Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:35, контрольная работа
Туристский рынок, как и любой другой, только в исключительных случаях представляет собой компактную, закрытую и гомогенную единицу. Как правило, он состоит из множества частей или сегментов. Выявление основных составляющих спроса и предложения мы отождествляем с сегментированием рынка. Тщательное сегментирование рынка имеет важное значение не только для маркетинговых исследований, но и для совершенствования статистики в области туризма, что, в конечном итоге, способствует получению объективной информации о народнохозяйственном значении туристской индустрии.
Содержание
Введение
Определение понятия международный туризм
Экономическое воздействие туризма.
Измерение экономического воздействия туризма
б. Туризм и международная торговля
Заключение
Список использованных источников
Кроме
того, страна может генерировать дополнительный
доход от туристов через фискальную
систему, не разрушая собственную индустрию
туризма. Это достигается прямым
и косвенным налогообложением доходов
от туристов. В таких условиях воздействие
международного туризма на государственный
бюджет, особенно для развивающихся стран,
зависит от экономической и финансовой
ситуации в данной стране. Основная сложность
состоит в точном прогнозировании необходимых
расходов для развития инфраструктуры
и возможностей страны в получении иностранных
займов.
Туризм и международная торговля
Обмен услугами международного туризма между странами, так же как и обмен товарами, является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны. Оказание первой медицинской помощи туристу в стране пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, которое туристы получают за рубежом, считается импортом для страны отправления этих туристов.
Международный туризм является также активным генератором международных торговых потоков товаров и услуг других сфер экономики. Многие страны удовлетворяют запросы иностранных гостей с помощью импортных продуктов и услуг, а развитие туристской инфраструктуры в стране тоже может стимулировать импорт различных строительных материалов, сырья, технологий. В свою очередь, для продвижения туристского продукта за границу могут экспортироваться рекламные товары, одежда, журналы и т.д.
Согласно данным ВТО доля импорта, связанного с туризмом, в общем импорте стран относительно велика в странах Карибского бассейна и составляет более 50% на Багамских островах и Антигуа, но в крупных странах эта доля импорта значительно меньше, например, в Мексике она достигает 5%, кроме того, она неоднородна по разным видам товаров и услуг.
Доля поступлений от международного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорта (табл. 3.1). Поступления от туризма в разных странах распределяются, так же как и поступления от экспорта товаров. Высокая концентрация наблюдается в странах североамериканского и европейского регионов, а доля развивающихся стран, так же как и доля экспорта других видов услуг, очень мала, почти в 2 раза меньше доли экспорта товаров, несмотря на то, что многие страны живут за счет этих поступлений.
Последствия такого перехода к новому постиндустриальному обществу могут быть неадекватны, например, в сфере занятости из-за перехода большого количества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. И здесь надо проводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов, чтобы не создавался излишек их в сфере услуг в ущерб производственному сектору. В этой связи многие страны иногда проводят политику, направленную на сокращение обмена туристскими услугами или товарами, предназначенными для туризма.
Ограничивающие меры для туризма могут быть весьма разнообразны - от ограничений ввоза и вывоза иностранной валюты, протекционистских тарифов на перевозки до административного квотирования количества путешествующих.
Воздействие на платежный баланс
Вклад международного туризма
в платежный баланс страны
выражается в виде разницы
между расходами иностранных
туристов в стране и расходами
резидентов этой же страны
за рубежом. Международный
Используемая в туристском учете статистическая информация исходит из данных, предоставляемых ВТО. Бухгалтерская система туризма должна совмещаться с системой национальных счетов, отражая специфику туризма в стране. Статистическая информация содержит три основные составляющие:
-
статистику, собранную на границе,
которая отражает
- статистику мест проживания, которая очень ценна для анализа предложения. Она обеспечивает также информацией о спросе, возможностях мест проживания и их заполняемости. Однако возникают трудности при сборе данных в некоторых местах проживания, например у владельцев частных домов или в местах проживания, арендуемых у частников;
-
транспортную статистику, обычно
получаемую непосредственно от
транспортных фирм и
Для учета туристов, приезжающих в страну, используют и другие статистические средства. Например, проводят опрос бывших и потенциальных туристов у них дома или в местах их нахождения (места проживания, поезда, станции, зоны проживания). Дополнительную информацию можно получить у государственных служащих, которые регулярно обрабатывают большой объем данных об экономической деятельности.
Существуют разные системы учета туризма. В частности, ОЭСР разработала модель, которая может быть полезна для международных сравнений. Эта модель, во-первых, описательна и пригодна для практического применения; во-вторых, базируется в основном на экономических (в частности, в стоимостном выражении) и физических базах данных; в-третьих, интегрирует аспекты предложения и спроса; в-четвертых, использует статистические средства от национальных счетов, платежного баланса и статистического сборника ВТО.
Как правило, составляют три основных счета:
-
счет, относящийся к
- счет, отражающий потребление и предоставляющий информацию о спросе;
- счет, касающийся продуктов и услуг и отражающий предложение и спрос.
Каждый из этих счетов используется в сочетании с остальными для создания глобальной системы, которая предоставляет всю статистику о потреблении и производстве в туризме. Производственные счета играют важную роль в этой глобальной системе. Они создаются для каждой сферы деятельности и отражают производство товаров и услуг, потребляемых туристами. Тем не менее учет производственного процесса представляет собой систему, базирующуюся на сфере деятельности, и не соответствует полностью понятию туризма, например, когда туристы потребляют продукты, производимые вне туристской сферы. Вторичное предложение туристских товаров и услуг должно также учитываться.
ВТО провела классификацию стран по положению туризма в их платежном балансе, т.е. по поступлениям от международного туризма и платежам резидентов страны для осуществления путешествий. Поступления и расходы, связанные с потоком капиталов, затраты на импорт товаров и услуг, предназначенных для потребления туристами, и платежи от инвестиций и работы за рубежом были исключены из баланса. Баланс текущего туристского счета отражает экономическую ситуацию той или иной страны и может характеризовать ее как с положительным, так и с отрицательным балансом .
Текущий туристский баланс, как правило, положительный в странах Средиземноморья. Это Франция, Италия, Испания, Кипр, Мальта, а также Австрия и Швейцария. Из развивающихся стран к ним можно отнести Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна и др.
Отрицательный текущий туристский баланс в основном присущ индустриальным странам с высоким уровнем жизни, например Скандинавским странам, Германии, Канаде и нефтедобывающим странам Персидского залива.
В
большинстве развивающихся
Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т.е. от текущего платежного баланса и баланса движения капиталов. В результате разных комбинаций этих составляющих суммарный баланс может быть как положительным, так и отрицательным. В свою очередь, туризм может оказать влияние на движение капиталов и, следовательно, последние также должны тщательно анализироваться для точного определения воздействия туризма на платежный баланс, да и на всю экономику.
Оценить
точно влияние туризма на платежный
баланс очень сложно. В последнее
время ведется разработка единого
международного счета туризма на базе
сбора всей финансовой статистики о международном
туризме.
Международный туризм и занятость
Туризм охватывает множество разнообразных секторов экономики, и это усложняет точную оценку численности работников, занятых в сфере туризма. Более того, решение проблемы реальной оценки затрудняется из-за специфического характера труда и разнообразных связей между туристским сектором и другими секторами экономики.
Рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабочих мест. Поэтому такое воздействие туризма на занятость может стать определяющим для многих небольших стран, которые существенно зависят от данного сектора экономики. В этих странах более 50% трудоспособного населения вовлечено в деятельность, которая прямо или косвенно связана с туризмом в определенное время года. Малые страны в основном имеют замкнутую экономику, и до развития в них индустрии туризма они зависели от какого-нибудь одного вида экономической деятельности, например сельского хозяйства, или какого-либо одного продукта, например сахара.
В отличие от небольших государств в крупных индустриальных странах в туристской отрасли работает только 5% трудоспособного населения. В развивающихся же странах в индустрии туризма создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики.
Помимо
количественного анализа
Согласно
информации Международного бюро труда
примерно 100 млн человек во всем мире
заняты в сфере туризма и половина из
них работает в гостиничном хозяйстве.
Однако эта пропорция различна для разных
стран. В развивающихся странах число
работников, занятых в гостиничном хозяйстве,
очень велико, поскольку труд там очень
дешев, гостиницы строятся в отдаленных
местностях и требуют большей технической
оснащенности. Таким образом, показатель
численности людей при обслуживании одного
номера в этих странах примерно составляет
от 1,6 в Кении до 1,8 на Сейшельских островах.
Количество вновь создаваемых рабочих
мест в гостиничном хозяйстве в целом
хотя и очень велико, но возможность их
создания зависит от категории гостиниц,
которая, в свою очередь, определяется
величиной инвестиций.
Статистика занятости показывает, что доля женщин в индустрии гостиничного хозяйства составляет больше 50% . В странах Северной Европы в этой сфере в основном заняты иностранцы, например, во Франции и Германии их число составляет около 25%.