Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Трудовая миграция является частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Междунар
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие международного рынка рабочей силы………………..……..5
1.1 Структура и сущность мирового рынка рабочей силы………………….….5
1.2 Виды международной трудовой миграции……………………………….....8
1.3 Миграционная политика государства…………………………………..……9
Глава 2. Политика регулирования миграции рабочей силы в Российской Федерации………………………………………………………………………..17
2.1 Тенденции развития и основные направления трудовой миграции…..….17
2.2 Причины миграции населения…………………………………………...…22
2.3 Миграционная политика Российской Федерации……………………...….26
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Список использованных источников……
Примерно треть россиян говорят о том, что у них за рубежом есть родные или знакомые, уехавшие из России. Таковы данные опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в 44 субъектах Федерации в 2007 году. При этом 14% опрошенных сами хотели бы уехать на постоянное место жительства в другую страну. Из них 3% сейчас предпринимают для этого активные действия. [15, c. 8]
С учетом соотечественников, уезжающих по модели «скрытой эмиграции», за последние пять лет Россию покинули в целом не менее 440 тысяч человек. Расчет проведен с включением предварительных данных по текущему году и с учетом тенденции по количеству потенциальных эмигрантов из числа уехавших по трудовым, учебным визам и приобретателей зарубежной недвижимости (когда ещё нет заявлений об изменении гражданства или вида на жительство, но возвращаться в Россию не планируют).
Таким образом, основным мотивом эмиграции трудового населения в наиболее развитые страны является поиск высокооплачиваемой работы (и работы как таковой), а также мотив самореализации, в поисках лучшей жизни.
2.3 Миграционная политика Российской Федерации
Основными целями Государственной
миграционной политики Российской Федерации
является преодоление негативных последствий
миграционных процессов, регулирование
миграционных потоков, создание условий
для беспрепятственной
В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, в основе которой - Конституция Российской Федерации, законы и законодательные акты, определяющие порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.
Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и поставляющей трудовые ресурсы стороной, российская миграционная политика ориентируется на реализацию многоцелевых направлений.
Эмиграционная политика в России на сегодняшний день проводится довольно слабо. Граждане РФ имеют право на свободу перемещения и беспрепятственный выезд за пределы станы. Основной проблемой, стимулирующей эмиграцию, была и остается сложная ситуация на рынке труда и различия в размере заработной платы. Так, в сравнении со средней заработной платой в США, средний доход в России меньше чем в 6-7 раз (см. таб. 2.3).
Таблица 2.3
Средняя минимальная заработная плата в России и США (в долларах США)
Год |
Россия |
США |
2001 |
111 |
1092 |
2002 |
139 |
1177 |
2003 |
179 |
1490 |
2004 |
234 |
1880 |
2005 |
302 |
2086 |
Источник: [17]
В области импорта рабочей силы наиболее значимыми мерами, проводимыми на сегодняшний день, являются:
1) обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран, пресечение незаконной миграции; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции;
Сегодня рынок иммигрантов в России представлен в основном низко- квалифицированной рабочей силой, поступающей из стран ближнего зарубежья (см. таб. 2.4), и занимающей значительную долю в сфере строительства и торговли (см. рис. 2.1).
Таблица 2.4
Год |
Мигранты высокой квалификации |
Мигранты средней квалификации |
Мигранты низкой квалификации |
2006 |
8,5% |
33% |
58,5% |
2008 |
10,2% |
35,8% |
54% |
2010 |
11% |
34% |
55% |
Из данных таб. 2.4 следует, что квалификация мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья оценивается как низкая. Учитывая высокий образовательный уровень и квалификацию встречного потока россиян, выезжающих из страны, обмен складывается не в пользу России – страна теряет высококвалифицированные ресурсы, а получает рабочую силу средней и низкой квалификации.
Рисунок 2.1
Рис. 2.1. Сферы занятости иммигрантов в России
Рисунок 2.1 показывает, что
основная масса мигрантов занята
в сфере строительства и
Большую часть из них составляют незаконные мигранты (по данным статистики в России проживают 5,5 млн. мигрантов, из них 3,5 млн. занимаются незаконной трудовой деятельностью).
2) обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.
3) количественное квотирование; установление максимального количества иммигрантов.
В условиях роста безработицы актуальной задачей становится защита права российских граждан на приоритетное трудоустройство. В целях обеспечения реализации указанного права в РФ устанавливаются квоты на привлечение иностранной рабочей силы, а также максимально допустимая доля используемых работодателями трудящихся-мигрантов, которая определяется по видам экономической деятельности.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу может устанавливаться по субъектам РФ профессиям, странам происхождения иностранных работников и иным критериям, устанавливаемым Правительством РФ.
Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину сроком на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Таким образом, иностранные граждане, получившие в рамках установленной квоты разрешение на временное проживание, должны получать также разрешение на работу, выдаваемое органами миграционной службы в пределах квоты на выдачу разрешений на работу сроком не более, чем на один год.
На 2009 год Правительством РФ были установлены квоты на выдачу иностранным гражданам около 4 млн. разрешений на работу и более 1 250 тыс. приглашений на въезд из «визовых» стран. Поскольку при определении указанных величин учитывалась норма, предусматривающая резерв в размере 30 процентов установленной квоты, заявленная работодателями потребность составляла около 70 процентов утвержденной величины.
Российская Федерация
нуждается в эффективных
1. Улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы;
2. Установлению запрета иммигрантам торговать на рынках и работать продавцами в торговой сети;
Однако установление данного
запрета может привести не только
к положительным –
3. Увеличению суммы штрафов работодателям за незаконное использование труда нелегальных мигрантов;
4. Обеспечению защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся - мигрантов из других стран;
Для внедрения данной меры необходимо выделение средств из госбюджета для проведения и контроля депортации нелегальных мигрантов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миграция оказывает
Миграция рабочей силы
представляет собой переселение
трудоспособного населения из одних
государств в другие сроком более, чем
на год, вызванное причинами
Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся - мигрантов составляют малоквалифицированные рабочие, занятые на производстве и в сельском хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает поток мигрирующих специалистов, т. е. рабочей силы высокой квалификации, занятой на престижных и высокооплачиваемых должностях в структурах ТНК. Кроме того, с каждым годом усиливается мобильность женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений.
Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Международная организация
труда является уникальной среди
всемирных организаций в том
отношении, что при разработке ее
политики представители трудящихся
и предпринимателей обладают равным
количеством голосов с
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально - экономические проблемы.
Сегодня прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны - экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку мозгов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.
Для нейтрализации отрицательных
последствий и усиления положительного
эффекта, получаемого страной в
результате трудовой миграции, используют
средства государственной политики.
Просчеты в выборе ориентиров миграционной
политики вызывают нежелательную реакцию
в виде роста нелегальной миграции
и последующей социальной активности
возвращающихся мигрантов и др. В
этой области особенно очевидны неэффективность
жестких, директивных мер и
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.
В работе сформулированы следующие рекомендации по регулированию рынка рабочей силы:
1. Способствовать улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы;
2. Установить запрет иммигрантам
торговать на рынках и
3. Увеличить сумму штрафов работодателям за незаконное использование труда нелегальных мигрантов;
4. Обеспечить защиту национальной экономики от избыточного притока трудящихся - мигрантов из других стран;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ