Мировая автомобильная промышленность и ее послекризисное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ современного состояния мировой автомобильной промышленности на примере крупных концернов выявление особенностей их внутренней политики в период финансового кризиса 2008-2009 гг, а также тенденций и перспектив развития данной отрасли. Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- обосновать значимость автомобилестроения для национальных экономик разных стран;
- выявить особенности организации производства;
- рассмотреть ведущих производителей автомобилей среди мировых ТНК и отдельных стран;
- изучить причины мирового автомобильного кризиса;

Содержание

Введение стр.3
1. Особенности развития автомобилестроения в мировой экономике.
1.1 Теоретические аспекты развития рынка мировой автомобильной промышленности стр.5
1.2 Кризис автомобилестроения как часть финансового кризиса 2008-2009 гг. стр.13
2. Анализ деятельности предприятий автомобильной промышленности в мировой экономике.
2.1 Особенности развития мирового автомобилестроения в период кризиса 2008-2009 гг. стр.15
2.2 Современное состояние и тенденции развития автомобильной промышленности стр.23
Заключение стр.28
Список использованной литературы стр.30

Работа состоит из  1 файл

Мировая автомобильная промышленность и ее послекризисное развитие.doc

— 396.50 Кб (Скачать документ)

22 декабря 2008 г. Tata объявил, что введет "десятки миллионов" фунтов в компанию, которую он приобрел от Ford Motor Corporation в начале 2008 г. Британский премьер-министр Гордон Браун также пообещал сделать все, чтобы выручить автомобильную промышленность в Великобритании[21].

В Японии и Южной Корее  также наблюдалось снижение внутреннего  спроса вкупе с падением экспортируемой продукции. Для Toyota  падение продаж коснулось как моделей с высоким расходом топлива (например, Tundra pickup), так ее экономичных моделей, таких как Prius, Corolla и Yaris. В итоге компания объявила о планах приостановить работу заводов по производству грузовиков, сделав акцент на  производстве транспортных средств, пользующихся большим спросом. 22 декабря 2008 г. Toyota  объявила, что за последние 70 лет компания впервые испытывает спад в продажах[22]. Убыток в размере $1.7 миллиардов был первым с 1938 г. (компания была основана в 1937). Продажи Toyota  понизились на 33.9%. Компании пришлось воспользоваться ссудами японского правительства. 4 ноября 2009 г. Toyota  объявила о своем выходе из Формулы 1 – впервые после восьми проведенных сезонов.

Лучше всего обстояли дела на внутреннем рынке у компании Honda Motors, которая потеряла с начала 2008 г. лишь 3,5% продаж. Компанию спасло то, что она во время переориентировала свое производство на выпуск экономичных моделей и расширила линейку своих гибридных авто. И все же компания столкнулась с определенными проблемами. 5 декабря 2008 г. Honda Motor Company объявила, что выйдет из гонки Формулы 1 из-за экономического кризиса 2008 года и надеется продать команду[23]. В компании сократился штат, занятый на неполный рабочий день. Премии для сотрудников высшего руководящего состава были урезаны на 10 процентов.

Nissan, другой ведущий японский автопроизводитель, объявил, сокращении производства на 80,000 транспортных средств в первые несколько месяцев 2009 г. [24]

В декабре 2008 Suzuki, четвертый по величине автопроизводитель Японии, объявил, что сократит производство приблизительно на 30,000 единиц из-за стремительно падающего спроса. Компания столкнулась с первым за 8 лет снижением прибыли[25].

16 декабря 2008 г. крупнейший производитель транспортного оборудования и автомобилей Subaru, объявил о выходе из Чемпионата Мирового Ралли. Это внезапное решение было также ответом на экономический спад, затронувший автомобильную промышленность. И компания покинула чемпионат сразу же после своего конкурента на спортивной арене - автопроизводителя Suzuki [26].

23 декабря 2008 г. Bloomberg сообщил, что Mitsubishi Motors начинает сокращения на производстве из-за падения спроса на продукцию. Японский производитель внедорожников Outlander, отменил ночные смены на двух внутренних фабриках – на заводе Mizushima (за исключением производства «малолитражек»)  и на фабрике Okazaki. Потери в продажах составили 110,000 транспортных средств, в частности из-за падения спроса в Японии, США и Европе.

В Индии в феврале 2009 г. Госбанк уменьшил процентные ставки по автомобильным ссудам[27]. В течение первых нескольких месяцев 2009 г. автопроизводитель Tata Motors провел широкую маркетинговую кампанию, представив абсолютно новую Tata Nano. Закрепившая за собой звание "автомобиля для людей" благодаря своей низкой цене, новая Tata должна была привлечь потребителей покупать автомобили несмотря на продолжающийся кредитный кризис[28].

В Китае в 2008 году не только замедлился рост объемов продаж впервые  за несколько лет, но и впервые  за последние семь лет в ноябре было зафиксировано снижение общего объема экспорта - а это ключевой показатель для экономики Китая. Покупатели на китайском авторынке (также и в других странах), находились в ожидании. Они не до конца могли предполагать какие долгосрочные последствия будет иметь кризис и поэтому не торопились совершать крупные покупки, такие как приобретение автомобиля.

В 2008 г. правительство  Китая уменьшило автомобильные  налоги, чтобы поднять ослабевающие продажи. В январе 2009 китайский автоизготовитель Chery сообщил о беспрецедентных  ежемесячных продажах – общий объем реализованной продукции возрос на 25% по сравнению с 2008 г.[29]

Южнокорейские автомобилестроители  выглядели гораздо выигрышнее на фоне американских и японских конкурентов. Несмотря на глобальный экономический  спад, Hyundai-Kia удалось обогнать Honda Motor в 2008 г., поднявшись сразу на восемь позиций меньше чем за десятилетие, а затем в 2009 г. превзошел Ford Motor как 4-ого крупнейшего автомобилестроителя в мире[30].

Дальнейший успех Hyundai-Kia был необычен на фоне того, что большинство автомобилестроителей столкнулось с резким падением продаж. Hyundai-Kia воспользовался преимуществом длительного автомобильного кризиса, производя транспортные средства высокого качества, и в то же время доступные для потребителя. Компания построила фабрики в нескольких странах, включая Словакию, США и Китай, которые были сориентированы для локальных рынков. Kia Сee'd, спроектированная в Германии и построенная в Словакии, является самым ярким примером[31].

Спад в продажах не коснулся автомобилей, топливосберегающих и хорошо укомплектованных, таких как Kia Picanto, Kia Сee'd и Hyundai i30, которые продолжали привлекать покупателей. Южнокорейские автомобилестроители имели конкурентное преимущество перед дорогими и роскошными моделями автомобилей из США, Японии и Германии.

И тем не менее, южнокорейские  автомобилестроители не были абсолютно  неуязвимы для автомобильного кризиса, и в декабре 2008 г. Hyundai начала сокращать производство на заводах в США, Китае, Словакии, Индии и Турции из-за вялого спроса. Компания объявила о замораживании заработной платы для рабочих и сократила количество производственных операций на фабриках.

Четвертый по величине автомобилестроитель  Южной Кореи, SsangYong Motor, принадлежащий китайскому автомобильному производителю SAIC (Shanghai Automotive Industry Corporation), оказался в наихудшей ситуации во время кризиса, поскольку он производит главным образом тяжелые внедорожники с высоким уровнем потребления топлива. Ежеквартальные потери автопроизводителя составляли порядка $20 миллионов. SsangYong Motor дважды останавливал производство в 2008 г. В декабре 2008 г. SAIC поставил ультиматум компании: либо осуществить реструктуризацию, запланированную SAIC, либо SsangYong Motor лишается поддержки учредителя, что для компании неизбежно бы означало банкротство[32].

В стороне от кризисных проблем находится рынок  автомобилей класса люкс, которому ни по чем крах структуры автокредитования[41]. Так, в 2008 году производитель Maserati увеличил объем своих продаж на 24,6%, объем реализации у британского Rolls Royce вырос в сравнении с сентябрем 2007 г. на 7,5% , а суммарный годовой прирост составил 42,8%. Рынок VIP- авто стоит вне экономический кризисных реалий по причине того, что богатые люди имеют достаточно средств для приобретения дорогостоящих автомобилей. К тому же, такой контингент покупателей может рассматривать приобретение авто стоимостью от полумиллиона до миллиона евро и выше как надежное вложение средств.

Спад, переживаемый мировой  экономикой, существенным образом изменил месторасположение лидеров. Если первую строчку рейтинга, как писалось ранее, уверенно заняла Toyota (до того момента, как GM вернул себе лидирующие позиции), то на более низких ступенях произошли изменения.

Так, американский Ford сместился  с третьего на пятое место, а Chrysler переместился с девятой на одиннадцатую позицию. Второе место в рейтинге занял американский концерн General Motors - до этого он с 1931 года неизменно занимал первую строчку в десятке лидеров.

Третьим стал немецкий Volkswagen: несмотря на кризис, в прошлом году он установил абсолютный рекорд по объему продаж автомобилей в основном за счет крепких позиций в Китае, Бразилии, на Ближнем и Среднем Востоке. В результате корпорация поднялась с четвертой строчки, которую занимала по итогам 2007 года.

Шестое место удержал японский Nissan, который в прошлом году продал автомобилей на 5% больше, чем за предыдущие двенадцать месяцев. На седьмом - по-прежнему Honda. За ней следуют французский Peugeot-Citroen и поднявшиеся каждый на одну ступень японский Suzuki и француский Renault.

Таким образом, можно отметить, что волна финансового кризиса стала основной причиной массового сокращения производства, слияний и банкротств. Абсолютно все компании столкнулись с необходимостью сокращения рабочих мест, закрытия фабрик из-за падения спроса на автомобильную продукцию. Удалось сохранит свои позиции по объемам продаж тем автомобильным компаниям, которые в период кризиса сделали акцент на производстве доступных авто. Итоговые результаты их антикризисной политики различаются, но в целом можно сказать, что компании-лидеры автомобильной промышленности смогли остаться на своих позициях и перейти к новому этапу своего, уже послекризисного, развития.

 

2.1. Современное состояние, тенденции и перспективы развития автомобильной промышленности.

 

По словам некоторых экспертов, мировая автомобильная промышленность не выйдет из состояния кризиса до 2016 года[6], так как спрос на автомобили будет восстанавливаться очень медленно. Компании по-прежнему будут сталкиваться с проблемой сокращения инвестиций, падения продаж, недоступности автокредитов и неустойчивости валюты.

По итогам 2012 г. ожидается  небольшое снижение темпов производства легковых автомобилей. По данным  исследования РБК.research "Мировой и российский рынок легковых автомобилей в 2009-2011 гг. и прогноз до 2014 г.", в 2012 г. мировое производство легковых автомобилей вырастет на 2,8-3% и составит около 61 млн единиц. Перспективы развития мирового рынка будут зависеть от таких факторов, как цены на сырье для автомобильной промышленности, уровень спроса на автомобили, развитие альтернативных технологий в автомобилестроении.

В этой связи государство  активно оказывает поддержку  автомобильным производителям. В частности, как уже было сказано, американское правительство выделило финансовые средства компаниям GM и Chrysler. На высшем уровне разрабатываются разнообразные программы, чтобы стимулировать потребительский спрос (Приложение №3).

Как уже было сказано, огромное число рабочих мест создается государством в смежных с автомобильной промышленностью отраслях: в сфере услуг, финансировании, страховании, ремонте, в металлургии, производстве пластмасс, электронной промышленности и др. Одно место в автомобильной промышленности генерирует до 10 рабочих мест в других отраслях экономики. Один доллар, затраченный в автомобильной промышленности, увеличивает совокупный валовой продукт страны на 3 долл. По этому показателю автомобильной промышленности нет равных среди других отраслей.

Поддержка государства  состоит также в стимулировании продаж новых автомобилей и в прямой поддержке отрасли. Это могут быть субсидирование кредитов, бонусы на утилизацию старых и покупку новых автомобилей, займы, гарантии по кредитам, стимулирование производства энергоэффективных автомобилей.

Вместе с несколькими  другими странами британское правительство  запустило схему утилизации автомобилей, чтобы поддерживать пораженную кризисом отрасль. Автомобили, зарегистрированные до 31 июля 1999 г. (позже временной интервал продлили до 29 февраля 2000 г.), можно было «обменять» на скидку 2000£ на новый автомобиль, половина которой была обеспечена правительством и другая половина – дилером[33].

В США и Германии программы  утилизации автомобилей были настолько успешными, что финансовые ресурсы, выделенные на эти цели, иссякли задолго до дат окончания программ. Размер субсидий и бонусов зависел от типа автомобиля, его возраста и уровня эмиссии выхлопных газов, составляя в среднем от 1500 до 2500 долл. По некоторым данным, в США рост продаж автомобилей в результате программ государственной поддержки обеспечил 1,7 процентных пункта роста ВВП страны в третьем квартале 2009 г.[5]

В развитии мирового рынка  автомобильной промышленности на сегодняшний  день можно выделить несколько основных тенденций:

    • возрастание роли развивающихся стран – производителей автомобилей,
    • рост доли производства легковых автомобилей,
    • изменения целей маркетинговой деятельности компаний,
    • переход на производство более экономичных и экологичных автомобилей.

Прежде всего, происходят изменения в географии мирового автомобильного рынка. В условиях острой конкурентной борьбы лишь японские, китайские и корейские автомобилестроительные ТНК укрепляют свои позиции на американском и европейском рынках легковых автомобилей. В США и европейских странах продолжается рост продаж японских и корейских легковых автомобилей, главное преимущество которых заключается в их высокой надежности и экономичности. Североамериканские потребители предпочитают отечественным автомобилям более дешевые и топливосберегающие автомобили из Японии и Европы. На 42% выросли продажи Toyota. За ними следует Nissan Motor Co. – ее продажи в США по итогам февраля 2011 г. выросли на 32%. Объем продаж Honda вырос на 22% по итогам отчетного периода. Что касается американских автомобильных компаний Ford и Chrysler Group, то их продажи выросли на 14% и 13% соответственно[42].

Основным перспективным  центром развития мирового автомобилестроения сейчас рассматриваются страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Их значимость можно увидеть в следующих цифрах: если в развитых странах продажи к 2016 г. вырастут не более чем на 10%, то в этих странах объемы рынка увеличатся в несколько раз[10].

Китай еще больше усилит свои позиции на мировом автомобильном рынке. Уже сейчас экспорт китайских автомобилей (преимущественно в страны Ближнего и Среднего Востока и Европы) неуклонно растет, а ряд китайских компаний разрабатывает продукцию, специально предназначенную для рынков США и стран ЕС.

Происходят значительные изменения в структуре промышленного производства мирового автомобильного рынка. В частности, осуществляется постепенный переход от крупносерийного выпуска одной или нескольких моделей к мелкосерийному выпуску более широкого ассортимента. Это выражается через изменение в сторону увеличения ряда моделей на автомобильном рынке,  снижение производства распространенных моделей и увеличение выпуска новых. Большую часть рынка будут занимать небольшие, легкие в управлении малобюджетные автомобили – вследствие растущего на них спроса. В то же время останется рыночная ниша и для высококачественных автомобилей премиум-класса.

Информация о работе Мировая автомобильная промышленность и ее послекризисное развитие