Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:30, реферат
Многообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого числа разнообразных моделей поведения компаний на рынке. Условно выделяют кооперированную и некооперированную олигополии.
При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение посредством сговора или каким-либо другим способом.
Глава 2. Модели кооперативного поведения: сговор и лидерство
2.1 Модель картеля
Многообразие форм поведения
олигополий и особенности их взаимоотношений
в конкретных рыночных ситуациях
предопределяют существование большого
числа разнообразных моделей
поведения компаний на рынке. Условно
выделяют кооперированную и
При кооперированной олигополии
фирмы согласуют взаимное поведение
посредством сговора или каким-
Модель картеля представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.
Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и получения ее участниками монопольно высокой прибыли путем сговора.
Картель предполагает соглашение по следующим аспектам:
Картели могут иметь как национальный (объединение предприятий одной страны), так и международный характер.
Вместе с тем не всем картелям удается добиться успеха.
На реальных олигопольных рынках существуют факторы, препятствующие образованию картеля.
Во-первых, значительное число продавцов и производителей продукции. Чем меньше фирм действует на рынке, тем им легче договориться. И наоборот, по мере расширения числа олигополистов возрастают издержки формирования картеля, увеличивается вероятность того, что одна или две фирмы не присоединятся к соглашению, а это снижает монопольную власть образуемого картеля.
Во-вторых, неоднородность выпускаемой продукции и несопоставимость издержек. Если фирмы выпускают однородную продукцию и их издержки идентичны, им легче принять соглашение об образовании картеля. Напротив, сильная дифференциация продукции и разница в издержках затрудняет выработку согласованных решений.
В-третьих, нестабильность и непредсказуемость спроса. Стабильность и предсказуемость спроса облегчают фирмам принятие картельного решения. Напротив, значительное и непрогнозируемое изменение объемов спроса дестабилизирует рыночную ситуацию и затрудняет переговоры.
В-четвертых, взаимоотношения
между участниками картеля. Чем
в более дружеских и
В-пятых, низкая эффективность действующего в стране антимонопольного законодательства. В условиях, когда картели являются незаконными, фирмы не могут заключать соглашения, а вынуждены вести секретные переговоры. Тем самым увеличивается риск присоединения к нему и вероятность неприсоединения к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума.
2.2 Модель ценового лидерства
Если фирмы не имеют возможности заключить соглашение на законных основаниях, но предпочитают сотрудничество, а не агрессивную конкуренцию, они могут координировать свою деятельность так, как если бы соглашение существовало.
Одной из форм подобной координации является ценовое лидерство. Преимущество ценового лидерства, в отличие от картелей, заключается в том, что, с одной стороны, данная форма не противоречит антимонопольному законодательству, а с другой — фирмы сохраняют полную независимость и свободу в своей производственной и сбытовой деятельности.
В данной модели одна из фирм отрасли получает признанный другими статус ценового лидера, который регулирует цену продукции, повышая или понижая ее, а все остальные фирмы следуют за ней. Подобный подход решает проблему поиска согласованной цены, поскольку устанавливается та цена, которую назначает лидер.
Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск первого шага обусловливает относительную жесткость цен в олигополистических отраслях и их незначительные колебания. Например, в США лидер сигаретной промышленности «Рейнольдс» в течение двадцати лет всего только шесть раз изменяла цены на продукцию отрасли. Весомой причиной для установления новой цены является изменение издержек на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производства, изменение налоговых ставок и т. д.).
Различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:
лидерство доминирующей фирмы;
лидерство барометрической фирмы.
Лидерство доминирующей фирмы возникает обычно в условиях, когда она контролирует значительную часть производства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений, а также когда уровень издержек на предприятиях фирмы является наименьшим в отрасли (за счет лучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированной рабочей силы и т.д.), а дифференциация продукции фирмы выделяет ее в глазах потребителей (за счет высокого качества, рекламы и т.д.).
Фирме-лидеру известна отраслевая кривая спроса и кривая предложения конкурентного окружения. Фирма назначает предпочитаемую ею цену в качестве текущей рыночной цены и позволяет конкурентам свободно торговать по этой цене.
Фирмы окружения
подстраиваются под стратегию лидера,
выбирая оптимальный объем
Лидерство барометрической фирмы предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не может навязывать свои цены другим. В этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером не потому, что она имеет наибольшую долю на рынке или наименьшие издержки, а в силу своей особой способности верно отслеживать изменения в рыночной ситуации (предстоящий рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары дополняющие или заменяющие). Поэтому другие компании отрасли воспринимают действия фирмы-лидера в качестве индикатора или барометра будущей конъюнктуры.
Вместе с тем отрасль может не сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии «подождем и увидим».
Привлекательность ценового лидерства заключается в его возможности устранять перегиб кривой спроса (модель ломаной кривой спроса). Фирма, являющаяся полным и признанным ценовым лидером, может быть уверена, что конкуренты последуют как за повышением, так и за понижением цен. Даже для барометрической фирмы, за которой конкуренты следуют не всегда, вероятность ликвидации ломаной кривой спроса очень высока.
Информация о работе Модели кооперативного поведения: сговор и лидерство