Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:35, дипломная работа
Выбранная тема выпускной квалификационной работы весьма актуальна в настоящее время в связи со сложившейся экономической ситуацией, как в России, так и во всем мире.
Кризис, начавшийся с финансовых потрясений в США, стал к концу 2008г. общемировым и сегодня осуществляет проверку на прочность экономических моделей, которые сложились в различных странах в последние 10 лет. И Россию кризис не обошел стороной. Упали темпы роста экономики, тысячи людей попали под сокращение, пострадали автомобильная, металлургическая, горнодобывающая отрасли, строительство, растут цены на нефть. Сегодня государство бросает все силы на реализацию антикризисной программы, спасение национальной экономики и восстановления делового роста.
Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Подъёмы и спады уровней экономической активности, следующие один за другим, принято называть экономическим (деловым) циклом.
Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, как сглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания для сглаживания этих циклов, чтобы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику. Ученые уже на протяжении нескольких веков не могут выяснить точных причин возникновения циклов. В настоящее время существуют лишь теории возникновения экономических циклов, с которыми соглашаются или предоставляют свою точку зрения другие экономисты. Однако этот вопрос остается открытым и по сегодняшний день.
Главной целью данного исследования является анализ экономического кризиса, начавшегося в 2008 году и продолжающегося сегодня.
При этом предметом является рассмотрение отдельных вопросов в рамках проявления мирового экономического кризиса.
Прежде всего, это теоретическая часть, включающая в себя понятие кризиса, его функции и экономические циклы.
Вторая часть является практической, в которой рассмотрены особенности современного экономического кризиса, причины его возникновения и влияние на экономики разных стран, в том числе и на российскую.
Третья часть посвящена прогнозу развития мировых экономик на основе прогноза Н.Д.Кондратьева.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу экономического кризиса;
2. Проанализировать нынешнюю ситуацию в мире в условиях экономического кризиса;
3.Найти пути преодоления экономических кризисов и определить перспективы дальнейшего развития.
Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение и список литературы.
При написании работы были использованы труды таких экономистов как Д.Китчин, А.В.Коротаев , С.В.Цирель, В. Мау ,У.К. Митчелл ,Жака Сапира и других; большое количество российской периодической литературы, в том числе такие журналы: «Вопросы экономика», «Рынок ценных бумаг», а также материалы печатных и интернет версий российских газет, таких как «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ».
Второй урок: необходимость радикально сократить инфляцию, сделать все от нас зависящее для предотвращения стагфляции после кризиса. Для этого в принципиальном плане нужно продумать, как изменить социальную систему в России таким образом, чтобы она не стимулировала инфляционный рост.
Современный кризис и вызванное им значительное снижение цен на нефть, газ, сырье и материалы еще раз ткнули нас носом в стену, чтобы мы наконец-то задумались о диверсификации российской экономики. Так что третий кризисный урок — необходимость незамедлительно приступить к разработке стратегических планов реальной диверсификации производства, конкретных путей развития отраслей по глубокой переработке сырья и производству готовой продукции. И если по инновационным отраслям, в том числе по производству регионального самолета, по развитию офшорного программирования, по активизации прикладных исследований и разработок по нано- технологиям и другим важнейшим направлениям развития науки и техники, определенная работа проводится и вектор здесь, безусловно, положительный, то по развитию обрабатывающих отраслей, нацеленных на глубокую переработку уникальных природных ресурсов России и на производство на этой основе готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, — еще почти ничего не сделано.
Четвертый урок нынешнего кризиса — необходимо не просто разработать в новых условиях действенную программу быстрого и всестороннего укрепления банковской системы России, но и начать активно претворять ее в жизнь.
Пятый урок, извлекаемый из кризиса, — необходимо быть очень осторожными с наращиванием зарубежных долгов и при наличии в своем государстве достаточно больших финансовых резервов замещать зарубежные долги собственными заемными средствами на более выгодных экономических условиях, а значит, и с большим эффектом.
Теперь о шестом уроке. Одна из слабостей денежно-кредитной системы России заключается в переоценке рубля по отношению к валютам других стран, в том числе к доллару.
Паритет покупательной способности той или иной валюты рассчитывается по отношению к доллару США и отношение паритета покупательной способности к соответствующему валютному курсу США, естественно, принимается за 100%.
Например, современный ППС рубля равен примерно 19, то есть за один доллар по структуре валового внутреннего продукта можно купить сейчас столько же товаров, сколько за 19 рублей. А валютный курс сегодня — около 28 рублей. Таким образом, соотношение ППС к валютному курсу составляет около 70%. А когда доллар котировался в 23,5 рубля, этот коэффициент был равен примерно 75%. Россия, с уровнем экономического развития в 3 раза ниже, чем США, имеет отношение ППС к рыночному курсу в размере 55—60%, а, например, Китай, при уровне экономического развития 6 тыс. долл., должен иметь это отношение в 40%, а Индия, при 3 тыс. долл. на душу населения, — к примеру, 30%. Россия с 70—75-процентным показателем, характеризуется явно переоцененным рублем. Он был переоценен даже в больших размерах, чем накануне дефолта 1998 года. Тогда 1 доллар стоил 6 рублей 20 копеек, и до 2008 года курс доллара при 23,5 рубля за доллар вырос в 3,8 раза (при курсе 28 руб. за доллар рост составил 4,5 раза), а индекс инфляции за это время увеличился примерно в 7 раз.
Понятно, что переоценка рубля объяснима огромным притоком валютных ресурсов в нашу страну при попытке сдерживать рублевую массу для борьбы с инфляцией, и из-за этого, несмотря на галопирующую инфляцию в 10—15% в год, курс рубля по отношению к другим валютам, прежде всего к доллару, систематически укреплялся.
Из-за серьезной переоценки рубля нам придется при снижении цен на нефть и сокращении притока валютной выручки в страну пойти на значительное ослабление рубля по отношению к доллару, евро, иене. А такое ослабление может вызвать тенденцию долларизации страны, частичный отказ от рубля из-за его обесценивания в расчетах и привести к другим нежелательным явлениям. К тому же, если пытаться сдерживать такое обесценивание рубля, — придется затратить большие суммы золотовалютных резервов, что мы и наблюдали в сентябре—ноябре 2008 года, — на эти цели ушло не менее 50 млрд долл.
Центральный банк справедливо пытается сделать уменьшение валютного курса рубля более плавным. В результате эта слабость переоценки рубля обходится нам отнюдь недешево и к тому же может привести к нежелательным социальным явлениям. Отсюда вывод и очередной урок — в кризисе надо по возможности следовать тенденциям рынка. Опасно переоценивать свою валюту. Это снижает конкурентоспособность страны, уменьшает прибыльность и стимулы для экспорта, прежде всего для экспорта готовой и инновационной продукции. Урок — необходимо постепенно, осторожно привести рубль к рыночному валютному курсу и не допускать в перспективе сильных перекосов.
И наконец, последний урок, связанный с несовершенством государственного регулирования финансово-экономических отношений. Несовершенство государственного регулирования касается как мировой финансово-экономической системы в целом, так и государственного регулирования в отдельных странах, в том числе в России.
В той или иной форме кризисные явления, по-видимому, неизбежны в нашем сложном мире. Но все согласны с тем, что столь глубокий глобальный финансовый кризис, переросший в кризис экономический и социальный, в рецессию общественного производства во многих странах, можно было бы предотвратить или, во всяком случае, намного смягчить при более эффективном международном и государственном регулировании финансовой системы. Уже ипотечный кризис, поразивший США, Великобританию и ряд других стран, который стал «спусковым механизмом» глобального финансового кризиса, был связан с недостаточно жестким законодательством об обеспечении ипотеки, во многом с бесконтрольным обращением различных ценных бумаг на основе закладных, с непрозрачностью этого финансового рынка, с ослаблением требований к заемщикам, с отсутствием обязательных процедур оценки и предотвращения рисков и др.
Последовавшие за этим развал межбанковского рынка и кризис ликвидности также во многом были связаны с недостатками регулирования межбанковского рынка и с отсутствием обязательных процедур оценки риска необоснованного снижения ликвидности и осуществления обязательных мер по предотвращению или смягчению подобной ситуации.
Глобальный
кризис финансового рынка в
Эти производные финансовые инструменты практически бесконтрольны, нетранспарентны и регулируются крайне слабо. Особенно широкое распространение такая практика получила в крупных финансовых центрах, в первую очередь в Нью-Йорке и Лондоне, где острота финансового кризиса оказалась наивысшей.
Вместе с тем, финансовый рынок развитых стран существует многие десятилетия, прошел через целую гряду экономических и финансовых кризисов. Его регулирование все время совершенствовалось и видоизменялось, причем наиболее фундаментальные изменения вносились именно в кризисные периоды, как это было в США во время Великой депрессии 1929—1933 годов. Именно тогда были заложены основы современной финансовой системы США. Но с того времени масштаб экономики и финансов увеличился во много раз. Появились новые финансовые инструменты, развились тенденции глобализации финансовых рынков, а основы государственного регулирования остались прежними, и прежде всего в США.
Проанализировав основные слабости российской экономики и на их основе определив основные пути преодоления, Правительство должно осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:
Публичные
обязательства государства
Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо "нефтяного" роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства.
Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.
Правительство
и Центральный Банк будут реализовывать
ответственную
В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2010 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более, чем на четверть, по сравнению с 2009 годом, планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.
Глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.
Информация о работе Мировой Экономический кризис: истоки и пути преодоления