары, включая капитальное оборудование; гранты для привлечения рабочей силы, НИОКР, обучение и покупку оборудования. Помимо этого, компании, основанные в Зоне могут получить налоговые кредиты на НИОКР и освобождение от налога на прирост капитала.

Информация о работе Международный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций