Международный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:13, реферат

Описание

Последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции. В связи с этим повышение привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций и наилучшее использование преимуществ, связанных с местоположением, является серьезным вызовом для национальных правительств и требует разработки и проведения сложных и комплексных мер экономической политики.

Работа состоит из  1 файл

международный опыт.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

 

В Италии, в соответствии с Конституцией, иностранные граждане полностью приравнены во всех правах к итальянским гражданам, в том числе и правам по участию в банковских, финансовых, производственных и других компаниях. При этом иностранные граждане могут участвовать в капитале и органах управления даже не находясь на территории Италии (требуется заверенная копия иностранного паспорта, с указанием места жительства иностранца на родине, и необходимо получить номер итальянского налогового кода).

Основным требованием для регистрации иностранных компаний в Италии является установление минимально допустимого размера их уставного капитала: для акционерного общества  100 тыс. евро, для обществ с ограниченной ответственностью  10 тыс. евро (это же правило существует и для итальянских компаний).

 

Активно развивающиеся страны – это страны с огромным потенциалом рынка. Итогом реформ, направленных на привлечение иностранных инвестиций, стал так называемый инвестиционный бум. Некоторые страны (Китай, Индия) приняли решение перейти от количественного роста инвестиций к повышению их качества и в настоящее время вводят ограничения на инвестирование в некоторые отрасли, повышают налоги. Такие меры расцениваются некоторыми специалистами как протекционизм. Во всех рассматриваемых развивающихся странах создаются технопарки, особые экономические и таможенные зоны.

Правительство Китая приняло решение привлекать только те иностранные инвестиции, которые приносят сравнительно высокую инвестиционную эффективность, экономят ресурсы и экологически безопасны. Акцент все в большей мере переносится на заимствование передовых ресурсосберегающих и экологичных технологий, а также лучшего управленческого опыта; на подготовку национальных специалистов международного уровня; на резкое "изменение отраслевой структуры иностранного инвестирования в пользу электроники, телекоммуникаций, фармацевтики и основанных на биотехнологиях производств, ряда составляющих сферы услуг". В текущем году произошло уравнивание ставок налога на прибыль для зарубежных и национальных предприятий – теперь это 25%.

О большом опыте Китая в привлечении иностранных инвестиций свидетельствует и количество существующих законов. За годы реформ в Китае был сформирован пакет законодательных актов, регламентирующих привлечение иностранных инвестиций и функционирование предприятий с их участием, насчитывающий около 20ти законов, положений и правил, самый ранний из этих законодательных актов – Закон КНР "О предприятиях с иностранным капиталом" – датируется 1986 годом.

Особо стоит отметить большое количество функционирующих в КНР различных видов инвестиционных зон (специальные экономические зоны, зоны техникоэкономического развития, зоны высоких технологий, зоны свободной торговли, технопарки и т.д.). Все эти зоны имеют свои цели, продуманную законодательную базу и, как следствие, привлекают большое количество инвесторов предоставляемыми им условиями и льготами.

Участие иностранного капитала ограниченно в ряде секторов. Как правило, это стратегически важные отрасли.

Все проекты ПИИ в Китае оценивались и классифицировались в соответствии с Руководством (каталогом) по проектам, связанным с прямыми иностранными инвестициями исходя из четырех категорий: поощряемые, ограничиваемые, запрещаемые, разрешаемые. Приоритет отдавался экспортоориентированным проектам, а также производству нового оборудования и материалов с использованием новых технологий, а также проектам, которые были нацелены на разработку месторождений китайских природных ресурсов или использование относительно дешевой рабочей силы. Попрежнему, поощрялся приток ПИИ в инфраструктуру, сельское хозяйство и производство сырья.

В конце 2006 г. Национальная комиссия по развитию и реформам, являющаяся агентством, осуществляющим планирование в Китае объявила о новой государственной политике в отношении ПИИ на ближайшие пять лет. Она предусматривает переход от количественного подхода в привлечении прямых иностранных инвестиций к качественному. Специальный упор делается на переход от ПИИ, направляемых в производство дешевых экспортных товаров и сборочные производства, к инвестициям в сектора с высокой долей добавленной стоимости, также пресекается безудержное и неразборчивое стремление к привлечению ПИИ местными органами власти и повышаются экологические требования к проектам, осуществляемым иностранными фирмами. В 2007 г. Новый закон о прибыли предприятий ликвидировал все привилегии для ПИИ и унифицировал налог на прибыль на уровне 25%. В том же году была принята новая 28 страничная инструкция по ПИИ с целью пересмотреть объем инвестиций. В соответствии с ней инвесторам предлагается направить усилия на рециклинг, чистое производство, возобновляемую энергетику, охрану окружающей среды. В промышленности в первую очередь поощряются ПИИ в высокие технологии, а инвестиции в традиционные отрасли запрещены. Все это делается с целью стимулирования инноваций, реструктуризации промышленности и ликвидации региональных дисбалансов при помощи прямых иностранных инвестиций.

Несмотря на то, что инвестиционный климат в Китае достаточно привлекателен усиливающаяся конкуренция со стороны развивающихся экономик (например, Индии и Бразилии) требует его дальнейшего улучшения. В соответствии с исследованиями, недавно проведенными офисом Всемирного Банка в Пекине, для повышения привлекательности инвестиционного климата Китаю необходимо упростить процедуры утверждения инвестиционных проектов; повысить эффективность деятельности государственных органов путем устранения дублирования ряда функций и процедур; провести реформу рынка ценных бумаг и реформирование судебной системы.

 

Инвестиционная политика Индии была впервые сформулирована в Промышленной политике (Industrial Policy Resolution 1956 г.). В соответствии с действующим законодательством Правительство Индии запрещает любые формы иностранных инвестиций в следующие секторы экономики: атомная энергетика, лотерейный и игровой бизнес, розничная торговля (за исключением торговли под единым брендом). Интересна система одобрения инвестиционных проектов (заявки на осуществление инвестиционных проектов рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям, этот же Совет даёт рекомендации инвесторам).

Политика по привлечению ПИИ в Индии имеет следующую структуру.

а) Процесс одобрения ПИИ

Одним из наиболее важных шагов на пути создания либерального и транспарентного инвестиционного климата является упрощение и сокращение времени прохождения процедуры одобрения ПИИ. В результате большинство инвестиций могут приходить в страну в так называемом автоматическом режиме (automatic route). На сегодняшний день только несколько секторов Индии полностью закрыты для прямых иностранных инвестиций по большей части в связи по политическим причинам и в связи с вопросом национальной безопасности (например, розничная торговля, атомная энергетика, лотереи, игорный бизнес и букмекерство, сельскохозяйственная деятельность). ПИИ, которые поступают в автоматическом режиме, не нуждаются ни в каком предварительном одобрении ни со стороны центрального правительства, ни от Резервного банка Индии (РБИ). Инвесторам только необходимо уведомить региональный офис РБИ в течение 30 дней о поступлении финансовых средств изза границы и послать документы в данный офис в течение 30 дней после выпуска/покупки акций. В случае строительства зданий, водоснабжения, экологической очистки и ряда других видов деятельности, необходимо пройти дополнительное согласование на уровне правительства или местных органов власти. В то же время для ряда секторов и видов деятельности прямые иностранные инвестиции могут поступать только после предварительного одобрения со стороны правительства (prior government approval route), в данном случае предложение от инвестора рассматривается Советом по содействию иностранным инвестициям (ССИИ) в определенные сроки по четко установленным процедурам. Как правило, это проекты, которые требуют по лучения промышленной лицензии, предложения по приобретению доли в существующей индийской компании, функционирующей в финансовом секторе и др.

б) Организации, отвечающие за ПИИ

Совет по содействию иностранным инвестициям был создан при Министерстве финансов. Это организация, работающая по принципу одного окна и занимающаяся оказанием инвесторам помощи, отвечающая за переговоры с потенциальными инвесторами, рассмотрение и отбор предложений на первоначальных стадиях, внесение предложений об изменении политики, правил и процедур в отношении ПИИ, идентификацию секторов, куда могут быть привлечены инвестиции с учетом национальных приоритетов, а также выявление регионов, откуда могут прийти инвестиции, и того, какие специальные меры для этого нужно предпринять.

Отдел по реализации ПИИ был создан с целью сокращения времени между одобрением инвестиционного проекта и его практической реализацией. Он работает по принципу одного окна и оказывает инвесторам помощь и содействие (aftercare service) в получении всех необходимых согласований, решении проблем, возникающих в процессе реализации проекта, например, организации встреч в государственных органах для обсуждения спорных вопросов и их разрешения.

В дополнение к вышеназванным органам при Министерстве торговли и промышленности создан Секретариат по содействию в производстве. В его задачи входит помощь предпринимателям, подготовка и оформление всех документов, которые требуют согласования с государственными органами, помощь инвесторам при проведении подготовительных работ по проекту (включая взаимодействие с другими организациями и правительственными органами), мониторинг хода реализации проекта.

в) преференции для ПИИ

Одна из наиболее важных преференций, предоставляемых для ПИИ в Индии, относится к сфере налогообложения и ставок налогов, поскольку данные ставки в стране являются достаточно высокими. Налог на прибыль для внутренних производителей составляет 35% и еще 2.5% взимается в виде дополнительных налогов. Иностранные компании уплачивают 40% основного налога и 2.5% дополнительного.

Преференции включают налоговые каникулы или льготы по налогу на прибыль, разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, налоговые льготы при осуществлении определенного рода расходов (в т.ч., на НИОКР). Например, Индия смогла привлечь инвестиции в информационно-телекоммуникационный сектор, предложив 10-летние налоговые каникулы. Инвестиции в инфраструктуру, линии электропередач, определенные телекоммуникационные услуги, нефтепереработку, проекты, связанные с НИОКР, пищевую промышленность попадают под специальную преференциальную систему налогообложения и налоговые каникулы. Так, инфраструктурные проекты – строительство дорог, ирригационные проекты, канализация и водоснабжение, переработка твердых отходов – на 10 лет полностью освобождаются от налогов.

Правительство предлагает налоговые каникулы сроком на 5 лет для проектов в области энергетики и фирм, экспортирующих свою продукцию, для ряда отраслей и видов деятельности практикуется также возмещение налоговых платежей.

Налоговые каникулы также существуют в специальных экономических зонах (СЭЗ), созданных с целью формирования благоприятного климата для экспорта. СЭЗ предусматривают освобождение от уплаты налогов от 50 до 100% на 15 лет: 100% освобождении отналога на доходы от экспорта, для резидентов предоставляется на 5 лет, следующие пять лет налог сокращается на 50%, затем еще на пять лет ставка налога на реинвестированные экспортные доходы снижается на 50%. Помимо этого освобождается от пошлин импорт товаров для целей развития компании, производства и техобслуживания.

Следует отметить, однако, что существуют различные мнения по вопросу успешности политики Индии в отношении СЭЗ. В некоторых исследованиях приводятся доводы о том, что предоставляемые инвесторам привилегии являются избыточными, поскольку, например, проведенный правительством аудит показывает, что только потери от не собираемых импортных пошлин достигли USD 1.7 млрд. и на 60% превысили экспортные поступления.

 

В 2008 г. Бразилия привлекла USD 42 млрд. ПИИ и заняла первое место среди стран Латинской Америки. Основным мотивом инвестирования в данную страну был обширный рынок сбыта, однако, следует отметить, что правительство предприняло значительные усилия по созданию либерального режима для ПИИ, и привлекательных условий для инвестирования. Большая часть инвестиций была сделана в форме слияний и поглощений (M&A), связанных с приватизацией в электроэнергетике, телекоммуникациях и финансовом секторе. В целом, в Бразилии нет ограничений, связанных с притоком капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Однако участие ПИИ в некоторых видах деятельности ограничено или даже запрещено – это, прежде всего, касается развития ядерной энергетики, аэрокосмической промышленности, авиаперевозок на внутренних линиях, разработок месторождений полезных ископаемых, владения и управления газетами, телевидением, радио станциями, а также услуг почты и телеграфа, здравоохранения.

Бразилия является хорошим примером того, что инвестиции могут приходить в страну и без предоставления специальных стимулов, а в большей степени благодаря проведению либерализации и структурных реформ, приватизации и дерегулированию. Налоговые льготы и прочие привилегии предоставляются правительством Бразилии и местными органами власти без дискриминации как иностранным, так и национальным фирмам. Более того, эта страна одна из немногих, не имеет агентства, отвечающего за привлечение инвестиций, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.

Все предоставляемые стимулы, в том числе и для ПИИ, могут быть подразделены на горизонтальные, секторальные или региональные. Горизонтальные стимулы Бразилии предоставляет ряд стимулов для стимулирования экспорта, проведения исследований в области технологий, внедрения инноваций. В основном они связаны со снижением налогов или освобождением от налога на доход в виде процентов и дивиденды: − специальное налогообложение экспорта технологических информационных услуг; − специальные налоговые стимулы для экспорто-ориентированных компаний при приобретении ими основных средств и оборудования; − специальные налоговые стимулы для компаний занимающихся производством компьютеров при осуществлении ими инвестиций в новые технологии; − финансовые стимулы для новых проектов, реализуемых в северных и северо-восточных регионах Бразилии.

Информация о работе Международный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций