Мировой рынок рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание

Трудовая миграция является частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Междунар

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие международного рынка рабочей силы………………..……..5
1.1 Структура и сущность мирового рынка рабочей силы………………….….5
1.2 Виды международной трудовой миграции……………………………….....8
1.3 Миграционная политика государства…………………………………..……9
Глава 2. Политика регулирования миграции рабочей силы в Российской Федерации………………………………………………………………………..17
2.1 Тенденции развития и основные направления трудовой миграции…..….17
2.2 Причины миграции населения…………………………………………...…22
2.3 Миграционная политика Российской Федерации……………………...….26
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 136.09 Кб (Скачать документ)

Среди негативных последствий  трудовой миграции следует назвать:

1. тенденции роста потребления  заработанных за границей средств; 

2. желание скрыть получаемые  доходы;

3. «утечку умов»; 

4. понижение квалификации  работающих мигрантов. [7, c.220]

Не случайно, поэтому в  последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных  последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в  результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. В этой сфере особенно очевидны неэффективность  жестких, директивных мер и, напротив, необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Так, мировым сообществом  признано целесообразным и необходимым  условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и  для мигрантов, чьи права за рубежом  существенно расширяются. [11, с.384] Если страна - импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны - экспортера рабочей силы прежде всего входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан - мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной цены, наличие  трудового сертификата, обладание  профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Понятно, что известная  избирательность миграционной политики стран-импортеров может выражаться также в предоставлении льгот  отдельным категориям мигрантов  с целью их привлечения в страну: как правило, приоритетным правом получения  разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть  свое дело в стране пребывания.

С другой стороны, среди целей  иммиграционной политики находится  и защита национального рынка  труда от неконтролируемого притока  иностранной рабочей силы. Для  этого используются меры, направленные на ограничение иммиграции и сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.

Кроме того, страны - импортеры  рабочей силы реализуют и государственные  программы стимулирования репатриации  официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические  стимулы (предоставление материальной помощи, получение возможности приобретения профессии и т. п.). [7, c.224]

Согласно определению  Международной организации труда (МОТ), цели эмиграционной политики стран - экспортеров состоят в  том, что эмиграция рабочей силы должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся - эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно - импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий  жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессии и образования. [11, с.393]

На современном этапе  международную миграцию трудовых ресурсов характеризуют активизация и  рост влияния стран-экспортеров  рабочей силы, использующих различные  подходы к достижению целей эмиграции:

1. Методы и средства  защиты интересов государства-экспортера  путем регулирования масштабов  эмиграции и качественного состава  эмигрантов, выезжающих за пределы  страны. (Большинство государств  демонстрируют своей эмиграционной  политикой уважение прав своих  граждан на свободное перемещение,  а некоторые - проводят политику  сдерживания эмиграции, особенно  в отношении высококвалифицированных  специалистов и при неблагоприятной  демографической ситуации.);

2. Методы использования  эмиграции в целях обеспечения  ресурсами экономики страны путем  привлечения валютных средств  трудящихся-мигрантов. (С этой целью  в национальных банках открывают  эмигрантам валютные счета под  более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия  использования своих валютных  средств для приобретения товаров  и производственного оборудования, а ряд государств прямо обязывает  трудящихся-эмигрантов переводить  в свою страну значительную  долю полученной за границей  заработной платы.); [3, с.49]

3. Методы и средства  по защите прав трудящихся-эмигрантов  путем использования двусторонних  соглашений и контрактной формы  найма рабочей силы для работы  за границей, которая призвана  обеспечить определенные экономические  и социальные гарантии, а также  путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных  должностных лиц в целях контроля  за выполнением условий международных  соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в  стране пребывания мигрантов  и соблюдения их основных прав;

4. Меры, способствующие сочетанию,  как защиты государственных интересов,  так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. (Одним из инструментов реализации  данной задачи служит введение  порядка обязательного государственного  лицензирования деятельности по  найму граждан для работы за  границей. Цель лицензирования - наделение  правом посредничества при трудоустройстве  за границей только тех организаций,  которые обладают достаточными  знаниями, опытом работы, располагают  надежными международными связями  и способны нести материальную  и юридическую ответственность  за результаты своей деятельности.);

5.  Меры, направленные  на взаимную защиту интересов  стран-экспортеров и стран —  импортеров трудовых ресурсов. Речь  идет, в частности, о проведении  политики сдерживания масштабов  миграции, нелегальных перемещений,  стимулирования возвращения мигрантов  на родину.[3, с.50]

Государство проводит политику регулирования миграции рабочей  силы. Политика регулирования импорта  преследует две основные цели:

1. Защита национального  рынка труда от стихийного  потока трудящихся - мигрантов, так  как он обостряет проблему  занятости.

2. Обеспечение рационального  использования иностранных работников, то есть применение их труда  именно в тех областях, которые  не могут быть обеспечены за  счет внутренних трудовых ресурсов.

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так  и отрицательные последствия  для стран - реципиентов. К положительным  последствиям можно отнести следующие:

1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или  тяжелым трудом, на которые не  претендуют граждане принимающей  страны.

2. Расширение внутреннего  рынка принимающей страны за  счет спроса на товары и  услуги, предъявляемого иностранными  рабочими.

3. Снижение налоговой  нагрузки на государственный  бюджет. Трудовые мигранты не  только не требуют, социальных  пособий, но, уплачивая налоги  и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую  нагрузку на коренное население.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как  правило, относят следующие:

1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового  контракта, но они не ходят  возвращаться на родину, надеясь  опять найти работу в принимающей  стране.

2. Рост социальной напряженности  в связи с ростом нелегальной  иммиграции.

В настоящее время в  странах - импортерах рабочей силы сложилась  система мер государственного регулирования  иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а  также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

В межправительственных соглашениях  о найме иностранной рабочей  силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.

Иммиграционные службы стран  контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов  в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых  им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

Первым этапом регулирования  миграционных процессов можно считать  организацию вербовки иностранных  рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.

Международные соглашения могут  быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются  определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).[7, с. 78]

Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства, занимающиеся вопросами  труда (например, в Швейцарии - Федеральное  ведомство промышленности, ремесел  и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное  управление по делам иностранных  специалистов).

Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор  кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов - мигрантов  условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны. [7, c.80]

В основном ограничения принимающих  стран не распространяются на следующие  категории работников:

1. Работники, претендующие  на малооплачиваемую работу, работу  с тяжелыми и вредными условиями  труда, не престижную и малоквалифицированную  работу.

2. Специалисты быстроразвивающихся  и приоритетных сфер экономической  деятельности.

3. Представители редких  профессий (огранщики алмазов,  реставраторы картин и старинных  рукописей, врачи, практикующие  нетрадиционные методы лечения).

4. Специалисты высшей  квалификации и представители  свободных профессий (выдающиеся  ученые, музыканты).

5. Руководящий персонал  фирм и их подразделений, а  также предприниматели, которые  переносят свою деятельность  в принимающую страну и создают  новые рабочие места.

Количество нелегальных  иммигрантов пополняется не только за счет людей, нелегально въехавших  в страну. Серьезной проблемой  для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих  на родину после истечения срока  контракта (т.е. репатриация). Нежелание  возвращаться на родину объясняется  наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране.

В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации.

Так, например, во Франции  и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного  увольнения иностранных рабочих, а  также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты  турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через  полгода после их возвращения  на родину. Однако эти меры не привели  к существенному снижению численности  иностранцев.[10, с.112]

Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально  помощи репатриантам и об ограничении  сроков пребывания иностранных рабочих  в стране. Однако эти предложения  официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного  закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране.

Кроме программ, стимулирующих  репатриацию путем выплаты определенных денежных сумм, страны - импортеры рабочей  силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику  их родных стран.  Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках разработанной программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации.

Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных  рабочих, является установленная в  некоторых европейских странах  плата за наем иностранных рабочих, которая постепенно повышается. Однако, несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую.

Информация о работе Мировой рынок рабочей силы