Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:49, курс лекций
Ресурсы (как труд, земля, капитал), знания людей о том, каким образом производить блага, всегда ограничены. В таких условиях люди и субъекты хозяйствования должны делать выбор. Поэтому микроэкономика может рассматриваться как наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов. Противоречие между наличием и возможностью их использования является основой экономических отношений и движущей силой технического прогресса.
Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция
Тема 6. Олигополия
Тема 7. Рынок труда
Тема 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль
Тема 9. Рынок земли
Тема 10. Теория внешних эффектов
Тема 11. Общественные блага
Тема 12. Теория общественного выбора
Рекомендуемая литература
Олигополистам известен отраслевой спрос, предельный доход и издержки всех олигополистов. Они совместно определяют объем производства, максимизирующий прибыль отрасли, и затем делят рынок между собой, создавая таким образом картель.
Картель устанавливает равновесие подобно монополисту. Если в отрасли действует две фирмы, то предельные издержки (МС) для картеля можно найти путем суммирования предельных издержек дуополистов (MC = MC1 + MC2). Картель выбирает равновесный выпуск отрасли Q и цену P,исходя из условия максимизации совокупной прибыли MR = МС.
В случае дуополии картель распределяет совокупный объем производства между дуополистами (Q = Q1 + Q2) таким образом, чтобы их предельных издержках были одинаковы и в совокупности равны предельным издержкам отрасли в точке максимизации ее прибыли.
Поскольку прибыль, получаемая дуополистами, может быть неравнозначной, картель может предусматривать ее последующее перераспределение между дуополистами.
ОПЕК – международная
организация стран-экспортеров
Вопрос 5. Ценообразование олигополии и устойчивость цен
Модели ценообразования олигополии:
P = AVC + m*AVC, где AVC – средние постоянные издержки; m – процент надбавки.
m = - 1 / (1 + ЕQ); ЕQ – эластичность спроса по цене.
Чем выше эластичность спроса, тем ниже процент надбавки и цена.
Кооперативные модели показывают, что олигополисты стремятся к стабильности. Даже если издержки или спрос меняются, они не склонны менять цены. Если снижаются издержки или рыночный спрос, фирмы не снижают цену, т.к. может начаться ценовая война. Если издержки или рыночный спрос растут, то фирмы не увеличивают цены, т.к. конкуренты могут не поднять цены вслед за ними и захватить рынок.
Соперники поддерживают любое снижение цен одним из олигополистов, но игнорируют их повышение.
При снижении цены олигополист рассчитывает на гораздо больший прирост выручки, чем при ее повышении.
Современные модели олигополии создаются на основе теории игр, которая моделируют поведение конкурентов, учитывая реакцию соперников Задача – найти состояние равновесия, которое устраивает всех участников рынка.
Степень общественной неэффективности олигополии зависит от того, насколько сильно она способствует завышению цен и уменьшению объема производства. Чем меньше цена и больше объем производства, тем больше общественная эффективность олигополии. Данные параметры зависят от способа установления равновесия на рынке, то есть от модели олигополии.
Самой низкой является общественная эффективность олигополии в кооперативных моделях, когда фирмы действуют как единая монополия.
Олигополия эффективнее конкуренции в развитии научно-технического прогресса и внедрении его результатов в производство.
Олигополисты активно вкладывают в патенты и лицензии, являющиеся временными барьерами для входа в отрасль; они обладают значительными финансовыми возможностями для реализации крупных научных проектов, но вместе с тем они же иногда сдерживают НТП, так как инновации ведут к моральному износу их оборудования.
Крупные компании экономят на масштабах производства; способствуют макроэкономической стабильности в сфере занятости; более устойчивы в условиях кризиса; имеют возможность диверсифицировать риски; больше тратить на маркетинг; концентрируются на реализации крупных проектов; имеют дополнительные возможности в сфере управления; предлагают широкий ассортимент продукции и др.
Вопрос 7. Рыночная и монопольная власть. Антимонопольное регулирование
Рыночная власть – это способность экономического субъекта воздействовать на цену и объем продаж в собственных интересах. Монополизм – это способность воздействовать на цену путем изменения предлагаемого объема продукции.
Антимонопольное регулирование - деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению злоупотребления ею. Антимонопольное законодательство – совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.
Основные направления
В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. С 2001 г. Министерство экономики является главным органом Республики Беларусь по вопросам антимонопольной политики Оно ведет учет субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; регулирует деятельности естественных монополий; контролирует деятельность монополистов; разрабатывает Программу демонополизации и развития конкуренции. Доминирующим признается положение субъекта, если его рыночная доля превышает предельную величину, установленную Минэкономики, за исключением случаев государственной или естественной монополии.
Сферами естественных монополий признаются:
Правовой основой
антимонопольной политики являются
Законы «О противодействии
Тема 7. Рынок труда
Цели изучения темы:
- дать понятие рынка труда и спроса на рынке труда;
- рассмотреть процесс формирования предложения на рынке труда;
- изучить влияние спроса и предложения труд на уровень заработной платы;
- охарактеризовать рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
- выявить сущность и формы заработной латы;
- объяснить причины
возникновения дифференциации
План
1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2001.
2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992.
3. Земляков Д.Н., Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.
4. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. – СПб.: Экон. шк., 2000.
Вопрос 1. Понятие рынка труда
Рынок труда – это выражение товарно-денежных отношений по поводу спроса на труд и его предложения.
РТ рассматривается
как социально-экономическая
Развитие рынка труда связано с индустриализацией мирового хозяйства и развитием капитализма. В результате трудоспособное население, ранее имевшее свое хозяйство в сельской местности, превратилось в наемных работников, единственным источником существования которых стала продажа своего труда.
Состав РТ:
а) "синие воротнички" (рабочие, занятые физическим трудом);
б) "серые воротнички" (прочие рабочие);
в) "белые воротнички" (работники умственного труда).
Особенности современного РТ:
Резко снизился удельный вес "синих воротничков", особенно неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих.
Устранение
различий между работниками
преимущественно умственного труда.
Вопрос 2. Спрос и предложение на рынке труда
Рынок труда предполагает свободу предложения, спроса и цен. Предложение труда - это количество работников, желающих работать установленное рабочее время, или количество часов, которое работники желают работать, за конкретную з\п.
Спрос на труд – это количество рабочих мест (часов), которое наниматель (фирма или государство) может предложить за определенную з\п. Спрос на труд зависит от следующих факторов:
а) предельный доход от труда;
б) количество и качество других ресурсов: (количество и качество пашни, сх угодий, климат, источники энергии);
в) обеспеченность фирм капиталом;
г) уровень технологии;
д) емкость и доступность внутреннего и внешнего рынка.
Предложение зависит от следующих факторов:
а) цена на рынке труда (з\пл);
б) демографические факторы: количество семей в стране, их возрастная структура.
Предложение может быть
эластичным и неэластичным. С ростом
з\п предложение труда растет
до определенного предела. Дальнейший
рост з\п может не вызвать рост
предложения и даже снизить его.
Это объясняется действием
Вопрос 3. Конкуренция на рынке труда
Конкуренция на рынке труда означает способность к труду не только занятых, но и вовлекаемых в процесс труда безработных и возможных работников из трудового резерва.
Черты РТ при совершенной конкуренции:
- большое число фирм конкурирует между собой за использование какого-то труда;
- труд ничем особенным не отличается и предлагается многочисленными работниками;
- ни фирма, ни работник не могут диктовать размер з\п.
Сов. конк. может существовать на рынке распространенных профессий со средним уровнем квалификации работников (учитель, продавец, водитель).
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда у фирмы отсутствуют конкуренты в найме рабочей силы или работник обладает редкой профессией или высочайшей квалификацией. Например, в стране одно горнодобывающее предприятие (монопсония), несколько театров (олигопсония), известный во всем мире композитор, артист балета, конструктор (монополия).