Международный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:13, реферат

Описание

Последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции. В связи с этим повышение привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций и наилучшее использование преимуществ, связанных с местоположением, является серьезным вызовом для национальных правительств и требует разработки и проведения сложных и комплексных мер экономической политики.

Работа состоит из  1 файл

международный опыт.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

В 2001 г. вступил в действие программа “extariff”, согласно которой при ввозе капитального оборудования, не имеющего аналогов в стране, импортный тариф взимается по пониженной ставке (снижение с 14% до 2%). Данная мера направлена на ускорение реструктуризации национальной промышленности. Данной программой также предусмотрено освобождение от уплаты федерального акцизного налога на промышленные товары и налога на добавленную стоимость на услуги и ряд товаров. Программа “extariff” направлена в первую очередь на поддержку производства целлюлозы и бумаги, текстиля, стали, запчастей к автомобилям.

Секторальные стимулы

В 1990ые годы правительство Бразилии ввело специальный режим для автомобильной промышленности, который предусматривал сокращение импортных тарифов на капитальные товары и сырье, ввозимое компаниями, инвестирующими в производство автомобилей, грузовиков, автобусов, автокранов, а также их частей, вспомогательных агрегатов, комплектующих, наборов инструментов и шин. Данный режим действовал до конца 1999 г. в южных и юговосточных штатах страны, и применяется до 2010 в северных, северовосточных, а также на среднем западе.

В 2005 г. Закон 11196 предусмотрел снижение налоговой ставки, прямую помощь и другие стимулы для экспортоориентированных фирм, инвестиций в информационные технологии, и проекты, связанные с НИОКР. Ряд налоговых стимулов предложено для компаний, участвующих в программах по развитию агротехнологий. Данные стимулы предполагают: ускоренную амортизацию ряда нематериальных активов; ускоренную амортизацию оборудования, произведенного в стране; удвоенное списание расходов по технологическому развитию, но не более чем 8% от общей суммы налога, подлежащего к выплате; сокращение до 50% налога на процентный доход и дивиденды на роялти, денежные переводы и платы за техническое обслуживание; и повышенное списание расходов, связанных с роялти, передачей технологий до 10% от относящегося к ним общего объема продаж. Некоторые из этих стимулов постепенно будут отменены к 2013 г.

В ответ на значительное сокращение инвестиций в инфраструктуру, правительство Бразилии недавно предоставило ряд стимулов для проектов, осуществляемых в данном секторе. Например, Закон об инвестициях в рамках частногосударственного партнерства, принятый в 2004 г. поощряет создание совместных предприятий и вложения в инфраструктурные проекты с малой доходностью. В дополнение к этому Программа ускоренного роста (Program to Accelerate Growth (PAC)), принятая правительством в 2007 г., рассматривает в качестве приоритетной цели привлечение частных инвестиций в инфраструктуру при помощи использования государственных средств.

Региональные стимулы

Региональные стимулы направлены на поощрение экономического и социального развития отдельных, относительно менее развитых районов страны, например, на северовостоке и районе Амазонки. Эти стимулы помогли привлечь иностранные компании в зону свободной торговли Манаус.

В 2008 г. в Бразилии был принят Исполнительный акт 418, который поощряет создание особых зон экспорта с целью стимулирования развития в северных, северовосточных и среднезападных регионах. В соответствии с данным актом, компании, работающие в особых экспортных зонах и поставляющие на внешние рынки 80% производимой продукции, могут получить следующие льготы:

− “Правительство освобождает на 20 лет от уплаты таможенного тарифа, федерального НДС, отчислений на социальное страхование, отчисления PIS, складских сборов, взносов в фонд торгового флота товары и услуги, приобретенные по импорту или на внутреннем рынке.

− Правительство ликвидирует требование о необходимости получения лицензии (и соответственно внесения за нее платы) на импорт или любых других разрешений на экспорт, за исключением относящихся к санитарному контролю, национальной безопасности и защите окружающей среды.

− Правительство отказывается от определенной суммы доходов от налога на прибыль в связи с предоставлением полного освобождения от уплаты налога в течение первых пяти лет и снижения ставки налога на 75% в течение следующих пяти лет. Для иностранных корпораций существует ряд ограничений”35.

Льготы для инвесторов могут быть также предоставлены правительствами штатов и местными органами власти в форме специальных налоговых льгот и поддержки в создании инфраструктуры для определенных проектов, как правило, данные преференции предлагаются отдельным компаниям как следствие специальных договоренностей. Однако достаточно часто, штаты, стремящиеся привлечь инвестиции, конкурируют друг с другом по принципу «кто даст больше налоговых льгот для иностранного инвестора». Для того, чтобы прекратить такого рода войны, правительство Бразилии планирует в рамках проводимой в 2009 г. налоговой реформы ограничить возможности штатов в предоставлении налоговых преференций.

 

После открытия экономики Южной Кореи для иностранных инвесторов в 1990х годах был принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата страны. В Южной Корее существует Закон о содействии иностранным инвестициям. Несмотря на проводимую политику либерализации инвестиционного рынка, некоторые отрасли экономики всё ещё закрыты для внешних инвесторов.

Правительство Южной Кореи намерено возмещать иностранным инвесторам часть средств, вложенных в определенный проект. Созданы беспошлинные, свободные экономические зоны и зоны свободной торговли. В границах беспошлинной зоны не применяется национальное таможенное законодательство и таможенный тариф. С точки зрения налогообложения, эти зоны исключены из таможенной территории страны, и именно поэтому в них предоставляются льготы по налогообложению и таможенному оформлению.

Начиная с 1998 г. Южная Корея проводит агрессивную политику по привлечению ПИИ, одна из целей которой состоит в «перехвате» инвестиции, идущих в Китай и Сингапур. Результатом проводимых мер стал существенный рост прямых иностранных инвестиций, в 2001–2007 гг. в страну их поступало ежегодно в среднем около USD 10 млрд, причем, большая часть в форме инвестиций с чистого листа (76.4% от общего объема в 2007 г.).

Они направлялись преимущественно в электронику (производство жидкокристаллических экранов и телевизоров) и химическую промышленность, инвестиции в промышленность составили 38% от общего объема ПИИ, 60% было направлено в сектор услуг (в основном в здравоохранение, канализацию и водоснабжение, а также вывоз мусора).

После Азиатского финансового кризиса Корея приняла новую политику стимулирования ПИИ, которая предусматривала предоставление инвесторам широкого набора стимулов. Они включали освобождение от налогов и их снижение, финансовую поддержку на цели найма работников и их обучения, денежные гранты для НИОКР проектов, освобождение предприятий на определенный период от арендной платы за землю или же ее снижение. Основные налоговые привилегии предоставлялись проектам в области высоких технологий, НИОКР, имеющим статус поддерживающих развитие отрасли или же предприятиям, расположенным в зонах иностранных инвестиций (ЗИИ). Данные привилегии включали налоговые каникулы по налогу на прибыль, предоставляемые сроком на 5 лет с момента получения прибыли, и последующее сокращение на 50% данного налога сроком на 2 года. Для такого рода проектов также выделялась финансовая поддержка на цели найма работников и их обучения и т.д. Высокотехнологичным проектам с чистого листа, а также инвестициям в НИОКР, помимо этого предоставлялись денежные гранты. Правительство ожидает, что ЗИИ станут своего рода моделью для развития и планирует распространить правила и нормы, используемые в ЗИИ на экономику в целом. Понимая, что предоставление иностранным компаниям помощи и после их прихода в страну (aftercare service) может служить средством повышения привлекательности Кореи для ПИИ, правительство создало Офис Инвестиционного омбудсмена в дополнении к агентству по привлечению инвестиций (KOTRA).

В зонах иностранных инвестиций освобождение от платы за землю, налога на доходы и прибыль корпораций предоставляется на первые 3 года, затем на следующие 2 года уплачивается только 50% от налога. Стимулы также включают упрощение административных процедур, оказание административных услуг на английском языке, предоставление услуг образования и медицинских услуг иностранным рабочим.

.К тому же, сотрудничество между Офисом инвестиционного омбудсмена и государственными органами привело к существенному улучшению законодательства в области ПИИ.

В последнее время Южная Корея стала уделять повышенное внимание заимствованию передовой технологии и привлечению в смешанные предприятия прямых инвестиций, если иностранные капиталовложения сулят ей повышение технического уровня отечественной промышленности.

 

Как показывает международный опыт страны, преуспевшие в привлечении ПИИ проводили политику, направленную на создание для инвесторов благоприятных условий и помогающую  им  вести  бизнес,  не  подвергаясь  излишнему  риску.  Однако  это  подразумевает  не только предоставление льгот (освобождение от налогов, финансовые субсидии, снижение импортных  тарифов и  т.д.), но и проведение  стабильной макроэкономической политики.

Принимая во внимание, что главная задача ПИИ состоит в служении долгосрочным целям развития и повышении конкурентоспособности необходимо обеспечить четкую связь между политикой привлечения иностранных инвестиций и промышленной политикой. Компании, ориентированные  на  промышленное  производство,  очень  чувствительны  к  экономической  эффективности (издержки на рабочую силу очень важны для 50% опрошенных фирм), налоговой нагрузке, вопросам,  связанным  с регулированием и относящимся к области права. Поэтому льготы для инвесторов должны предоставляться целенаправленно в зависимости от мотивов инвестиций и перспектив развития того или иного сектора, а развитее инфраструктуры (физической и промышленной), стимулирование развития кластеров, инвестиции в человеческий капитал могу серьезно способствовать притоку ПИИ в сектора с высокой долей добавленной стоимости.

 



Информация о работе Международный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций