Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по регулированию газовой промышленности в экономике.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1) определить сущность монополии;
2) сформулировать ценообразование и издержки монополии;
3) выяснить каким образом фирмы получает монопольное положение на рынке Российской Федерации;
4) проанализировать роль ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России;
5) определить степень влияние государства на деятельность естественных монопольных предприятий на примере ОАО «Газпром»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА

1.1 Понятие, виды и причины существования монополии
1.2 Ценообразование и издержки монополии
1.3 Государственная антимонопольная политика Российской Федерации

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

2.1 Анализ роли ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России, ключевые проблемы и факторы их развития на современном этапе
2.2 Система государственного регулирования естественных монополий на примере ОАО «Газпром»
2.3 Анализ статистических данных «Газпрома»
2.4 Вывод и рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Работа.docx

— 97.47 Кб (Скачать документ)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Тюменская государственная академия

мировой экономики, управления и права

 

Кафедра экономики и

мирохозяйственных связей

 

Курсовая работа

По дисциплине Микроэкономика. Макроэкономика

на тему: «Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия»

 

 

Выполнила:  студентка 1 курса

специальности МЭ

А.В. Неверкович

Проверил:

Д.В.Феоктистов

 

 

Тюмень 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА

 

1.1 Понятие, виды и причины существования монополии

1.2 Ценообразование и издержки монополии

1.3 Государственная антимонопольная политика Российской Федерации

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

 

2.1 Анализ роли ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России, ключевые проблемы и факторы их развития на современном этапе

2.2 Система государственного регулирования естественных монополий на примере ОАО «Газпром»

2.3 Анализ статистических данных «Газпрома»

2.4 Вывод и рекомендации

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы монополизации хозяйственной жизни,  конкуренция на  товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

В современном мире на фоне развитых различных рынках принято говорить о совершенной конкуренции как о единственном инструменте для достижения роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии.

Данная тема курсовой работы особенно актуальна, поскольку отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, это вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов, но с другой стороны, существуют весомые аргументы и в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что позволяет им завоевать господствующее положение на рынке.

Главной проблемой монополии  является тот факт, что она существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по регулированию газовой промышленности в экономике.

Согласно цели были поставлены следующие задачи:

1) определить сущность  монополии;

2) сформулировать ценообразование и издержки монополии;

3) выяснить каким образом фирмы получает монопольное положение на рынке Российской Федерации;

4) проанализировать роль ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России;

5) определить степень  влияние государства на деятельность  естественных монопольных предприятий  на примере ОАО «Газпром»;

6) проанализировать статистические данные компании «Газпром»;

7) выводы и рекомендации по регулированию газовой промышленности в экономике.

Объект исследования: Методы монополизации рынка.

Предмет исследования: Антимонопольное регулирование газового рынка Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МОНОПОЛИЗАЦИИ  РЫНКА.

1.1 Понятие, виды и причины существования монополии

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, или фирмы. Это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), которые находятся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны [1,с.56].

Если обратить внимание на монополистические образования  в промышленном производстве, то это  отдельные крупные предприятия, или объединения предприятий, а также хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, т.к. оно позволяет  избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим лицам, учреждениям, организациям, а иногда и обществу свои личные интересы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются  в тех случаях, когда такое  ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное  явление в экономике, поскольку  они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной  властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств  того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли[2,с.137-151].

Объективной основой монополизма  является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, это позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого»[3,с.-437].

Вид монополий зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия  возникает вследствие  объективных  причин.  Она отражает  ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского  Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная  монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке[5,с.342-344].

В экономической литературе существует две точки зрения причины  появления и развития монополистических тенденций. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов – английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно». Она является логическим завершением стратегии предприятий. То есть можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли[6,с.201].

Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, можно сделать вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым [7,с.321-322].

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного  предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать «порядочным», поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы или производители выступают на рынке «единым фронтом», когда исчезает ценовая  конкурентная борьба и покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты.

Картель – это объединение  нескольких предприятий одной сферы  производства, участники которого сохраняют  собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого  в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Информация о работе Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия