Мировой рынок рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание

Трудовая миграция является частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Междунар

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие международного рынка рабочей силы………………..……..5
1.1 Структура и сущность мирового рынка рабочей силы………………….….5
1.2 Виды международной трудовой миграции……………………………….....8
1.3 Миграционная политика государства…………………………………..……9
Глава 2. Политика регулирования миграции рабочей силы в Российской Федерации………………………………………………………………………..17
2.1 Тенденции развития и основные направления трудовой миграции…..….17
2.2 Причины миграции населения…………………………………………...…22
2.3 Миграционная политика Российской Федерации……………………...….26
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 136.09 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования Тюменской области

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

«МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

 

Кафедра экономики и мирохозяйственных  связей

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«МИКРОЭКОНОМИКА. МАКРОЭКОНОМИКА»

на тему: «МИРОВОЙ РЫНОК  РАБОЧЕЙ СИЛЫ»

 

 

 

 

 

                                                              Выполнила:

                                                                        студентка 1 курса

                                                                          специальности МЭ

                                                                   Соколова Г. А.

                                                            Проверил:

                                                                         ст. преподаватель

                                                                      Феоктистов Д. В. 

 

г. Тюмень, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Понятие международного рынка рабочей силы………………..……..5

1.1 Структура и сущность мирового рынка рабочей силы………………….….5

1.2 Виды международной трудовой миграции……………………………….....8

1.3 Миграционная политика государства…………………………………..……9

Глава 2. Политика регулирования миграции рабочей силы в Российской Федерации………………………………………………………………………..17

2.1 Тенденции развития и основные направления трудовой миграции…..….17

2.2 Причины миграции населения…………………………………………...…22

2.3 Миграционная политика  Российской Федерации……………………...….26

Заключение…………………………………………………………………...…..30

Список использованных источников……………………………….…………..33

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трудовая миграция является частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.

Международный рынок рабочей силы – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема курсовой работы актуальна потому, что массовая международная миграция и мировой рынок труда оказывают заметное влияние на весь ход процесса воспроизводства, не только на количественные, но и на качественные характеристики рабочей силы.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим  рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы. Длительное пребывание иностранцев  отражается на темпах экономического роста, состоянии платежного баланса, внутриполитическом положении, приросте населения, тенденциях развития национальных культур, межгосударственных отношениях.

Ежегодное перемещение через  границы России миллионов соотечественников  и граждан стран ближнего и  дальнего зарубежья создает существенные трудности для страны, обостряет  ситуацию на рынке труда, требует  дополнительных расходов на социальные цели. Формирование эффективной и  обоснованной государственной миграционной политики стало одной из национальных задач России.

Целью работы является разработка рекомендаций по государственному регулированию  международной трудовой миграции населения  РФ.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • Изучена структура мирового рынка рабочей силы
  • Рассмотрена миграционная политика государства
  • Изучены виды международной миграции
  • Выявлены основные причины миграции населения
  • Определены основные направления трудовой миграции

Объект исследования –  международный рынок рабочей  силы.  
Предмет исследования – миграционная политика Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

             1.1 Структура и сущность мирового рынка рабочей силы

 

Мировой рынок рабочей  силы – перемещение (миграция) трудовых ресурсов  из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустройства  на более выгодных условиях, чем  в своей стране. Различают экономические  и неэкономические причины миграции рабочей силы. К первой относятся: безработица и национальные различия в уровнях оплаты труда. Вторая связана  с политическими, национальными, религиозными, расовыми, семейными и иными факторами. Мигрантами считаются лица, находящиеся  в стране въезда для того, чтобы  найти работу на срок, превышающий  один год. В последнее время увеличивается  число нелегальных мигрантов, т.е. лиц, въезжающих в страну нелегально, или въезжающих в нее легально (туристы, по приглашению и т.п.), а  потом и нелегально трудоустраивающихся.

Функционально – организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости. [6,с.158]

На рынке труда встречаются  продавец и покупатель, как при  любой сделке купли – продажи. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к  труду), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует  закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и  предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих  мест составу приходящих на рынок  труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и  неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный  труд, способствует созданию жесткой  взаимосвязи между вкладом каждого  и полученным конкретным результатом.

На рынке труда реализуется  возможность:

- свободного выбора профессии,  отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями  (уровень оплаты труда, возможности  реализации творческих замыслов  и т.д.);

- найма и увольнения  при соблюдении норм трудового  законодательства, защищающего интересы  граждан в плане гарантий занятости,  условий труда, его оплаты;

- независимой и вместе  с тем экономически поощряемой  миграции трудовых ресурсов между  регионами, отраслям и профессионально  квалифицированными группами, которой  обычно сопутствует улучшение  условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению  рынков высококачественного жилья,  потребительских товаров культурных  и духовных ценностей;

- свободного движения  заработной платы и других  доходов при сохранении приоритета  квалификации и образования, соблюдении  установленного законом гарантированного  минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком  определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических  и организационных преобразований. [7, с.201] Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила - товар особого  рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как  правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных  возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.[1, c.57]

Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

 

1.2 Виды международной трудовой миграции

 

Чтобы разобраться в структуре  международного миграционного оборота, необходимо установить виды трудовой миграции, классификация которых  может проводиться в зависимости  от различных критериев. Наиболее признанными  из них являются следующие:

1. По продолжительности  - временная, возвратная (сезонная) и  постоянная, безвозвратная (т. е.  выезд на постоянное место  жительства в другую страну);

2. По социальному составу  - неквалифицированные рабочие, средний  технический и сервисный персонал, студенты (в период каникул), специалисты,  деятели науки, культуры и спорта, предприниматели);

3. По характеру - прямая  и косвенная (внутрифирменная  в рамках ТНК);

4. По форме трудового  соглашения - индивидуальная и коллективная);

5. По типу статуса в  принимающей стране - ассимиляционная  (с последующим предоставлением  вида на жительство, а затем  и гражданства/подданства) и неассимиляционная.

Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся - мигрантов составляют малоквалифицированные  рабочие, занятые на производстве и  в сельском хозяйстве. Вместе с тем  постоянно возрастает поток мигрирующих  специалистов, т. е. рабочей силы высокой  квалификации, занятой на престижных и высокооплачиваемых должностях в  структурах ТНК. Кроме того, с каждым годом усиливается мобильность  женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений.

С возрастанием объемов миграционных потоков в международных экономических  отношениях их воздействие на экономику  принимающих и направляющих государств становится все более ощутимым.

 

1.3 Миграционная политика

 

 

На современном этапе  мировое сообщество переходит к  координации усилий многих стран  по разрешению острых ситуаций и коллективному  регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические  организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять  остроту в сфере международной  миграции населения и нормализовать  миграционные потоки. [1, с.118]

Международная миграция населения  и трудовых ресурсов возникает при  наличии определенного контраста  в уровнях экономического и социального  развития и темпах естественного  демографического прироста стран, принимающих  и отдающих рабочую силу.

Вместе с тем мировая  практика свидетельствует, что подобная трудовая миграция обеспечивает несомненные  преимущества странам, как принимающим  рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение  и острых социально-экономических  проблем.

Ныне к положительным  последствиям трудовой миграции специалисты  относят:

1. смягчение условий безработицы;

2. появление для страны-экспортера  рабочей силы дополнительного  источника валютного дохода в  форме поступлений от эмигрантов;

3. приобретение ими знаний  и опыта. По возвращении домой  они, как правило, пополняют  ряды среднего класса, вкладывая  заработанные средства в собственное  дело, создавая дополнительные рабочие  места. 

Информация о работе Мировой рынок рабочей силы