Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Трудовая миграция является частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Междунар
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие международного рынка рабочей силы………………..……..5
1.1 Структура и сущность мирового рынка рабочей силы………………….….5
1.2 Виды международной трудовой миграции……………………………….....8
1.3 Миграционная политика государства…………………………………..……9
Глава 2. Политика регулирования миграции рабочей силы в Российской Федерации………………………………………………………………………..17
2.1 Тенденции развития и основные направления трудовой миграции…..….17
2.2 Причины миграции населения…………………………………………...…22
2.3 Миграционная политика Российской Федерации……………………...….26
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Список использованных источников……
Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:
1. тенденции роста потребления
заработанных за границей
2. желание скрыть получаемые доходы;
3. «утечку умов»;
4. понижение квалификации работающих мигрантов. [7, c.220]
Не случайно, поэтому в
последнее время довольно широко
в интересах нейтрализации
Так, мировым сообществом
признано целесообразным и необходимым
условием придерживаться определенных
правовых норм и стандартов, закрепленных
в документах международных организаций.
Ратифицируя международные
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной цены, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Понятно, что известная избирательность миграционной политики стран-импортеров может выражаться также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну: как правило, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть свое дело в стране пребывания.
С другой стороны, среди целей иммиграционной политики находится и защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для этого используются меры, направленные на ограничение иммиграции и сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.
Кроме того, страны - импортеры
рабочей силы реализуют и государственные
программы стимулирования репатриации
официально зарегистрированных иностранцев,
в которых преобладают
Согласно определению
Международной организации
На современном этапе международную миграцию трудовых ресурсов характеризуют активизация и рост влияния стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные подходы к достижению целей эмиграции:
1. Методы и средства
защиты интересов государства-
2. Методы использования
эмиграции в целях обеспечения
ресурсами экономики страны
3. Методы и средства
по защите прав трудящихся-
4. Меры, способствующие сочетанию,
как защиты государственных
5. Меры, направленные
на взаимную защиту интересов
стран-экспортеров и стран —
импортеров трудовых ресурсов. Речь
идет, в частности, о проведении
политики сдерживания
Государство проводит политику регулирования миграции рабочей силы. Политика регулирования импорта преследует две основные цели:
1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся - мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.
2. Обеспечение рационального
использования иностранных
Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран - реципиентов. К положительным последствиям можно отнести следующие:
1. Занятость рабочих мест,
связанных с непрестижным или
тяжелым трудом, на которые не
претендуют граждане
2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.
3. Снижение налоговой
нагрузки на государственный
бюджет. Трудовые мигранты не
только не требуют, социальных
пособий, но, уплачивая налоги
и другие обязательные взносы,
снижают относительную
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:
1. Рост нелегальной миграции,
особенно за счет работников,
у которых истек срок
2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.
В настоящее время в странах - импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.
В межправительственных соглашениях
о найме иностранной рабочей
силы оговариваются условия
Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.
Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.
Международные соглашения могут
быть двусторонними и
Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов).
Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов - мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны. [7, c.80]
В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:
1. Работники, претендующие
на малооплачиваемую работу, работу
с тяжелыми и вредными
2. Специалисты
3. Представители редких
профессий (огранщики алмазов,
реставраторы картин и
4. Специалисты высшей
квалификации и представители
свободных профессий (
5. Руководящий персонал
фирм и их подразделений, а
также предприниматели,
Количество нелегальных
иммигрантов пополняется не только
за счет людей, нелегально въехавших
в страну. Серьезной проблемой
для принимающих стран является
возвращение иностранных
В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации.
Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев.[10, с.112]
Аналогичные меры пыталось
принять правительство
Кроме программ, стимулирующих
репатриацию путем выплаты
Одним из средств, направленных
на ограничение численности