Миграция капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение процессов международной миграции капитала.
Международная миграция капитала означает движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками в различных странах.
В настоящее время масштабы и значимость международного перемещения капиталов достигают такого уровня, что данный процесс можно рассматривать как особую форму международных экономических отношений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3
1. Социально-экономические основы функционирования международного рынка капиталов: теоретический аспект. ..4
2. Рынок капиталов в современных условиях. …………………12
2.1.Современные особенности и тенденции международной миграции капиталов. …………………………………………………..12
2.2Влияние международных валютно-кредитных и финансовых организаций на рынок капиталов. …………………………………..15
3. Иностранный капитал в Республике Беларусь. ……………..19
3.1.Анализ инвестиционного климата в Республике Беларусь.19
3.2.Способы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. ………………………………………………….24
Заключение ………………………………………………………………27
Литература ……………………………………………………………….28
Приложение 1 ……………………………………………………………29
Приложение 2 ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ2.doc

— 281.00 Кб (Скачать документ)

    8.Отмечается сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли и сферу услуг (более 55%).

     9.Создается система международного регулирования зарубежным инвестированием. Страны члены ОЭСР в 1979 г. приняли «Декларацию о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях», где рекомендуется предоставлять инвесторам режим «не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным предприятиям». В 1992 г. Группа Мирового банка разработала «Рекомендации по режиму для иностранных прямых инвестиций», где главным условием благоприятного инвестиционного климата назван одинаковый режим для инвесторов в одинаковых обстоятельствах в условиях свободной конкуренции. В 1994 г. членами Организации Тихоокеанского Сотрудничества принят «Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций», а ООН принят «Международный кодекс поведения ТНК» и т.д.

    10.Происходит изменение географических направлений иностранных инвестиций: преобладает миграция предпринимательского капитала между промышленно развитыми странами, особенно между странами «триады» (США, Япония, Зап.Европа) и между странами Западной Европы. Основные экспортеры капитала – США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Нидерланды, Швейцария. Но промышленно развитые страны являются и главными импортерами зарубежных ресурсов (85-87% всего мирового импорта заемных средств с внешних финансовых рынков и около 60% мирового импорта прямых зарубежных инвестиций);

    увеличивается экспорт предпринимательского капитала из промышленно развитых стран в  развивающиеся, но только в 18 новых  индустриальных стран ЮВА (57,1%) и  Латинской Америки (34,4%).

    увеличивается объем иностранных инвестиций между развивающимися странами;

    наблюдается медленный рост иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой.

    Если  до 70 — 80:х гг. XX в. иностранных инвесторов привлекали дешевая земля,   богатые источники полезных ископаемых,  дешевая рабочая сила и др.,  то в эпоху ИГР эти ресурсные преимущества,  хотя и сохраняют свою значимость,  но отступают на второй план по сравнению с другими, такими как квалифицированные работники, управленческий опыт, развитая научная и производственная инфраструктура и др.,  которых в развивающихся странах недостаточно для осуществления конкурентоспособного производства. Поток предпринимательского капитала в развивающиеся страны сократился и в связи с тем, что в результате политической и экономической нестабильности инвестиционный климат в этих странах менее благоприятен, чем в развитых. Нестабильность вызывает отсутствие гарантии получения прибыли, создает угрозу национализации иностранной собственности. Поэтому в развивающиеся страны капиталы перемещаются преимущественно в ссудной форме.

    Тем не менее среди развивающихся  стран наблюдаются очень неоднородные подгруппы. Некоторые из них по-прежнему являются крупными импортерами капитала (Мексика, Саудовская Аравия, Бразилия) и даже сами вывозят капитал (страны Ближнего Востока, «новые индустриальные страны», Индия и др.).

    Если  раньше основную роль на рынке капиталов играли американские банки, то в современных условиях они уступают японским банкам. Это же касается и фондового рынка. Значительную часть мирового фондового рынка обслуживает Токийская фондовая биржа.

    Особенностью  является также то, что наибольшая интенсивность мирового рынка капиталов приходится на Европу. Этому способствуют интеграционные процессы, снятие многих регламентации, регулирующих экспорт и импорт капиталов. На Западную Европу приходится значительная часть американского и японского экспорта капитала.

    Величина  функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Ежегодно международное  движение капитала оценивается примерно 0,7-1,2 трлн.долл., в т.ч. прямых инвестиций - около 0,13-0,24 трлн., портфельных - 0,12-0,67 трлн.долл. Только объем накопленных в мире прямых инвестиций составляет около 3 трлн.$. Т.о. картина современной международной экономической жизни создается прежде всего теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там. Это надежный способ проникновения и расширения присутствия их на внешнем рынке. Компании США и Японии реализовывают таким образом соответственно минимум половину и четверть всей продаваемой ими за рубежом продукции.[13,c.96]

    Развитие получили еврорынки, элементами которых наряду с рынком евровалют стали рынки еврооблигаций и евроакций. Еврорынок становится составной частью мирового рынка капиталов. Например, на мировом рынке, облигаций теперь осуществляется купля-продажа иностранных облигаций и еврооблигаций. Иностранные облигации обычно выпускаются в определенной стране, выражены в национальной валюте и продаются на определенной фондовой бирже данной страны. Еврооблигации, как к другие элементы еврорынков, утрачивают национальную принадлежность, не имеют территориальной привязанности, могут быть размещены в ряде международных банков. Иностранные облигации выпускаются не в стране-заемщике, а в стране-кредиторе, что обязывает эмитента подчиняться законам о регулировании рынка  ценных бумаг, принятым в стране, где осуществляется  эмиссия. Еврооблигации размещаются быстрее и с меньшими издержками, они не подвергаются регламентации со стороны национальных законодательств.

    Еще одна особенность мирового рынка  капиталов в современных условиях связана с изменением соотношения между сбережениями и инвестициями в развитых странах. Если раньше соотношение складывалось при доминировании сбережений, что делало развитые страны мировыми кредиторами, то теперь изменение экономической политики вызвало замедление роста сбережений, уменьшение возможностей кредитования. Это привело к росту процентной ставки по кредитам и ужесточению условий международных кредитов. Повысились требования к оценке кредитоспособности заемщиков.

    В современном вывозе капиталов всё большее значение приобретает экспорт патентов и лицензий на новые научно-технические открытия, изобретения и новинки. Крупнейшими экспортерами и импортерами патентов являются США, Япония, Швейцария, Великобритания, Нидерланды, Швеция, ФРГ. Ведущее место принадлежит Японии. Вложения в науку и технику прибыльны, поэтому монополии инвестируют большие капиталы как внутри страны, так и за границей. Рост экспорта патентов и лицензий связан также с усилением интеграционных процессов и международного переплетения капиталов. 

            2.2.Влияние международных валютно-кредитных и финансовых организаций на рынок капиталов 

    Мировой рынок капиталов имеет особую институциональную структуру. Ее основу образуют профессиональные участники рынка, выступающие в качестве посредников между конечными заемщиками и кредиторами различных стран. К ним относятся:

    - ТНК (транснациональные корпорации);

    - Финансовые компании;

    - Фондовые биржи, международные и региональные финансовые организации: МВФ, ЕБРР и др.

    Особую  роль среди них играют международные  финансовые организации, базирующиеся в столице США Вашингтоне, - Международный  валютный фонд(МВФ) и Всемирный банк. В частности, на МВФ возложена миссия обеспечения стабильности мировой валютной системы, тогда как организации группы Всемирного банка призваны способствовать созданию условий для устойчивого экономического развития планеты. Для Беларуси большое значение имеет и такая международная организация, как Европейский банк реконструкции и развития(ЕБРР).

    Очевидно, что если речь идет о финансовых организациях, то от членства в них можно ожидать прежде всего определенной финансовой поддержки. Действительно, и МВФ, и Всемирный банк, и ЕБРР предоставляют кредиты своим членам на различные цели в зависимости от своих уставных обязательств. Так, МВФ уполномочен выделять средства для поддержания стабильности национальных денежных систем в форме резервных и стабилизационных валютных займов, которые, как правило, идут на предотвращение критического снижения курса национальной денежной единицы. Всемирный банк занимается финансированием конкретных проектов в социальной и экономической сферах, касающихся преимущественно соответствующей инфраструктуры и систем управления, которые разрабатываются совместно с уполномоченными органами заинтересованных стран. Схожим образом осуществляет кредитование и ЕБРР. При этом относительная социально-экономическая значимость финансируемых проектов здесь обычно ниже, чем при сотрудничестве со Всемирным банком. Следует также отметить, что наибольшие объемы средств предоставляются по линии МВФ. Как правило, речь идет о миллиардах долларов, в то время как объемы финансирования Всемирного банка и ЕБРР обычно поменьше.

    В дополнение к прямым финансовым выгодам  Беларусь может также рассчитывать и на ряд преимуществ косвенного характера. Во-первых, предоставление финансирования от МФВ, Всемирного банка и ЕБРР благоприятно отражается на суверенном рейтинге страны, который имеет значение в определении стоимости кредитных ресурсов со стороны западных финансовых институтов. Во-вторых, активное и взаимовыгодное взаимодействие с рассматриваемыми организациями повышает общий имидж страны в оценках так называемого мирового (западного) сообщества, что должно вести к улучшению представлений об инвестиционном климате в стране, и, как следствие, росту заинтересованности со стороны частных иностранных инвесторов. А также взаимодействие отечественных государственных и частных структур с влиятельными международными организациями укрепляет профессиональные навыки отечественных управленцев, что способствует повышению не только их индивидуальной квалификации, но и качества руководящего сегмента национальных трудовых ресурсов в целом.

    При ответе на вопрос, насколько активно следует взаимодействовать с МВФ, Всемирным банком или ЕБРР, необходимо рассмотреть и связанные с этим общие и специфические риски.

    Общим риском в данном случае можно  считать рост внешней задолженности  и соответственно потерю части национального дохода на ее обслуживание. Однако более серьезными здесь видятся специфические риски. В силу своих особых уставных положений и вашингтонские организации, и ЕБРР заинтересованы не столько в извлечении коммерческой

    выгоды  от предоставленного финансирования, сколько в воздействии на социально-экономическую  политику стран-получателей кредитов. Оставляя за скобками анализ причин такого воздействия, можно предположить, что ключевым мотивом в данном случае выступает склонение как можно большего числа стран к воплощению той экономической доктрины, которая считается наиболее подходящей в условиях глобализации - неолиберализма.

    Беларусь, как и некоторые другие страны, проводит социально- ориентированную экономическую политику, при которой роль государства не ограничивается лишь обеспечением рамочных условий хозяйственной деятельности, на чем настаивает неолиберализм в форме «вашингтонского консенсуса». Неолиберальное воздействие на макроэкономическом уровне способно нарушить институциональное равновесие, снизить производительность труда, повысить политические риски и таким образом создать предпосылки для крушения социально ориентированной модели развития. Иными словами, решение определенных тактических задач посредством связанных кредитов от ведущих международных финансовых организаций неизбежно вызывает стратегические угрозы для социально-экономических систем принимающих стран, если их экономическая политика принципиально отличается от неолиберальной доктрины.

    Республика  Беларусь присоединилась к группе Всемирного банка, МВФ и ЕБРР летом 1992 г. В следующем году страна получила 70 млн. СДР *от МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований, и в 1995 году по этой же линии было предоставлено еще 70 млн. В декабре 1995 года фондом было одобрено соглашение о резервном кредите на 196 млн. СДР, но Беларусь выбрала только первую его часть в размере 50 млн. СДР, так как МВФ приостановил выделение средств, посчитав, что республика не соблюдает «целевые показатели и условия» данной программы (срок действия соглашения о резервном кредите истек в сентябре 1996 года). Больше средств от фонда Беларусь не получала, несмотря на то, что в конце 1990-х власти страны обращались за финансовой поддержкой к МВФ для преодоления последствий российского финансового кризиса. Сдержанный характер носило в 1990-е годы и взаимодействие Беларуси со Всемирным банком. Его активность была ограничена консультативными и исследовательскими проектами. В свою очередь, ЕБРР уже с первого года членства Беларуси включился в реализацию совместных проектов в различных отраслях народного хозяйства республики, хотя в 1990-е гг. объемы финансирования были незначительными и составили около 200 млн., из которых были реализованы в 1992-1994 гг.[20,c.8]

    Примечательно, что весьма ограниченное взаимодействие Беларуси с рассматриваемыми организациями с середины 1990-х гг. не сказалось негативным образом на социально-экономическом развитии страны.

    Качественно новый этап во взаимоотношениях Беларуси с международными финансовыми организациями  открыло предоставление республике 2,5 млрд. долл. США со стороны МВФ по программе стэнд-бай (резервный кредит) в начале 2009.[20,c.9] Наша страна обратилась в Фонд с просьбой о финансовой поддержке в октябре 2008 г. « в целях увеличения государственных золотовалютных резервов и создания «подушки безопасности», необходимой для стабильной работы экономики в условиях мирового финансового кризиса».Перед этим МВФ уже удовлетворил просьбы о финансировании антикризисных мер со стороны таких государств, как Украина, Исландия, Пакистан, Венгрия и Латвия . Учитывая особенности взаимоотношений Беларуси с Фондом со второй половины  1990-х гг.,  достаточно оперативное согласие предоставить стране средства в размере, более чем в четыре раза превышающем ее квоту, можно рассматривать как своего рода прорыв. Однако в данном случае необходимо учитывать не только положительные моменты, которые, несомненно, присутствуют, но и отрицательные, которые население Беларуси тоже ощутило.

Информация о работе Миграция капитала