Международный туризм и его экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:35, контрольная работа

Описание

Туристский рынок, как и любой другой, только в исключительных случаях представляет собой компактную, закрытую и гомогенную единицу. Как правило, он состоит из множества частей или сегментов. Выявление основных составляющих спроса и предложения мы отождествляем с сегментированием рынка. Тщательное сегментирование рынка имеет важное значение не только для маркетинговых исследований, но и для совершенствования статистики в области туризма, что, в конечном итоге, способствует получению объективной информации о народнохозяйственном значении туристской индустрии.

Содержание

Содержание
Введение
Определение понятия международный туризм
Экономическое воздействие туризма.
Измерение экономического воздействия туризма
б. Туризм и международная торговля
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Титульный Лист доделать введение и номера страниц.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

     Начнем  с того, что туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и  т.д. и таким образом проникают  в экономику страны пребывания. Это  проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие - это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием . Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

     Во  время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается  доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать  на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности.

     Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг  требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность  в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д. Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.

     Инфляция  может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения там и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.

     Измерение экономического воздействия  туризма 

     Оценка  экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов.

     Расчет  экономического воздействия расходов туристов производится с помощью  мультипликатора.

     Так как местные предприятия зависят  от других предприятий-снабженцев, любые  сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма - это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе.

     Существует  некий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства им является мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.

     

     Рис3.1. Мультипликативный процесс:

     И - импорт;

     Д - внутренние поступления;

     МБ - местный бизнес;

     П - правительство

     Из  рис. 3.1 видно, что расходы в первую очередь идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающие  туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются и в каждом цикле происходит утечка капитала из системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.

     Однако  надо отличать мультипликатор от акселератора. Первый - это отношение новых инвестиций к увеличению производства и доходов, а второй - отношение дополнительного  потребления к росту производства и доходов.  

     Математически мультипликатор выражается формулой

     

     где МРС - предельная склонность к потреблению;

     1 - МРС - предельная склонность  к накоплению.  

     Для оценки воздействия расходов туристов на доход, занятость и импорт разработаны  разные модели расчета мультипликатора. Одну из таких моделей разработали Арчер и Оуен в 1971 г.:

     

     где МРС - предельная склонность к потреблению;

     1 - МРС - предельная склонность  к накоплению.

          где j - категория туристов,j = 1,..., N;

     i - вид предприятия, i = 1,..., n;

     QJ - доля расходов, производимых туристами  j-го типа, в общих расходах;

     К ij - доля расходов, производимых туристами j-гo типа через бизнес i-го вида;

     Vi - прямые и косвенные доходы, генерируемые  единицей расходов, совершаемых  бизнесом i-гo вида;

     Xi - доля расходов местных жителей,  совершаемых в бизнесе I-го  вида, в общих потребительских  расходах;

     Zi- - доля от Xi, которая относится  к изучаемой зоне. 

     При оценке значения мультипликатора важно  не только выбрать методику, но и  определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.

     Мультипликатор  продаж: измеряет дополнительные обороты  бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

     Мультипликатор  производства: измеряет объем дополнительного  производства в экономике за счет увеличения расходов туристов.

     Принципиальное  различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе  производства не все купли-продажи  связаны с текущим производством. Например, некоторые продажи совершаются  из складских запасов, когда часть  произведенной продукции складируется, а не продается.

     Оценка  мультипликатора с помощью еще  одного подхода (затраты - выпуск) в  отличие от предыдущих моделей, базирующихся на принципе частичного равновесия, основывается на принципе общего равновесия. Согласно этому принципу экономика туристской местности представляется в матричной форме с помощью таблицы, аналогичной таблице национальных счетов. Изменения затрат, обусловленных расходами туристов, определяются по формуле

     ∆P = B (1 – KA)-1∙∆T

     где Р- затраты;

     В - матрица коэффициентов затрат, В = m x п;

     I - матрица идентичности (в элементарной  алгебре I = 1);

     К - матрица, в которой величины по диагонали отражают уровень конкурентного  импорта, связанного с каждым сектором экономики, которая при обращении  к матрице А сокращает компонент внутреннего выпуска на требуемое количество;

     А - матрица межотраслевых сделок в  экономике;

     Т- расходы туристов.  

     Этот  метод можно применять также  для определения изменений занятости  в зависимости от увеличения расходов туристов. Тогда модель примет вид:

     ∆L = E (1 – KA)-1∙∆T,

     где L - занятость;

     Е - матрица коэффициентов занятости, Е = m x п.  

     Мультипликатор  доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в  экономике в результате увеличения расходов туристов.

     Мультипликатор  занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

     Туризм - это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с  большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.

     Существующие  модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые  преодолеваются на практике.

     Ограничение, связанное с неэластичностью  предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию и недостающие продукты и услуги импортируются. Поэтому размер мультипликатора сокращается.

     Многие  виды мультипликатора по своей природе  статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены  динамические модели. Ограниченность модели заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что дополнительные расходы туристов оказывают такое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается производство, предполагается, что товары будут покупаться в таких же пропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику.

     Значения  мультипликатора различны в зависимости  от характера местной экономики  и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот.

     В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме  и доходов от него получены следующие  значения мультипликатора продаж: для Доминиканской Республики - 1,2, Бермудских островов - 1,1, восточного Карибского бассейна -1,07, Антигуа - 0,88, Багамских островов - 0,78, Каймановых островов - 0,65 и т.д.

     Подробный анализ мультипликаторов производится с целью анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики. 

     Воздействие на национальный бюджет.

     Расходы в туристской инфраструктуре отражают огромное бремя, которое несет государственный  бюджет. Давление на бюджет особенно высоко в развивающихся странах вследствие сокращения в последнее время  запасов природных ресурсов. Главная проблема развивающихся стран состоит в задержке по времени затрат из собственного бюджета на развитие инфраструктуры и увеличении поступлений от туристского сектора, а решение этой проблемы перекладывается на государственное или частное финансирование из зарубежных источников. Последние становятся дорогими из-за большого процента по займу и повышения курса иностранной валюты.

Информация о работе Международный туризм и его экономика