Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ современного состояния мировой автомобильной промышленности на примере крупных концернов выявление особенностей их внутренней политики в период финансового кризиса 2008-2009 гг, а также тенденций и перспектив развития данной отрасли. Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- обосновать значимость автомобилестроения для национальных экономик разных стран;
- выявить особенности организации производства;
- рассмотреть ведущих производителей автомобилей среди мировых ТНК и отдельных стран;
- изучить причины мирового автомобильного кризиса;
Введение стр.3
1. Особенности развития автомобилестроения в мировой экономике.
1.1 Теоретические аспекты развития рынка мировой автомобильной промышленности стр.5
1.2 Кризис автомобилестроения как часть финансового кризиса 2008-2009 гг. стр.13
2. Анализ деятельности предприятий автомобильной промышленности в мировой экономике.
2.1 Особенности развития мирового автомобилестроения в период кризиса 2008-2009 гг. стр.15
2.2 Современное состояние и тенденции развития автомобильной промышленности стр.23
Заключение стр.28
Список использованной литературы стр.30
Важнейшей особенностью мирового автомобильного рынка является наличие высочайшей конкуренции цен и качества выпускаемых автомобилей. Ниже перечислены десять ведущих автомобильных корпораций мира с учетом объема производства по состоянию на 2010 г. [13] (Приложение №1):
№ |
Компания |
Объемы производства (млн шт.) |
1. |
Toyota |
8,557 |
2. |
General Motors |
8,476 |
3. |
Volkswagen |
7,341 |
4. |
Hyundai |
5,765 |
5. |
Ford |
4,988 |
6. |
Nissan |
3,982 |
7. |
Honda |
3,643 |
8. |
PSA |
3,606 |
9. |
Suzuki |
2,893 |
10. |
Renault |
2,716 |
Существуют некоторые сложности в определении общего объема продаж. Компании используют данные своих аффилированных компаний, чтобы «приписать» себе большее количество проданных машин. Toyota включает результаты по своим дочерним компаниям Daihatsu и Hino и их продажи в Японии. GM в свою очередь прибавляет к своим цифрам 450 тыс. авто Wuling, собранных на китайском сборочном производстве, в котором GM принадлежит 34%[5].
По результатам 2011 года General Motors вновь стал самым крупным автопроизводителем в мире. GM заявил, что объем продаж в прошлом году составил 9,03 млн автомобилей[38].
Крупнейший японский автопроизводитель Toyota, который в 2008 году прервал 77-летнюю "монополию" GM на первенство, из-за природных катаклизмов занял третье место. Вторым же на данный момент является немецкий концерн Volkswagen[37].
Размещение стран в зависимости от объема продаж автомобилей имеет свои особенности (Приложение №2). До 2005 г. США были лидером в мировом автомобильном производстве. В 1929 г. перед Великой Депрессией в мире насчитывалось 32,028,500 автомобилей, и американская автомобильная промышленность произвела более чем 90% из них[3]. В 2006 г. Япония резко обогнала США в производстве и держалась на первом месте до 2009 г., после чего Китай стал единоличным лидером, производя 18,4 миллионов единиц автомобильной продукции в год и почти вдвое превышая по объемам производства Японию (9,4 миллионов единиц) и США (8,6 миллионов единиц)[13].
В то время как основные мировые рынки переживают застой, вперед выходят развивающиеся страны, такие как Корея, Китай, Индия, Мексика. Американский, европейский и японский рынки, у которых, в общей сложности, 80% мировой реализации автомобилей, постепенно снижают темпы роста.
В настоящее же время, в условиях глобализации, жесточайшей конкуренции и постоянного роста расходов на научные разработки, многие автопроизводители вынуждены организовывать союзы. Череда мировых кризисов, первым из которых был нефтяной 70-х годов прошлого века, заставила автобизнес искать пути спасения в слияниях и взаимной покупке акций.
В соответствии с общепринятыми
за рубежом подходами под слиянием
подразумевается любое
Причинами таких альянсов обычно становится
стремление к экономии и увеличению
своего влияния на целевых рынках,
а также для совместного
Одним из известных примеров является концерн Fiat, который включает в себя такие брэнды, как Alfa Romeo, Ferrari, Maserati и Lancia. Формально некоторые из этих компаний управляются независимо, но их прибыль от продаж поступает на счет итальянской автокомпании. Более того Fiat владеет 35 % акций Chrysler и фактически контролирует такие марки, как Dodge и Jeep[7].
В США дела обстоят схожим образом. Ford успешно взаимодействует с Mazda и поэтому успешно удерживает 5-е место в мире по объемам производства. General Motors, который сильно пострадал из-кризиса 2008 года, сейчас владеет марками Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, немецким Opel, австралийскими Holden и Vauxhall. И в то же время GM не смог сохранить полную самостоятельность: в начале 2012 г. он подписал соглашение о сотрудничестве по выпуску комплектующих и новых моделей с Peugeot—Citroen[39].
Но настоящим гигантом в области слияний и поглощений является немецкий концерн Volkswagen. Он владеет Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Scania, MAN и частично Porsche. И тут даже имеет место цепочка из трех составляющих: Audi владеет Lamborghini, а Volkswagen в свою очередь владеет Audi.
1.2. Кризис автомобилестроения как часть финансового кризиса 2008-2009 гг.
Мировой финансовый кризис – это устойчивый финансовый кризис стран, которые входят в глобальную финансовую систему, основанную на доминировании американской финансовой системы над другими системами[40].
Ипотечный кризис на рынке США в 2007-2008 гг, стал толчком к началу мирового финансового кризиса. Высокие цены на нефть и как следствие, снижение спроса на определенные товары (в том числе автомобили). После падения потребительского спроса последовало сокращение производства и рост безработицы во многих экономиках мира. Рекордные цены на нефть достигнув своего максимума, после резко пошли вниз и упали больше, чем в 3 раза. Это резкое изменение цены на энергоносители стало одним из основных причин мирового финансового кризиса 2008 г.
Перепроизводство и потребительский бум, сменившийся ростом цен и резким падением спроса. Перегрев фондового рынка и рост числа виртуальных финансовых инструментов, не имеющих под собой реальной основы. Зависимость мировой экономики от одной резервной валюты - доллара. Низкие ставки по кредитам и перегрев кредитного рынка. В совокупности эти причины дополняют картину и являются взаимосвязанными причинами мирового финансового кризиса 2009 г.
Кризис автомобильной промышленности 2008–2010 гг. был частью глобального финансового спада. Главной особенностью автомобильного кризиса является то, что он носит не локальный, а глобальный характер. Кризис затронул европейских и азиатских производителей автомобилей, но, прежде всего его почувствовали в американской автомобильной промышленности.
Из-за недостатка наличности банки перестали кредитовать реальный сектор экономики и потребителей. Одной из первых пострадавших отраслей стала автомобильная промышленность. Крупнейшие мировые банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Производители стали сокращать свое производство. Американская "Большая тройка" (Ford, Chrysler, GM) обратилось к правительству за помощью. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии. Начался спад автомобильного производства в большинстве стран Европы, Японии, США, России.
Ужесточение экологических требований и дестабилизация на финансовых рынках, изменения в потребительских предпочтениях и проблемы с ликвидностью – все эти факторы привели к существенным изменениям на мировом рынке автомобилестроения.
Автомобильная промышленность была также ослаблена существенным увеличением цен на автомобильное топливо, связанным с энергетическими кризисами в 2003-2008 гг. Снизился спрос на крупные внедорожники и пикапы, которые отличаются очень высоким расходом топлива. А именно на них делали свою прибыль крупнейшие американские автопроизводители, представители так называемой "Большой тройки": General Motors, Ford и Chrysler. С гораздо меньшим количеством топливосберегающих моделей, запущенных в производство этими компаниями, объем продаж стал постепенно снижаться[12].
Автомобильные компании из Азии, Европы, Северной Америки начали в срочном порядке осуществлять свои маркетинговые стратегии, чтобы привлечь потребителей. Более подробно о них будет сказано в следующей главе.
Глава 2. Анализ деятельности предприятий автомобильной промышленности в мировой экономике.
2.1. Особенности развития мирового автомобилестроения в период кризиса 2008-2009 гг.
Очень серьезными стали для автопроизводителей последствия мирового финансового кризиса. Он усилил спад потребительского спроса и вынудил крупнейшие автомобильные компании закрывать свои заводы. Как уже было сказано, во всем мире большая часть автомобилей приобреталась в кредит. И банки, столкнувшись с недостатком денег, перестали кредитовать автомобильные покупки, тем самым непосредственным образом повлияв на снижение спроса со стороны населения.
В 2008 г. продажи легковых автомобилей на душу населения в США впервые за последние 50 лет достигли самой низкой отметки.
Американский автопроизводитель General Motors оформил процедуру банкротства. Концерн подал в суд Южного федерального округа Нью-Йорка соответствующий иск с требованием предоставить концерну защиту от кредиторов по 11-й статье Кодекса США о банкротстве. GM был также намерен разделиться на «старую» и «новую» компании, в первую из которых вошли убыточные подразделения и закрывшиеся заводы. Во вторую были включены все жизнеспособные активы, включая наиболее ценные для фирмы марки Chevrolet и Cadillac[8].
В «новом GM» около 60% акций получило американское правительство. Помимо этого, правительство Канады тоже предоставило GM финансовую помощь, выделив 9,5 миллиарда долларов и получив взамен 12% акций компании. Вторым по величине акционером «нового General Motors» стал Объединенный профсоюз работников автопромышленности США (UAW), которому досталось около 17,5% акций. Оставшиеся акции стали принадлежать крупнейшим кредиторам концерна, которые согласились списать 27-миллиардный долг в обмен на эти ценные бумаги.
Кроме того, процедура формального банкротства и создания «нового» автопроизводителя ознаменовала сокращение 21 тысячи рабочих мест, закрытие 40% всех дилерских центров в США и остановку конвейера на 12-14 американских предприятиях.
Ford оформил продажу своей дочерней компании Volvo, на содержание которой у концерна не было средств. До этого Ford продал несколько компаний по производству автомобилей класса люкс, в частности Aston Martin[6].
Chrysler для сокращения расходов подписал соглашение о стратегическом партнерстве с итальянским Fiat. По нему итальянцы получили 35% акций Chrysler в обмен на доступ к технологиям по производству более экономичных машин[7].
Падение продаж затронуло все мировые рынки. Европа, которая в последнее время была больше обеспокоена введением новых правил Еврокомиссии по сокращению средней величины выбросов, также в полной мере ощутила всю серьезность мирового кризиса.
Три автогиганта, Opel, Daimler, Ford, сообщили о сокращении объемов производства в Германии[9]. Необходимость выпускать меньшее количество автомобилей руководители автогигантов объяснили сложившейся финансовой ситуацией. Opel, являющийся европейским подразделением американской General Motors, полностью остановил свои заводы в Айзенахе и Бохуме на несколько недель. Немецкое подразделение компании Ford объявило о сокращении производства и увольнении 204 сотрудников, работавших по временным контрактам на заводе в Западной Германии. Daimler также прекратил производство на своем крупнейшем заводе в Зиндельфингене.
Производитель Reanult заявил о 20% сокращении своего производства и в 2009 г. уволил около 5500 работников, занятых на производстве. В Европе продажи сократились на 4%, в мире – на 7%. Тем не менее Reanult была одна из немногих компаний, которая за небольшой промежуток времени смогла вернуть потери в прибыли[15].
20 ноября 2008 г. французский автомобильный производитель Peugeot-Citroen предсказал, что объемы продаж упадут по крайней мере на 10% в 2009 г. В результате чего компанией было запланировано сократить 2,700 рабочих мест. 11 февраля 2009 г., PSA объявил, что сократит 11,000 рабочих мест по всему миру, однако это сокращение не коснулось Франции[16].
16 декабря 2008 г. Fiat объявил, что временно закроет заводы в Италии на месяц. Однако, 20 февраля 2009 г., реагируя на действия итальянского правительства, стимулирующие автомобильный сектор, Fiat объявил о приостановке закрытия фабрик. Компания предполагала, что ее продажи в Европе упадут на 14 процентов в 2009 г.[17]
20 января 2009 г. компания объявила, что заключила соглашение на получение 35% акций автомобильного концерна Chrysler [18]. 35%-ая доля в Chrysler позволила бы американской компании воспользоваться топливосберегающими технологиями Fiat, а также дала доступ к торговым точкам концерна в Европе, в то время как Fiat также получит доступ к рынку Chrysler в США, где ожидалось, что небольшие модели, такие как Fiat Grande Punto, могут вполне успешно продаваться.
Испанский автопроизводитель SEAT сократил производство на заводе Марторелла на 5% в октябре 2008, из-за падения объема продаж. Это коснулось 750 сотрудников предприятия и продолжалось до июля 2009[19].
В Соединенном Королевстве Jaguar Land Rover, ныне принадлежащий Tata Motors, взял ссуду в размере $1.5 миллиардов от правительства, чтобы справиться с кредитным кризисом[20].
Информация о работе Мировая автомобильная промышленность и ее послекризисное развитие