Мировая автомобильная промышленность и ее послекризисное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ современного состояния мировой автомобильной промышленности на примере крупных концернов выявление особенностей их внутренней политики в период финансового кризиса 2008-2009 гг, а также тенденций и перспектив развития данной отрасли. Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- обосновать значимость автомобилестроения для национальных экономик разных стран;
- выявить особенности организации производства;
- рассмотреть ведущих производителей автомобилей среди мировых ТНК и отдельных стран;
- изучить причины мирового автомобильного кризиса;

Содержание

Введение стр.3
1. Особенности развития автомобилестроения в мировой экономике.
1.1 Теоретические аспекты развития рынка мировой автомобильной промышленности стр.5
1.2 Кризис автомобилестроения как часть финансового кризиса 2008-2009 гг. стр.13
2. Анализ деятельности предприятий автомобильной промышленности в мировой экономике.
2.1 Особенности развития мирового автомобилестроения в период кризиса 2008-2009 гг. стр.15
2.2 Современное состояние и тенденции развития автомобильной промышленности стр.23
Заключение стр.28
Список использованной литературы стр.30

Работа состоит из  1 файл

Мировая автомобильная промышленность и ее послекризисное развитие.doc

— 396.50 Кб (Скачать документ)

Важнейшей особенностью мирового автомобильного рынка является наличие высочайшей конкуренции  цен и качества выпускаемых автомобилей. Ниже перечислены десять ведущих автомобильных корпораций мира с учетом объема производства по состоянию на 2010 г. [13] (Приложение №1):

Компания

Объемы производства

(млн шт.)

1.

Toyota

8,557

2.

General Motors

8,476

3.

Volkswagen

7,341

4.

Hyundai

5,765

5.

Ford

4,988

6.

Nissan

3,982

7.

Honda

3,643

8.

PSA

3,606

9.

Suzuki

2,893

10.

Renault

2,716


 

Существуют некоторые  сложности в определении общего объема продаж. Компании используют данные своих аффилированных компаний, чтобы «приписать» себе большее количество проданных машин. Toyota включает результаты по своим дочерним компаниям Daihatsu и Hino и их продажи в Японии. GM в свою очередь прибавляет к своим цифрам 450 тыс. авто Wuling, собранных на китайском сборочном производстве, в котором GM принадлежит 34%[5].

По результатам 2011 года General Motors вновь стал самым крупным автопроизводителем в мире. GM заявил, что объем продаж в прошлом году составил 9,03 млн автомобилей[38].

Крупнейший японский автопроизводитель Toyota, который в 2008 году прервал 77-летнюю "монополию" GM на первенство, из-за природных катаклизмов занял третье место. Вторым же на данный момент является немецкий концерн Volkswagen[37].

Размещение стран в  зависимости от объема продаж автомобилей имеет свои особенности (Приложение №2). До 2005 г. США были лидером в мировом автомобильном производстве. В 1929 г. перед Великой Депрессией в мире насчитывалось 32,028,500 автомобилей, и американская автомобильная промышленность произвела более чем 90% из них[3]. В 2006 г. Япония резко обогнала США в производстве и держалась на первом месте до 2009 г., после чего Китай стал единоличным лидером, производя 18,4 миллионов единиц автомобильной продукции в год и почти вдвое превышая по объемам производства Японию (9,4 миллионов единиц) и США (8,6 миллионов единиц)[13].

В то время как основные мировые рынки переживают застой, вперед выходят развивающиеся страны, такие как Корея, Китай, Индия, Мексика. Американский, европейский и японский рынки, у которых, в общей сложности, 80% мировой реализации автомобилей, постепенно снижают темпы роста.

В настоящее же время, в условиях глобализации, жесточайшей конкуренции  и постоянного роста расходов на научные разработки, многие автопроизводители вынуждены организовывать союзы. Череда мировых кризисов, первым из которых был нефтяной 70-х годов прошлого века, заставила автобизнес искать пути спасения в слияниях и взаимной покупке акций.

В соответствии с общепринятыми  за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур [1]. Тип слияний, которые осуществляются в автомобильной промышленности, можно охарактеризовать как горизонтальный, так как объединяются предприятия, производящие один и тот же продукт.

Причинами таких альянсов обычно становится стремление к экономии и увеличению своего влияния на целевых рынках, а также для совместного производства новых моделей автомобилей.

Одним из известных примеров является концерн Fiat, который включает в себя такие брэнды, как Alfa Romeo, Ferrari, Maserati и Lancia. Формально некоторые из этих компаний управляются независимо, но их прибыль от продаж поступает на счет итальянской автокомпании. Более того Fiat владеет 35 % акций Chrysler и фактически контролирует такие марки, как Dodge и Jeep[7].

В США дела обстоят схожим образом. Ford успешно взаимодействует с Mazda и поэтому успешно удерживает 5-е место в мире по объемам  производства. General Motors, который сильно пострадал из-кризиса 2008 года, сейчас владеет марками Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, немецким Opel, австралийскими Holden и Vauxhall. И в то же время GM не смог сохранить полную самостоятельность: в начале 2012 г. он подписал соглашение о сотрудничестве по выпуску комплектующих и новых моделей с Peugeot—Citroen[39].

Но настоящим гигантом в области слияний и поглощений является немецкий концерн Volkswagen. Он владеет Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Scania, MAN и  частично Porsche. И тут даже имеет место цепочка из трех составляющих: Audi владеет Lamborghini, а Volkswagen в свою очередь владеет Audi.

 

1.2. Кризис автомобилестроения как часть финансового кризиса 2008-2009 гг.

 

Мировой финансовый кризис – это устойчивый финансовый кризис стран, которые входят в глобальную финансовую систему, основанную на доминировании американской финансовой системы над другими системами[40].

Ипотечный кризис на рынке США в 2007-2008 гг, стал толчком к началу мирового финансового кризиса. Высокие цены на нефть и как следствие, снижение спроса на определенные товары (в том числе автомобили). После падения потребительского спроса последовало сокращение производства и рост безработицы во многих экономиках мира. Рекордные цены на нефть достигнув своего максимума, после резко пошли вниз и упали больше, чем в 3 раза. Это резкое изменение цены на энергоносители стало одним из основных причин мирового финансового кризиса 2008 г.

Перепроизводство и  потребительский бум, сменившийся  ростом цен и резким падением спроса. Перегрев фондового рынка и рост числа виртуальных финансовых инструментов, не имеющих под собой реальной основы. Зависимость мировой экономики от одной резервной валюты - доллара. Низкие ставки по кредитам и перегрев кредитного рынка. В совокупности эти причины дополняют картину и являются взаимосвязанными причинами мирового финансового кризиса 2009 г.

Кризис автомобильной  промышленности 2008–2010 гг. был частью глобального финансового спада. Главной особенностью автомобильного кризиса является то, что он носит не локальный, а глобальный характер. Кризис затронул европейских и азиатских производителей автомобилей, но, прежде всего его почувствовали в американской автомобильной промышленности.

Из-за недостатка наличности банки перестали кредитовать реальный сектор экономики и потребителей. Одной из первых пострадавших отраслей стала автомобильная промышленность. Крупнейшие мировые банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей.  Производители стали сокращать свое производство. Американская "Большая тройка" (Ford, Chrysler, GM) обратилось к правительству за помощью. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии. Начался спад автомобильного производства в большинстве стран Европы, Японии, США, России.

Ужесточение экологических  требований и дестабилизация на финансовых рынках, изменения в потребительских  предпочтениях и проблемы с ликвидностью – все эти факторы привели  к существенным изменениям на мировом  рынке автомобилестроения.

Автомобильная промышленность была также  ослаблена существенным увеличением  цен на автомобильное топливо, связанным  с энергетическими кризисами  в 2003-2008 гг. Снизился спрос на крупные  внедорожники и пикапы, которые отличаются очень высоким расходом топлива. А именно на них делали свою прибыль крупнейшие американские автопроизводители, представители так называемой "Большой тройки": General Motors, Ford и Chrysler. С гораздо меньшим количеством топливосберегающих моделей, запущенных в производство этими компаниями, объем продаж стал постепенно снижаться[12].

Автомобильные компании из Азии, Европы, Северной Америки начали в срочном  порядке осуществлять свои маркетинговые  стратегии, чтобы привлечь потребителей. Более подробно о них будет  сказано в следующей главе.

 

Глава 2. Анализ деятельности предприятий автомобильной промышленности в мировой экономике.

2.1. Особенности развития мирового автомобилестроения в период кризиса 2008-2009 гг.

Очень серьезными стали  для автопроизводителей последствия мирового финансового кризиса. Он усилил спад потребительского спроса и вынудил крупнейшие автомобильные компании закрывать свои заводы. Как уже было сказано, во всем мире большая часть автомобилей приобреталась в кредит. И банки, столкнувшись с недостатком денег, перестали кредитовать автомобильные покупки, тем самым непосредственным образом повлияв на снижение спроса со стороны населения.

В 2008 г. продажи легковых автомобилей на душу населения в США впервые за последние 50 лет достигли самой низкой отметки.

Американский автопроизводитель General Motors оформил процедуру банкротства. Концерн подал в суд Южного федерального округа Нью-Йорка соответствующий  иск с требованием предоставить концерну защиту от кредиторов по 11-й  статье Кодекса США о банкротстве. GM был также намерен разделиться на «старую» и «новую» компании, в первую из которых вошли убыточные подразделения и закрывшиеся заводы. Во вторую были включены все жизнеспособные активы, включая наиболее ценные для фирмы марки Chevrolet и Cadillac[8].

В «новом GM» около 60% акций получило американское правительство. Помимо этого, правительство Канады тоже предоставило GM финансовую помощь, выделив 9,5 миллиарда долларов и получив взамен 12% акций компании. Вторым по величине акционером «нового General Motors» стал Объединенный профсоюз работников автопромышленности США (UAW), которому досталось около 17,5% акций. Оставшиеся акции стали принадлежать крупнейшим кредиторам концерна, которые согласились списать 27-миллиардный долг в обмен на эти ценные бумаги.

Кроме того, процедура формального  банкротства и создания «нового» автопроизводителя ознаменовала сокращение 21 тысячи рабочих мест, закрытие 40% всех дилерских центров в США и  остановку конвейера на 12-14 американских предприятиях.

Ford оформил продажу своей дочерней компании Volvo, на содержание которой у концерна не было средств.  До этого Ford продал несколько компаний по производству автомобилей класса люкс, в частности Aston Martin[6].

Chrysler для сокращения расходов подписал соглашение о стратегическом партнерстве с итальянским Fiat.  По нему итальянцы получили 35% акций Chrysler в обмен на доступ к технологиям по производству более экономичных машин[7].

Падение продаж затронуло все мировые  рынки. Европа, которая в последнее  время была больше обеспокоена введением новых правил Еврокомиссии по сокращению средней величины выбросов, также в полной мере  ощутила всю серьезность мирового кризиса. 

Три автогиганта, Opel, Daimler, Ford, сообщили о сокращении объемов производства в Германии[9]. Необходимость выпускать меньшее количество автомобилей руководители автогигантов объяснили сложившейся финансовой ситуацией. Opel, являющийся европейским подразделением американской General Motors, полностью остановил свои заводы в Айзенахе и Бохуме на несколько недель. Немецкое подразделение компании Ford объявило о сокращении производства и увольнении 204 сотрудников, работавших по временным контрактам на заводе в Западной Германии. Daimler также прекратил производство на своем крупнейшем заводе в Зиндельфингене.

Производитель Reanult заявил о 20% сокращении своего производства и в 2009 г. уволил около 5500 работников, занятых на производстве. В Европе продажи сократились на 4%, в мире – на 7%. Тем не менее Reanult была одна из немногих компаний, которая за  небольшой промежуток времени смогла вернуть потери в прибыли[15].

20 ноября 2008 г. французский автомобильный производитель Peugeot-Citroen предсказал, что объемы продаж упадут по крайней мере на 10% в 2009 г. В результате чего компанией было запланировано сократить 2,700 рабочих мест. 11 февраля 2009 г., PSA объявил, что сократит 11,000 рабочих мест по всему миру, однако это сокращение не коснулось Франции[16].

16 декабря 2008 г. Fiat объявил, что временно закроет заводы в Италии на месяц. Однако, 20 февраля 2009 г., реагируя на действия итальянского правительства, стимулирующие автомобильный сектор, Fiat объявил о приостановке закрытия фабрик. Компания предполагала, что ее продажи в Европе упадут на 14 процентов в 2009 г.[17]

20 января 2009 г. компания объявила, что заключила соглашение на получение 35% акций автомобильного концерна Chrysler [18]. 35%-ая доля в Chrysler позволила бы американской компании воспользоваться топливосберегающими технологиями Fiat, а также дала доступ к торговым точкам концерна в Европе, в то время как Fiat также получит доступ к рынку Chrysler в США, где ожидалось, что небольшие модели, такие как Fiat Grande Punto, могут вполне успешно продаваться.

Испанский автопроизводитель SEAT сократил производство на заводе Марторелла на 5% в октябре 2008, из-за падения объема продаж. Это коснулось 750 сотрудников предприятия и продолжалось до июля 2009[19].

В Соединенном Королевстве Jaguar Land Rover, ныне принадлежащий Tata Motors, взял ссуду в размере $1.5 миллиардов от правительства, чтобы справиться с кредитным кризисом[20].

Информация о работе Мировая автомобильная промышленность и ее послекризисное развитие