Микроэкономика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:49, курс лекций

Описание

Ресурсы (как труд, земля, капитал), знания людей о том, каким образом производить блага, всегда ограничены. В таких условиях люди и субъекты хозяйствования должны делать выбор. Поэтому микроэкономика может рассматриваться как наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов. Противоречие между наличием и возможностью их использования является основой экономических отношений и движущей силой технического прогресса.

Содержание

Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция
Тема 6. Олигополия
Тема 7. Рынок труда
Тема 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль
Тема 9. Рынок земли
Тема 10. Теория внешних эффектов
Тема 11. Общественные блага
Тема 12. Теория общественного выбора
Рекомендуемая литература

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

Вопрос 3. Фирма в условиях (совершенной) чистой конкуренции

Совершенная конкуренция  - это такая рыночная структура, при которой фирмы полностью свободны в своих действиях. Рынок чистой конкуренции наиболее упрощенный для ценообразования и обмена. Он состоит из множества продавцов и покупателей одноименного товара. Ценообразование  производится продавцом на основе стихийного взаимодействия спроса и предложения.   В современной экономике не только отдельные фирмы, но целые отрасли действуют по принципу чистой конкуренции. Н-р, в сельскохозяйственном производстве реализация осуществляется на основе свободного соотношения спроса и предложения.

Отличительные признаки рынка ЧК.:

1) продукция взаимозаменяема, однородна  и стандартизирована (зерно, фрукты, овощи, скот, яйцо, табак, железо, сталь, ценные бумаги);

2) множество мелких фирм, каждая  из которых занимает не более  1 % объема продаж, поэтому сокращение  или увеличение производства  одним из них не повлияет  на состояние рынка;

3) фирмы не интересуются производственными  решениями друг друга, т.к. деятельность конкурентов не представляет опасность для собственной деятельности;

4) все продавцы и покупатели  в равной степени владеют информацией  о состоянии рынка (спросе, предложении,  цене);

5) конкуренция ведется ценовым  методом;

6) все продавцы принимают цену извне, как заданную величину. Равновесная цена выступает ориентиром в деятельности каждой отдельно взятой фирмы, позволяет определить место данной  фирмы на рынке;

7) каждый желающий открыть (закрыть)  свое дело может это сделать без учета желания других участников рынка.

8) покупателям безразлично, товар  какой фирмы выбрать.

Валовой доход фирмы определяется путем умножения цены (среднего дохода) на количество произведенной продукции:

Предельный доход в условиях чистой конкуренции постоянен, ибо каждая дополнительная единица продается по постоянной цене:

Экономика в условиях ЧК сопровождается наиболее эффективным использованием ресурсов, т.к. каждый производитель стремится на единицу продукции потратить минимум ресурсов.

 

Вопрос 4. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде фирма располагает неизменной производственной мощностью, поэтому производство осуществляется с постоянными (оборудование, производственная площадь) и переменными ресурсами (сырье, труд и т.д.). Экономическая прибыль фирмы - это разность между валовым доходом и валовыми издержками.

Задача фирмы –  найти оптимальный объем производства, при котором получит максимальную прибыль или минимальные убытки.

Существуют два подхода к  определению оптимального объема производства. 

    1. Принцип сопоставления общего дохода с общими издержками.

В краткосрочном периоде  общие издержки фирмы состоят из постоянных и переменных затрат. TC = FC + VC

Постоянные издержки фирма будет иметь даже при  отсутствии  производства. Тогда  убытки будут равны постоянным издержкам.

В деятельности фирмы  возможны три ситуации:

а) получение прибыли: прибыль фирмы будет максимальна, когда общий доход превышает общие издержки на максимальную величину;

б) получение убытков: убыток будет минимальным при  таком объеме продукции, при котором  общие издержки превышают общий  доход на наименьшую величину;

в) уход с рынка: если нет  производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки (в этом случае убыток больше или равен постоянным издержкам), фирма будет минимизировать убытки путем закрытия.

Вывод: Следует ли производить? Да, если есть такой объем производства, при котором  фирма получает прибыль.

Какое количество продукции  производить? Такое, которое соответствует наибольшей прибыли.

Стоит ли производить, если фирма несет убыток? Да, если убыток меньше, чем постоянные издержки фирмы.

    1. Принцип сопоставления предельного дохода и предельных издержек.

При данном подходе конкурентной фирме следует сравнивать предельный доход (MR) и предельные издержки (МС) каждой последующей единицы продукции.

А) Если МС < Р, то производство можно увеличивать.

Б) Если МС > Р, то производство осуществляется в убытке, и его следует прекратить.

В) Фирма может увеличивать  производство, пока предельные издержки не сравняются с ценой продукта (МС = Р). Но т.к. в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным доходам (Р = MR), фирма может увеличивать производство, пока предельные издержки не будут равны предельному доходу (MC = MR). Именно эта точка, где MC = MR = р, является точкой, определяющей оптимальный объем производства.

Вывод: Если предельный доход от каждой последующей единицы продукции превышает ее предельные издержки, такую продукцию следует производить.

Если Р = АТС, то фирма обеспечивает самоокупаемость производства, т.е. получает нулевую экономическую прибыль. Если Р < АТС, то фирма несет убытки. Производство следует прекратить, если цена падает ниже минимального уровня средних переменных издержек P < min AVC.

Варианты экономических  решений конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

 

Содержание решаемой задачи

Принцип сопоставления  валового дохода и валовых издержек

Принцип сопоставления предельного дохода и предельных издержек

Следует ли фирме производить?

Да, если есть прибыль (TR>TC), или

Убыток меньше постоянных издержек (TR-ТС) < FC

Да, если Р > = AVC

Какое количество продукции должно быть произведено, чтобы максимизировать  прибыль?

(TR-ТС) – максимально или

ТС - TR минимально и меньше FC

Производить в тех случаях, когда  МС < = MR или Р (цена)

Когда не стоит производить продукцию?

Да, если TR< TVC

Да, если цена Р < ATC


 

Вопрос 5. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде фирмы располагают достаточным временем для расширения мощностей. Отрасль может пополниться новыми фирмами или их число может сократиться. Все зависит от размеров ожидаемой прибыли.

Превышение цен над средними общими издержками АТС будет побуждать появление новых фирм. Это приведет к увеличению предложения в такой степени, что цена снизится до уровня средних общих издержек. Тогда опасность понести убытки обусловит отток фирм из отрасли.

Причиной притока или оттока фирм является то, что в тот момент, когда в данной отрасли падает цена и прибыль, в других отраслях получают нормальную или сверхприбыль. В эту сферу начинается движение свободных капиталов, что приводит к созданию новых фирм. По мере этого отраслевое предложение увеличивается и ситуация начинает развиваться в обратном направлении.

Рост числа фирм может вызвать  рост или снижение цен на ресурсы  издержек.

- Если используются неограниченные  ресурсы, то цены на них и долгосрочные издержки не изменятся.

- Если используются ограниченные  и специфические ресурсы, то  рост производства и числа   фирм повышает спрос на них  и их цену. Поэтому будут расти  и долгосрочные издержки. Это  вызовет рост цен на продукт, снижение спроса, падение прибыли и массовый отток фирм из отрасли.

- Если растет не только число, но и размер фирм, цены на ресурсы и издержки могут снизиться: более крупное предприятие может приобрести большее количество ресурсов по более низкой цене.

Вывод: Если p > АТС: число фирм растет, отраслевое предложение растет, цена падает до уровня АТС.

Когда p = АТС: число фирм сокращается, предложение падает, возникает товарный дефицит, цена растет выше АТС. Новое состояние рынка p > АТС приведет к возобновлению процесса по той же схеме.

Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде достигается, когда экономическая прибыль равна нулю. При такой ситуации нет стимулов для расширения или сокращения объема производства, а также у новых фирм нет мотивов для вступления в отрасль, а у старых – для выхода из нее.

Вопрос 6. Совершенная  конкуренция и эффективность

  1. Производитель не может получить прибыль путем увеличения цен, а только через сокращение издержек производства, поэтому товар производится наименее дорогостоящим образом, т.е. с наименьшими издержками.  Это наиболее желательная ситуация для потребителя.
  2. Ограниченные экономические ресурсы распределяются между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям).
  3. Фирмы используют наилучшую из доступных технологию производства, а цена устанавливается на уровне минимальных средних издержек.
  4. В условиях совершенной конкуренции ни одна экономическая единица не обладает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Отсутствие экономической власти делает невозможным злоупотребление ею. Государственная власть, которая ограничивает или регламентирует экономическую власть субъекта, по сути, не нужна, а любое государственное вмешательство повредит такой эффективности. Поэтому рынок совершенной конкуренции является наиболее эффективной рыночной структурой.
  5. Однако, совершенная конкуренция не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для инновационного процесса (прежде всего в науко- и капиталоемких производствах, фундаментальных исследованиях).
  6. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции, т.е. не учитывает диапазон потребительского выбора и не способна наполнить рынок разнообразными товарами.

Вывод: Модель рынка совершенной конкуренции является идеализированной, нормативной моделью. Она является исходным эталоном для оценки реальных экономических процессов на других рынках. Термин «совершенная» не означает, что это наилучшая рыночная структура.

 

 

Тема 4. Чистая монополия

 

Цели изучения темы:

- определить понятие  и характерные черты чистой  монополии;

- понять причины возникновения  монополии;

- исследовать механизм функционирования и ценообразования;

- определить эффективность  рынка чистой монополии;

- оценить последствия чистой монополии для экономики;

- выяснить причины  ценовой дискриминации.

 

План

  1. Несовершенная конкуренция
  2. Чистая монополия
  3. Виды монополий
  4. Максимизация прибыли чистого монополиста
  5. Эффективность чистой монополии
  6. Ценовая дискриминация
Рекомендуемая литература

1. Кулик Л.М. Экономическая  теория. – М., 2004. – С. 191–203.

2. Экономическая теория /Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечеловой.  – М., 2005. – С. 139–144.

3. Экономическая теория. Часть II. Микроэкономика /Под ред.  Э.А.Лутохиной. – Мн., 2005. – С. 147–163.

4. Долан Э.Д., Линдсей  Д.Е. Рынок: макроэкономическая  модель. – СПб., 1992. – С. 193–240.

5. Хайман Д.Н. Современная  микроэкономика: анализ и применение. Т. 2. – М., 1992. – С. 3–42.

 

Вопрос 1. Несовершенная  конкуренция

Совершенная конкуренция была типична в экономике развитых стран до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рыночные отношения. В условиях рынка свободная конкуренция сдерживается рядом факторов:

1.Наличие коммерческой  тайны ограничивает свободный  доступ к информации.

2.Любая фирма сталкивается  с риском убытков. Малоэффективные вытесняются с рынка более успешными, что ведет с сокращению числа фирм и их дифференциации по размеру.

3. Укрупнение фирмы  наделяет ее преимуществами перед  мелкими конкурентами.

Так возникает несовершенная  конкуренция – это состояние  отраслевого рынка, которое характеризуется  ограниченной свободой ценообразования и принятия решений. Возникают случаи, когда одна или нескольких фирм оказывают существенное влияние на национальную экономику. Такие фирмы либо сами создают для себя выгодные условия, либо пользуются государственной властью для их создания и сохранения. Т.о. фирма получает доминирующее положение (ДП) в отрасли. Власть над рынком может принадлежать лишь крупному субъекту, который возникает в результате концентрации или централизации производства и капитала.

Концентрация производства – это процесс сосредоточения факторов производства в руках одного субъекта. КП приводит к положительным экономическим результатам: положительный эффект масштаба производства (рост производства опережает рост общих издержек), рост прибыли, возможность освоения прогрессивных технологий, высокий уровень квалификации работников, эффективная организация производства.

Информация о работе Микроэкономика как наука