Миграция капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение процессов международной миграции капитала.
Международная миграция капитала означает движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками в различных странах.
В настоящее время масштабы и значимость международного перемещения капиталов достигают такого уровня, что данный процесс можно рассматривать как особую форму международных экономических отношений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3
1. Социально-экономические основы функционирования международного рынка капиталов: теоретический аспект. ..4
2. Рынок капиталов в современных условиях. …………………12
2.1.Современные особенности и тенденции международной миграции капиталов. …………………………………………………..12
2.2Влияние международных валютно-кредитных и финансовых организаций на рынок капиталов. …………………………………..15
3. Иностранный капитал в Республике Беларусь. ……………..19
3.1.Анализ инвестиционного климата в Республике Беларусь.19
3.2.Способы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. ………………………………………………….24
Заключение ………………………………………………………………27
Литература ……………………………………………………………….28
Приложение 1 ……………………………………………………………29
Приложение 2 ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ2.doc

— 281.00 Кб (Скачать документ)

    Можно ожидать, что расширение взаимодействия с МВФ положительным образом отразится и на отношениях Беларуси с ЕБРР и Всемирным банком. Это представляется вероятным и с учетом провозглашенного властями курса на либерализацию белорусской экономики. В частности, ЕБРР может пересмотреть свои традиционно низкие оценки прогресса реформ в стране, а Всемирный банк еще больше «продвинуть страну» в своем ежегодном докладе «Ведение бизнеса». Все это, несомненно, благоприятно отразится на внешней инвестиционной привлекательности Беларуси и должно привести к расширению возможностей зарубежного финансирования как государственного, так и частного сектора белорусской экономики, в том числе через снижение процентов по кредитам. Однако в данной связи неизбежно возникают опасения по поводу сохранения основных принципов той уникальной (по крайней мере, на постсоветском пространстве) социально-экономической модели, которая сложилась в Беларуси с середины 1990-х гг. Ведь даже косвенное неолиберальное воздействие на макроэкономическом уровне способно подорвать устои белорусской социально ориентированной экономики, которая в силу своей чрезвычайной открытости особенно уязвима к внешним и внутренним угрозам в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Насколько устойчива белорусская модель и к таким угрозам, и к неолиберальному воздействию со стороны ведущих международных финансовых организаций, может показать только время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

                3.1 Анализ инвестиционного климата в РБ

 

     Республика  Беларусь является членом Содружества Независимых Государств, образованного в 1991 году при распаде Советского Союза. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом ключевые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией. В свете нового соглашения по ценам на энергоносители, инициированного Россией, некоторые из этих преимуществ будут постепенно исчезать. Таким образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигнут уровня мировых цен. В то же время международный экономический кризис наносит тяжелый ущерб экспорту и росту ВВП в Беларуси.

     На  протяжении последнего десятилетия  Беларусь переживала беспрецедентный  период роста при сохранении экономической  модели, основанной на государственном  планировании и государственных  предприятиях. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора.

     В годы, непосредственно следующие  за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

     Изначально  стратегия роста имела положительные  эффекты. Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и, до некоторой  степени, смягчила эффекты распада  Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году (рисунок 3.1).[5,c.10]

 

     Рисунок 3.1 – Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг. 

     В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и  взяло инфляцию под контроль путем  ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет.

     Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти  довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (рисунок 3.1).

     Экономическому  росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный  период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным.[5,c.11]

     Одновременно  экономический рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские  товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться  с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен  на нефть и газ в 2007 году, последовавший за новым соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставит Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие годы. При этом Россия будет поставлять в Беларусь нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за минусом внутренней добычи самой Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн - это 8 млн. внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике. В соответствии с контрактом между двумя странами, рассчитанная по формуле цена газа для Беларуси в I квартале 2010 г. составит около $168 за тысячу кубометров. В 2009 году средняя цена поставок газа в Беларусь была ниже на 11% - около $150 . [5,c.12]

     Для принятия мер в ответ на изменения  условий поставок энергоносителей  начали реализовываться правительственные  инициативы по переходу от использования  газа к использованию энергии  ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей, включая ПИИ в данные области.

     Таким образом, существует насущная потребность  во вливании свежих инвестиций – местных  и иностранных – для модернизации экономики и использования с  выгодой конкурентоспособных активов  Беларуси, включая ее благоприятное географическое положение, транспортную инфраструктуру и высококвалифицированную рабочую силу. Неоднозначная позиция по отношению к развитию частного сектора и частые изменения политики на противоположную также выявили проблемы предсказуемости в инвестиционном климате Беларуси, которые оказывают критическое воздействие на частные инвестиции – как местные, так и иностранные. В результате общий приток ПИИ в Беларусь долгое время оставался довольно низким – как в абсолютном, так и в относительном выражении по отношению к экономике стран СНГ и других стран с переходной экономикой (рисунок 3.2). 

 

Рисунок 3.2 – Приток ПИИ  в Республику Беларусь в 1992-2009 гг. 

     Всплеск в прямых иностранных инвестициях  в 2007 году в значительной степени зависит от разовых инвестиций, таких как первый платеж российского государственного предприятия «Газпром» в сумме 625 миллионов долларов США в счет приобретения 50-процентной доли в предприятии «Белтрансгаз» и приобретение предприятием «SB Telecom» за 500 миллионов долларов США принадлежащих государству акций компании мобильной связи МЦС (совместное предприятие, образованное в 1999 году между «SB Telecom», «Белтелеком» и ЗАО «Белтехэкспорт»).[2,c.26] В 2008 и 2009 годах также значительная часть притока ПИИ в Беларусь обеспечивалась поступлением средств от продажи акций ОАО «Белтрансгаз». Возможно также, что приток ПИИ был результатом позитивной реакции на начальные реформы, осуществляемые на протяжении последних нескольких лет. Большинство иностранных инвесторов сходятся во мнении, что политика в области повышения привлекательности инвестиционного климата Республики Беларусь последовательно двигалась в направлении снижения ограничений и административного давления на бизнес. Среди реформ, способствующих данному процессу следует отметить: упрощение процесса регистрации, упразднение «правила золотой акции» и принятие более 60 декретов и указов, оказывающих влияние на различные аспекты ведения бизнеса. Большинство реформ явились непосредственно результатом законодательной деятельности Президента Республики Беларусь. Они включают дальнейшее упрощение регистрации и лицензирования и введение новых схем стимулирования инвестиций в приоритетные области. В июле 2008 года был начат новый этап приватизации и, в противоположность прежней программе приватизации, он открыто нацелен на привлечение иностранных инвесторов в различные сектора белорусской экономики.

     По  данным Национального банка Республики Беларусь объем внешней торговли товарами и услугами за 2009 год составил 55,2 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 24,8 млрд. долларов, импорт – 30,4 млрд. долларов. К уровню 2008 года из расчета в фактических ценах объем внешней торговли товарами и услугами составил 70,1%, экспорт – 67%, импорт – 72,9%. В 2009 году сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 5550,5 млн. долларов. Внешняя торговля Беларуси ориентирована, главным образом, на Россию, с которой недавно был образован таможенный союз. Однако можно отметить, что с 2000 по 2009 год внешняя торговля Республики Беларусь в значительной степени переориентировалась на страны ЕС. В то же время сохраняется высокая импортная зависимость от Российской Федерации (рисунок 3.3).[2,c.27]

     Рисунок 3.3 – Страновая  структура экспорта и импорта Республики Беларусь

     Немаловажную  роль в формировании благоприятного инвестиционного климата играет правовой режим функционирования инвестиций в стране и защита прав инвесторов, которые обеспечиваются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. Положения, охватывающие вопросы защиты прав и интересов иностранного инвестора и его правового режима, можно найти в Общей части Кодекса вместе с общими определениями. Диапазон форм правового режима и защиты является стандартным, но содержание каждого положения о защите не соответствует общепринятым международным стандартам. Однако это в существенной мере компенсируется очень широкой сетью двусторонних соглашений о защите инвестиций с многими из наиболее важных стран, являющихся источниками ПИИ.

     В соответствии с Кодексом, иностранные инвесторы пользуются равными правами со всеми инвесторами или хозяйствующими субъектами, вовлеченными в инвестиционную деятельность в течение срока их инвестиций, независимо от формы собственности. Также Кодекс гарантирует стабильность прав инвесторов участвовать в инвестиционной деятельности и прекращать такое участие.

     Существует  гарантия перевода средств, но она является неполной. Она относится только к праву на репатриацию остающейся после уплаты налогов прибыли (дохода), полученных в Беларуси в результате инвестиционной деятельности, а также к выручке, полученной от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности. В соответствии со Статьей 11 Инвестиционного кодекса, «национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией».

Информация о работе Миграция капитала