Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ современного состояния мировой автомобильной промышленности на примере крупных концернов выявление особенностей их внутренней политики в период финансового кризиса 2008-2009 гг, а также тенденций и перспектив развития данной отрасли. Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- обосновать значимость автомобилестроения для национальных экономик разных стран;
- выявить особенности организации производства;
- рассмотреть ведущих производителей автомобилей среди мировых ТНК и отдельных стран;
- изучить причины мирового автомобильного кризиса;
Введение стр.3
1. Особенности развития автомобилестроения в мировой экономике.
1.1 Теоретические аспекты развития рынка мировой автомобильной промышленности стр.5
1.2 Кризис автомобилестроения как часть финансового кризиса 2008-2009 гг. стр.13
2. Анализ деятельности предприятий автомобильной промышленности в мировой экономике.
2.1 Особенности развития мирового автомобилестроения в период кризиса 2008-2009 гг. стр.15
2.2 Современное состояние и тенденции развития автомобильной промышленности стр.23
Заключение стр.28
Список использованной литературы стр.30
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ГОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра мировой и региональной
экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Мировая автомобильная промышленность
и ее послекризисное развитие.
ИСПОЛНИТЕЛЬ: студент гр. ЭКТ-3 III курса
__________Зырянова Е.В.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
___________Карлина Т.В.
Пермь 2012
Содержание.
Введение стр.3
1. Особенности развития автомобилестроения в мировой экономике.
1.1 Теоретические аспекты развития рынка мировой автомобильной промышленности стр.5
1.2 Кризис автомобилестроения как часть финансового кризиса 2008-2009 гг. стр.13
2. Анализ деятельности
предприятий автомобильной
2.1 Особенности развития мирового автомобилестроения в период кризиса 2008-2009 гг. стр.15
2.2 Современное состояние и тенденции развития автомобильной промышленности стр.23
Заключение стр.28
Список использованной литературы стр.30
Приложения……………………………………………………
Введение.
Исследование проблем развития мирового автомобильного рынка в условиях глобализации мировой экономики представляет значительный научный и практический интерес, учитывая возрастающее значение автомобилестроительного сектора для мировой экономики и усиление конкуренции на международном автомобильном рынке.
Современное автомобилестроение является ведущей отраслью машиностроения промышленно развитых стран, влияющей на процессы экономического и социального развития общества. Оно дает импульс развитию других отраслей, стимулирует занятость населения как в производстве автомобильной техники и ее компонентов, так и в обслуживании автомобильного транспорта. Мировой опыт также свидетельствует о том, что наличие собственной автомобильной промышленности является одним из основных элементов обеспечения национальной безопасности.
Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни.
В этой связи особую значимость приобретает всесторонний анализ современного развития и основных тенденций мирового автомобильного рынка.
Целью курсовой работы является анализ современного состояния мировой автомобильной промышленности на примере крупных концернов выявление особенностей их внутренней политики в период финансового кризиса 2008-2009 гг, а также тенденций и перспектив развития данной отрасли. Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- обосновать значимость
автомобилестроения для
- выявить особенности организации производства;
- рассмотреть ведущих
производителей автомобилей
- изучить причины
мирового автомобильного
- проанализировать опыт
автомобильных компаний в
- выявить тенденции развития современного автомобилестроения.
Объектом исследования являются предприятия, специализирующиеся на выпуске легковых автомобилей, так как данный сегмент является наиболее динамично развивающимся среди всех отраслей автомобилестроения.
Глава 1. Особенности развития автомобилестроения в мировой экономике.
1.1. Теоретические аспекты развития рынка мировой автомобильной промышленности.
В настоящее время
мировой рынок
Сто лет назад именно автомобильная промышленность обусловила начало массового производства потребительских товаров. Длительное время она оставалась первой среди других отраслей благодаря самому высокому на тот момент уровню организации производственного процесса. Именно автомобилестроение называли «промышленностью промышленностей». Вместе с тем, эта отрасль первой столкнулось с массовым недовольством потребителей (это произошло в 60-е годы из-за того, что покупатели стали считать американские автомобили небезопасными), повышением цен на нефть вследствие энергетического кризиса 70-х. К тому же, эта отрасль изначально находилась под строгим контролем со стороны государства, начиная с вопросов экологичности производства и заканчивая проблемой антимонопольной политики.
Автомобильная промышленность в экономике развитых стран является сейчас ведущей отраслью машиностроения. Это факт обусловлен рядом причин.
Во-первых, спрос населения на продукцию автомобилестроения с каждым днем увеличивается – автомобили необходимы для удовлетворения базовых нужд и потребностей человека в постоянном перемещении и для решения различных хозяйственных проблем. По итогам первой половины 2011 г. продажи легковых автомобилей в России выросли на 56% - до 1,235 млн машин[2]. Непосредственно в июне на российском рынке было продано 246,4 тысячи машин – на 40 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.
Во-вторых, эта промышленность находится в постоянном развитии. Она является наукоемкой и высокотехнологичной и задействует огромное количество новых технологий и разработок. Поэтому она способствует развитию тех отраслей, предприятия которых выполняют ее заказы. Как следствие, инновации и технологии, которые применяются в автомобильной промышленности, заставляют эти отрасли также совершенствовать свои производства.
Предприятия, производящие автомобильную технику, работают в тесной кооперации и взаимосвязи со смежными отраслями промышленности - металлургической, нефтехимической, стройматериалов, текстильной, электротехнической, электронной и другими [34]. Многочисленные рабочие места создаются предприятиями по сбыту, техническому обслуживанию и ремонту автомобильной техники, по обеспечению запасными частями, принадлежностями и эксплуатационными материалами, а также по созданию и обслуживанию автодорожной сети и транспортной инфраструктуры.
Автомобильная промышленность оказывает значительное влияние на обрабатывающую промышленность, являясь одним из главных потребителей стали, листового стекла и цветных металлов, каучуков и пластмасс, а также продукции лакокрасочной промышленности и т. д. Также в последнее десятилетие резко выросло использование в автомобилестроении благородных металлов (например, платины как катализатора выхлопных газов, или других металлов этой группы в электронном оборудовании).
Автомобилестроение как крупнейший потребитель топлива, оказывает серьезное воздействие на развитие нефтяной промышленности мира. Например, мировое производство АБС-пластиков (требующих для своего производства использование нефти) серьезно зависит от автомобильной промышленности, так как именно она является потребителем до 30% всей продукции данной отрасли.
Новые технологии дают вторую жизнь некоторым промышленным производствам, производящим продукцию для автомобильной промышленности. Например, за последние два десятилетия страны-члены Евросоюза начали активно проводить работы по развитию и освоению новых сфер применения льноволокна и пеньки. Их производство в последние годы выросло в 7 раз. Важнейшим потребителем таких волокон является автомобильная промышленность.
В-третьих, автомобильная промышленность во всех развитых странах относится к числу наиболее прибыльных отраслей народного хозяйства, так как она способствует повышению товарооборота и приносит в бюджет страны значительные доходы от продаж на внутреннем и на мировом рынках. В России доля налоговых поступлений в бюджет от автомобилестроения составляет около 4,5%.
Немаловажным фактором является также то, что автомобильная промышленность гарантирует большую долю занятости трудоспособного населения той страны, где изготавливаются или продаются автомобили. Страны, производящие автомобили гарантируют рабочие места также и другим странам, с которыми у них заключены договора о сотрудничестве и поставках. Помимо этого, большая доля населения занята в смежных отраслях, которые снабжают необходимыми материалами автомобильную промышленность. В Америке, например, в сфере изготовления автомобилей, а также на автотранспорте и в дорожном хозяйстве заняты 12,5 млн. человек, а это каждый шестой человек, работающий в промышленности[4].
Все эти факторы оказали значительное влияние на то, что в настоящий момент автомобильная промышленность находится на одной из передовых позиций в мировой экономике.
Если рассмотреть
Но несмотря на сложившуюся неблагоприятную ситуацию, автомобилестроительные компании продолжают развиваться. Падение доходов вынуждает производителей автомобилей искать различные пути повышения эффективности своей деятельности, и они находят для своей продукции новые рынки сбыта и новые ниши, чтобы создать дополнительный спрос.
Мировой рынок автомобилей характеризуется широкой диверсификацией продукции, которая проявляется в наличии огромного выбора автомобилей различных марок, отвечающих требованиям абсолютно любых групп потребителей. Автомобилестроители создают продукты, которые способны удовлетворить вкусам буквально всех существующих категорий покупателей: молодым и пожилым людям, инвалидам, малообеспеченным слоям населения, защитникам окружающей среды и т. д. В результате появляются модели, отвечающие требованиям даже самых небольших групп покупателей. Так, например, существуют модели автомобилей класса люкс выпускаемые в очень ограниченном количестве (не больше одной сотни), стоимость которых может достигать нескольких миллионов долларов, а их производители оставляют за собой право выбора клиентов среди тех, кто подал заявку на приобретение данного автомобиля[36].
Организация производства автомобильной промышленности непосредственно связана с кооперированием и специализацией. В широком смысле, специализация производства - это форма общественного разделения труда; сосредоточение производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах, на специализированных предприятиях[1]. Специализация производства способствует увеличению производства продукции, повышению ее качества, росту производительности труда.
Автомобильная промышленность является ярким примером так называемой предметной специализации. В автомобилестроении имеется огромное количество специальных заводов по производству двигателей и агрегатов шасси, карбюраторов, электрооборудования и других элементов, поступающих на автомобильные или автосборочные заводы. Автомобилестроение является массовым, крупносерийным производством. В организационном отношении сборка автомобилей осуществляется наиболее совершенным поточным методом. При этом методе процесс сборки расчленяется на отдельные операции, выполняемые на отдельных постах, расположенных в линию.
Кооперирование производства – это форма производственных связей между специализированными предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию[1]. При кооперировании все предприятия сохраняют самостоятельность. Кооперирование ведёт к снижению издержек производства и способствует увеличению масштабов производства, более полному использованию производственных мощностей, повышению экономической эффективности производства.
Главной предпосылкой специализации и кооперирования труда в автомобильной промышленности является необходимость повышения его эффективности и роста прибыли. Каждое предприятие, специализируясь на производстве только одного вида продукции, значительно увеличивает эффективность своей деятельности при условии, что его продукция востребована. Выпуская только двигатели, предприятие сможет организовать более эффективную систему контроля качества продукции. Оно будет ориентировано только на узкую специфику производства. Что в конечном итоге поможет повысить качество выпускаемых двигателей и производить научные разработки только по данному узкому направлению. Естественно, что затраты такого предприятия легче поддаются контролю и управлению. Упрощение производственного процесса ведёт к росту его эффективности.
С другой стороны, производимая продукция должна быть востребована. Поэтому происходит объединение или кооперирование различных производств в одну технологическую цепочку. Такое объединение позволит избежать перепроизводства или недопроизводства, что так же благоприятно скажется на уровне затрат и на эффективности производства.
Информация о работе Мировая автомобильная промышленность и ее послекризисное развитие