Микроэкономика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:49, курс лекций

Описание

Ресурсы (как труд, земля, капитал), знания людей о том, каким образом производить блага, всегда ограничены. В таких условиях люди и субъекты хозяйствования должны делать выбор. Поэтому микроэкономика может рассматриваться как наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов. Противоречие между наличием и возможностью их использования является основой экономических отношений и движущей силой технического прогресса.

Содержание

Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция
Тема 6. Олигополия
Тема 7. Рынок труда
Тема 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль
Тема 9. Рынок земли
Тема 10. Теория внешних эффектов
Тема 11. Общественные блага
Тема 12. Теория общественного выбора
Рекомендуемая литература

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

Централизация производства (ЦП) – это процесс объединения  или присоединения хозяйствующих  субъектов, в результате которого из нескольких предприятий может образоваться новое боле крупное, или существовавшее ранее предприятие станет крупнее за счет присоединения мелкого. Объединение и присоединение ведут к укрупнению и сокращению числа субъектов хозяйствования. ЦП – одна из форм экономической интеграции - процесса хозяйственного сближения.

 

Вопрос 2.Чистая монополия

Чистая монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма осуществляет экономический диктат на рынке, определяет цену, не допускает в отрасль конкурентов. Это означает, что один хозяйствующий субъект предлагает контрагентам принимать решения на выгодных для себя условиях. Чистая конкуренция и чистая монополия полярно противоположны друг другу. Монополия означает, по сути, отсутствие конкуренции. В современных условиях в развитых странах в пределах 5-6 % валового национального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии.

Основные признаки монополизма:1) одна фирма является продавцом продукта, 2) заменители товара отсутствуют, 3) фирма представляет всю отрасль, 4) вхождение на рынок заблокировано, 5) ценообразование полностью контролируется монополией.

Препятствием на пути новых фирм на рынок являются входные  барьеры: 1) наличие у «фирмы-старожила» исключительных прав (лицензии, аттестация); 2) наличие собственности на невоспроизводимые и редкие ресурсы; 3) авторские права и патенты; 4) эффект масштаба; 5) нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников и др.).

Если на рынке устанавливается  господство одного покупателя, используют термин «монопсония». И монополист, и монопсониста используют рынок в своих интересах и устанавливают контроль над ценами. Например, в районе единственное   предприятие, выпекающее хлебо-булочную, является монополистом на рынке хлебобулочной продукции, а единственное действующее предприятие в маленьком городе является монопсонистом на рынке труда (самый крупный покупатель рабочей силы). Вся хозяйственная деятельность концентрируется  в руках одной  фирмы, а производимая ею продукция занимает доминирующее положение на рынке. Действия монополиста: 1) намеренно сокращает количество своих продаж; 2) создает искусственный дефицит на рынке; 3) добивается повышения цены. Монопсонист: 1) уменьшает закупки у своих поставщиков (к примеру, зерна, молока, картофеля у фермера, рабочей силы), 2) создает для них искусственные трудности сбыта, и 3) т.о. снижает закупочные цены и издержки.

 

Вопрос 3. Виды монополии

Закрытая  монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, авторские права и т.п.). Например, производство медицинских препаратов, продажа оружия и т.д.

Естественные монополии - отрасли, основанные на владении уникальными природными ресурсами. В этом случае обеспечение потребности рынка  одной компанией более эффективно. Н-р, электрические и железнодорожные компании, водо-, газоснабжение и т.д. Им предоставляются государственные привилегии, но и осуществляется гос.контроль за их деятельностью.

Открытая (случайная) монополия: фирма на некоторое время становится единственным поставщиком экономического блага без какой-либо специальной защиты от конкуренции, т.к. предлагают новую продукцию.

Организационная монополия - крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью проведения единой ценовой и маркетинговой политики. Создаются путем концентрации и интеграции производства. Чем сильнее концентрация производства и меньше предприятий, тем легче оставшимся субъектам координировать свою деятельность. Поэтому возникает возможность и необходимость создания монополистических союзов с целью их совместного управления.

 

Основные формы  монополистических союзов

 

Форма монополии

Предмет соглашения

Отраслевая  принадлежность

Самостоятельность входящих звеньев

Примечание

Концерн

Контроль за ценами и  рынком

Одна или несколько с тесной производственной зависимостью

Формальная, жесткий контроль возглавляющего органа

постоянно

Консорциум

Объединение капиталов  для решения задач, требующих  огромных финансовых средств

Разная, производственный и банковский капитал

полная

временно

Конгломерат

Контроль рисков

Разные

теряется

Результат слияния и  поглощения

Картель

Цена, объем производства, территориальный раздел рынка

Одна

полная

постоянно

Синдикат

Совместный сбыт, обеспечение  сырьем, цены, торговые квоты, реализация крупномасштабных проектов

Одна

Коммерческая теряется, юридическая и производственная сохраняется

Значение утратил

Трест

Совместный сбыт, обеспечение  сырьем, цены, торговые квоты

Одна или несколько

теряется

Значение утратил


 

Вопрос 4. Максимизация прибыли чистого монополиста

Монополист  может повышать цену, но не может  устанавливать объем спроса, т.к. спрос на его продукцию – это  отраслевой спрос. Следовательно, для  того чтобы продать дополнительное количество экономических благ, необходимо снижать цену. Монополист не станет снижать цену при неэластичном спросе.

В ходе ценообразования  монополист действует в условиях некоторых ограничений:

- цены не могут  быть ниже издержек; 

- спрос на  продукцию ограничен совокупным  спросом; 

- если монополист снижает цену, то должен продать всю продукцию по одной цене всем потребителям, поэтому предельный доход меньше цены.

Монополист  выбирает такую комбинацию «цена-количество», которая приносит максимальную прибыль и способна удержаться подольше. Эта проблема может решаться двумя способами.

1) Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС). Прибыль становится максимальной, когда разница между общим доходом и общими издержками максимальна.

2) Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Равновесие наступает тогда, когда МС = Р,  а цена совпадает с предельным доходом Р = MR , т.е. МС = MR = P.

Такое состояние  называется точкой Курно. Антуан Курно, французский математик и экономист, в книге «Исследование математических принципов теории богатства» предложил первую в истории науки (1838 г.) модель максимизации прибыли монополистом. Монополист может расширять производство, пока (MR - МС)>0. Максимальная прибыль достигается, когда общий доход превышает общие издержки на максимальную величину. Пока (MR – МС) > 0, фирма может расширять свое производство. Цена монополиста Р > MC > MR. Снижать цену выгодно до тех пор, пока предельный доход не станет равным предельным издержкам MR = MC.

Равновесие фирмы MR = MC достигается при таком объеме продаж, когда (MR=MC) < АС < Р. Такая цена обеспечивает монополисту получение сверхприбыли.

В условиях чистой монополии  при любых ценах покупатель приобретает  товар, поэтому ЧМ по природе несовместима с убытками. Если MR < AVC, минимизация убытков достигается через закрытие фирмы. В краткосрочном периоде ЧМ может сознательно пойти на убытки, чтобы 1) разорить конкурентов; 2) сделать отрасль непривлекательной для потенциальных конкурентов, желающих войти в отрасль;3) снижение покупательского спроса по независящим от монополии причинам (падение совокупного спроса на рынке автомобилей из-за финансово-экономического кризиса).

Эти правила действуют  как в краткосрочном, так и  в долгосрочном периоде. Однако в долгосрочном периоде:

1) Необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене.   Невозможно одновременно и установить высокую цену и обеспечить максимальный объем продаж по высокой цене. Поэтому цена, максимизирующая долгосрочную прибыль, будет ниже, чем в краткосрочном периоде.

2) Рынок благ в меньшей степени защищен от конкурентов. Чистый монополист вынужден считаться с наличием «потенциальных конкурентов», которые реально могут появиться в отрасли, привлеченные высокой нормой прибыли.

Поэтому в долгосрочной перспективе основная ставка делается на снижение издержек и увеличение выпуска продукции.

 

Вопрос 5. Эффективность  чистой монополии

Монополия стремится  произвести меньше благ и установить более высокую цену на продукт. В  результате общество несет потери из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы. Высокие цены монополиста позволяют монополисту перераспределять в свою пользу часть доходов потребителей. В результате:

1) создается искусственный  дефицит товаров;

2) нарушается  равновесие продавцов и покупателей;

2) ресурсы недоиспользуются;

3) происходит снижение  общественного благосостояния;

4) усиливается неравенство в обществе;

5) расходы, связанные с сохранением монополии, включаются в цену и компенсируются за счет покупателя;

6) снижаются стимулы  к повышению качества продукции из-за отсутствия конкуренции;

7) объем производства  меньше, чем при совершенной конкуренции;

8) цены выше, чем при  совершенной конкуренции;  

9) прибыль монополиста  выше прибыли совершенного конкурента;

10) продукт монополии  недоступен всем потребителям.

Однако, несмотря на потери для общества, монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологии и экономическом развитии. Ее сверхприбыль позволяет проводить научно-исследовательские работы, изучать общественные потребности,   обеспечивать экономическую безопасность и т.п. К тому же монополист имеет возможность идти на больший риск, вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь риска убытков (Гипотеза Шумпетера).


Вопрос 6. Ценовая  дискриминация

Ценовая дискриминация – это установление разных цен на благо для разных групп покупателей. ЦД возможна в условиях, когда:

а) покупатели не могут  перепродавать купленные блага.

б) продавец может разделить  покупателей на группы. 

Различают три степени  ценовой дискриминации.

ЦД первой степени: каждая единица блага продается каждому покупателю по той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить;  встречается весьма редко, т.к.   для ее осуществления монополист должен  четко представлять, какой должна быть максимальная цена. 

ЦД второй степени: установление различных цен в зависимости от объема продаж. Для большого количества благ потребителю устанавливают более низкую цену: ценовые скидки, дисконтные карты. 

ЦД третьей степени – это продажа товаров по разным ценам разным группам покупателей, имеющим различную эластичность спроса по цене. Такая ситуация требует сегментации рынка, т.е. формирования групп покупателей в зависимости от их платежеспособности. Таким образом, монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.

На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, поэтому монополист может увеличивать цены, на «дешевом» - высокоэластичен, поэтому увеличить выручку можно за счет продажи по низким ценам.

Разная плата за гостиничные  услуги иностранцев и отечественных посетителей, различные цены в ресторанах в дневное и вечернее время, льготные билеты студентам, повышенная стипендия, скидки в оплате за обучение.

Задача монополиста  – исключить возможность перепродажи  дешевых благ на «дорогом» рынке.

 

Тема 5. Монополистическая конкуренция

 

Цели изучения темы:

- узнать условия возникновения  и особенности функционирования  рынков монополистической конкуренции;

- исследовать процесс  принятия решений отдельной фирмой  в области цен и объема выпуска;

- сравнить равновесие  при монополистической и совершенной конкуренции;

- выяснить значение  и факторы неценовой конкуренции,  оценить роль рекламы.

План
  1. Признаки монополистической конкуренции

  1. Характеристика рынка монополистической конкуренции

  1. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции

Рекомендуемая литература

1. Пиндайк Р., Рубинфельд  Д. Микроэкономика. – М., 1992. –  Гл.11.

2. Хайман Д.Н. Современная  микроэкономика: анализ и применение. Т.1. – М., 1992. – Гл.11.

3. Франк Р.Х. Микроэкономика  и поведение. – М., 2000. – Гл.13.

Информация о работе Микроэкономика как наука