Мировой рынок рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание

Трудовая миграция является частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Междунар

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие международного рынка рабочей силы………………..……..5
1.1 Структура и сущность мирового рынка рабочей силы………………….….5
1.2 Виды международной трудовой миграции……………………………….....8
1.3 Миграционная политика государства…………………………………..……9
Глава 2. Политика регулирования миграции рабочей силы в Российской Федерации………………………………………………………………………..17
2.1 Тенденции развития и основные направления трудовой миграции…..….17
2.2 Причины миграции населения…………………………………………...…22
2.3 Миграционная политика Российской Федерации……………………...….26
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 136.09 Кб (Скачать документ)

Примерно треть россиян  говорят о том, что у них за рубежом есть родные или знакомые, уехавшие из России. Таковы данные опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в 44 субъектах Федерации в 2007 году. При этом 14% опрошенных сами хотели бы уехать на постоянное место жительства в другую страну. Из них 3% сейчас предпринимают для этого активные действия. [15, c. 8]

С учетом соотечественников, уезжающих по модели «скрытой эмиграции», за последние пять лет Россию покинули в целом не менее 440 тысяч человек. Расчет проведен с включением предварительных данных по текущему году и с учетом тенденции по количеству потенциальных эмигрантов из числа уехавших по трудовым, учебным визам и приобретателей зарубежной недвижимости (когда ещё нет заявлений об изменении гражданства или вида на жительство, но возвращаться в Россию не планируют).

Таким образом, основным мотивом  эмиграции трудового населения  в наиболее развитые страны является поиск высокооплачиваемой работы (и  работы как таковой), а также мотив  самореализации, в поисках лучшей жизни.

 

2.3 Миграционная политика Российской Федерации

 

Основными целями Государственной  миграционной политики Российской Федерации  является преодоление негативных последствий  миграционных процессов, регулирование  миграционных потоков, создание условий  для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение баланса  прав и законных интересов коренного  населения, мигрантов и лиц, ищущих убежище на территории России.

В России уже сложилась  правовая база регулирования миграционных процессов, в основе которой - Конституция Российской Федерации, законы и законодательные акты, определяющие порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Поскольку Россия в международной  миграции является одновременно принимающей  и поставляющей трудовые ресурсы  стороной, российская миграционная политика ориентируется на реализацию многоцелевых направлений.

Эмиграционная политика в  России на сегодняшний день проводится довольно слабо. Граждане РФ имеют право  на свободу перемещения и беспрепятственный выезд за пределы станы. Основной проблемой, стимулирующей эмиграцию, была и остается сложная ситуация на рынке труда и различия в размере заработной платы. Так, в сравнении со средней заработной платой в США, средний доход в России меньше чем в 6-7 раз (см. таб. 2.3).

Таблица 2.3

Средняя минимальная заработная плата в России и США (в долларах США)

Год

Россия

США

2001

111

1092

2002

139

1177

2003

179

1490

2004

234

1880

2005

302

2086


Источник: [17]

В области импорта рабочей силы наиболее значимыми мерами, проводимыми на сегодняшний день, являются:

1) обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран, пресечение незаконной миграции; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции;

Сегодня рынок иммигрантов  в России представлен в основном низко- квалифицированной рабочей  силой, поступающей из стран ближнего зарубежья (см. таб. 2.4), и занимающей значительную долю в сфере строительства и торговли (см. рис. 2.1).

 

 

Таблица 2.4

Год

Мигранты  высокой квалификации

Мигранты средней квалификации

Мигранты низкой квалификации

2006

8,5%

33%

58,5%

2008

10,2%

35,8%

54%

2010

11%

34%

55%


Из данных таб. 2.4 следует, что квалификация мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья оценивается как низкая. Учитывая высокий образовательный уровень и квалификацию встречного потока россиян, выезжающих из страны, обмен складывается не в пользу России – страна теряет высококвалифицированные ресурсы, а получает рабочую силу средней и низкой квалификации.

      Рисунок 2.1

Рис. 2.1. Сферы занятости  иммигрантов в России

Рисунок 2.1 показывает, что  основная масса мигрантов занята в сфере строительства и торговли. Такие высокие показатели также  свидетельствуют о низкой квалификации прибывающих в Россию мигрантов.

Большую часть из них составляют незаконные мигранты (по данным статистики в России проживают 5,5 млн. мигрантов, из них 3,5 млн. занимаются незаконной трудовой деятельностью).

2) обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

3) количественное квотирование; установление максимального количества иммигрантов.

В условиях роста безработицы  актуальной задачей становится защита права российских граждан на приоритетное трудоустройство. В целях обеспечения  реализации указанного права в РФ устанавливаются квоты на привлечение  иностранной рабочей силы, а также  максимально допустимая доля используемых работодателями трудящихся-мигрантов, которая определяется по видам экономической  деятельности.

Квота на выдачу иностранным  гражданам разрешений на работу может  устанавливаться по субъектам РФ профессиям, странам происхождения  иностранных работников и иным критериям, устанавливаемым Правительством РФ.

Разрешение на временное  проживание выдается иностранному гражданину сроком на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Таким  образом, иностранные граждане, получившие в рамках установленной квоты  разрешение на временное проживание, должны получать также разрешение на работу, выдаваемое органами миграционной службы в пределах квоты на выдачу разрешений на работу сроком не более, чем на один год.

На 2009 год Правительством РФ были установлены квоты на выдачу иностранным гражданам около 4 млн. разрешений на работу и более 1 250 тыс. приглашений на въезд из «визовых»  стран. Поскольку при определении  указанных величин учитывалась  норма, предусматривающая резерв в  размере 30 процентов установленной квоты, заявленная работодателями потребность составляла около 70 процентов утвержденной величины.

Российская Федерация  нуждается в эффективных методах  по регулированию миграции рабочей  силы. Опираясь на опыт зарубежных стран, можно привести несколько рекомендаций. В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание необходимо уделить:

1.  Улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы;

2. Установлению запрета иммигрантам торговать на рынках и работать продавцами в торговой сети;

Однако установление данного  запрета может привести не только к положительным – предоставлению свободных мест отечественным работникам, но и отрицательным последствиям – увеличению уровня безработицы среди мигрантов и повышению уровня преступности. Чтобы преодолеть отрицательные последствия, необходимо провести меры по адаптации мигрантов, предоставить им возможность обучения на востребованные в России специальности.

3. Увеличению суммы штрафов работодателям за незаконное использование труда нелегальных мигрантов;

4. Обеспечению защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся - мигрантов из других стран;

Для внедрения данной меры необходимо выделение средств из госбюджета для проведения и контроля депортации нелегальных мигрантов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое  и демографическое развитие практически  всех регионов России и стран зарубежья. Это один из самых сложных демографических  процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

Миграция рабочей силы представляет собой переселение  трудоспособного населения из одних  государств в другие сроком более, чем  на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Она ведет  к выравниванию уровней оплаты труда  в различных странах.

Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся - мигрантов составляют малоквалифицированные  рабочие, занятые на производстве и  в сельском хозяйстве. Вместе с тем  постоянно возрастает поток мигрирующих  специалистов, т. е. рабочей силы высокой  квалификации, занятой на престижных и высокооплачиваемых должностях в  структурах ТНК. Кроме того, с каждым годом усиливается мобильность  женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений.

Страны-экспортеры и страны-импортеры  трудовых ресурсов, международные организации  по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Международная организация  труда является уникальной среди  всемирных организаций в том  отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями  правительств.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим  рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально - экономические проблемы.

Сегодня прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны - экспортера рабочей силы дополнительного источника  валютного дохода в форме поступлений  от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении  домой они, как правило, пополняют  ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести  тенденции роста потребления  заработанных за границей средств, желание  скрыть получаемые доходы, «утечку мозгов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации отрицательных  последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в  результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию  в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В  этой области особенно очевидны неэффективность  жестких, директивных мер и необходимость  косвенных, координирующих воздействий  со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная база эмиграции  и иммиграции трудовых ресурсов, разработана  федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения  и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

В работе сформулированы следующие  рекомендации по регулированию рынка рабочей силы:

1.  Способствовать улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы;

2. Установить запрет иммигрантам  торговать на рынках и работать  продавцами в торговой сети;

3. Увеличить сумму штрафов работодателям за незаконное использование труда нелегальных мигрантов;

4. Обеспечить защиту национальной экономики от избыточного притока трудящихся - мигрантов из других стран;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М., 1998.- 328с.
  2. Аганбегян А.Г., Баграновский К.А., Гранберг A.Г. Система моделей народнохозяйственного планирования. – М.: Мысль, 2002.- 417с.
  3. Андреев. А. Л., Трудовая миграция в наше время//Отечественные записки. - № 4.- 2002.-  с. 16-18.
  4. Балацкий Е. Н. Государственное регулирование экспорта рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения. 2004.-  148с.
  5. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1998.- 223с.
  6. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы // МЭМО, 2005.- 218с.
  7. Вишневская Н. Рынок труда - проблемы и решения // МЭ и МО. 1995.- 284с.
  8. Гимпельсон В. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда) // Вопросы экономики. – 1997.- 465с.
  9. Ентяков В. Внешняя трудовая миграция: состояние и перспективы // Человек и труд. – 1998.- 409с.
  10. Киреев А.П. Международная экономика. - Ч.I. Учебное пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 1997.- 187с.
  11. Международная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. Сидоровича А. В.- М.: Дело и Сервис, 1998. – 272с.
  12. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 455с.
  13. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Рофе. - М.: Изд-во «МИК», 2002. – 160 с.
  14. Фомичев В.И. Международная торговля. - М.: ИНФРА-М, 1998.- 383с.
  15. Шкрылев Д., Миграция из России// Новая газета. - №46.- 2008. – с.7-10
  16. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист,1999.- 259с.
  17. Официальный сайт//antropotok.archipelag.ru
  18. Официальный сайт//demoscope.ru
  19. Официальный сайт//gks.ru
  20. Официальный сайт//vestnik.fa.ru

Информация о работе Мировой рынок рабочей силы