Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по регулированию газовой промышленности в экономике.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1) определить сущность монополии;
2) сформулировать ценообразование и издержки монополии;
3) выяснить каким образом фирмы получает монопольное положение на рынке Российской Федерации;
4) проанализировать роль ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России;
5) определить степень влияние государства на деятельность естественных монопольных предприятий на примере ОАО «Газпром»;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА
1.1 Понятие, виды и причины существования монополии
1.2 Ценообразование и издержки монополии
1.3 Государственная антимонопольная политика Российской Федерации
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»
2.1 Анализ роли ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России, ключевые проблемы и факторы их развития на современном этапе
2.2 Система государственного регулирования естественных монополий на примере ОАО «Газпром»
2.3 Анализ статистических данных «Газпрома»
2.4 Вывод и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Существует специальный индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) характеризующий степень концентрации рынка и широко используемый в антимонопольной практике. Подсчитывается он следующим образом (см. ф. 1.3):
(1.3)
при i=1,2…n,
где Si - объём продаж, %
Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется правительственными органами регулирования экономики в качестве ориентира антимонопольной политики. Так, в США с 1982 г. IHH стал основным ориентиром при оценке допустимости разного рода слияния предприятий. Этот индекс используется для классификации слияний в три широких класса.
Если IHH < 1000 рынок оценивается как неконцентрированный и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.
При 1000 < IHH <1800 рынок считается умеренно концентрированным, но если IHH > 1400 его оценивают как «угрожающе немногочисленный». Это может вызвать дополнительную проверку допустимости слияния Департаментом юстиции [21,с.435-436.].
При IHH > 1800 рынок считается высококонцентрированным, или «немногочисленным». В этом случае действуют две нормы. Если в результате слияния IHH увеличивается на 50 пунктов, оно, как правило, разрешается. Если же после слияния IHH увеличивается более чем на 100 пунктов, оно запрещается. Рост IHH на 51-100 пунктов является основанием для дополнительного изучения допустимости слияния.
Рисунок.1.3 Равновесие монополиста.
На графике:
G - цена на основе предельных издержек;
F - регулируемая цена;
Е - монопольная цена[22,с.437].
В условиях монополии цена
устанавливается на слишком высоком
уровне. Положения равновесия максимальной
прибыли для монополиста
Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли, или же по другим причинам, может объявить монополию "общественно полезным предприятием" и установить контроль над ее ценами. Положение равновесия, лишающее монополию сверхприбыли, определяется точкой Р. Здесь Р и АС равны. При равновесии в условиях контроля в точке Р разница между ценой и предельными издержками меньше, чем в точке Е при отсутствии контроля; но в этом случае понижающихся издержек эта разница все же останется, если только государство не пустит в ход свои налоговые рычаги для покрытия дефицита, который возникает, если Р снизится до уровня МС в точке О. (см.рис.1.3).
Если же говорить о факторах, обуславливающих рыночное равновесие на рынке чистой монополии, то они следующие:
1) Монополия вступает в отношения только с покупателем своей продукции;
2) Вход в отрасль почти невозможен, устанавливаются материальный и искусственный барьеры (также в некоторых монополиях присутствует так называемый государственный барьер) Одним из действенных способов недопущения конкурентов в отрасль является резкое снижение цены на продукцию (в некоторых случаях монополист может позволить снижение цен ниже издержек производства (производство в убыток) для недопущения конкурента в отрасль);
3) Информация об этом рынке закрыта;
4) Главной особенностью является специфика ценообразования;
Так же данный вид рынка
зависит от эластичности спроса. Если
спрос на продукцию на рынке эластичен,
то при росте цены доходы сокращаются.
Если же спрос неэластичен, то при
росте цены растёт доход монополиста.
Поэтому монополии часто
1.3 Государственная антимонопольная политика в РФ
Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции [23,с.342-343].
Запреты на монополистическую
деятельность подразделяются на запреты,
направленные против соглашений, ограничивающих
конкуренцию, и запреты на злоупотребление
предприятиями своим
Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Для того, чтобы важность этого запрета стала полностью понятной нужно уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.
Монопольно высокая цена – это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.
Монопольно низкая цена – это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.
Этот запрет на установление монопольных цен, действует довольно стабильно, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и неучтённой наличности. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены [25,с.231-232].
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:
1)соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;
2)отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;
3)соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;
4)ценовые соглашения.
Наряду с запретами
на заключение вредных для конкуренции
соглашений и на злоупотребление
доминирующим положением для борьбы
с ограничением конкуренции применяется
контроль за экономической концентрацией.
Она возникает в результате создания,
реорганизации или слияния
Согласно закону "О
конкуренции и ограничении
Предварительно контролируются:
1)создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;
2)ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
1) лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
2) одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
3) лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.
В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия. [26,с.101-105]
При создании нового хозяйствующего
субъекта учредители освобождены от
предварительного контроля, однако они
должны уведомить антимонопольный
орган о создании предприятия
в 15-дневный срок после регистрации.
В случае, если создание новой фирмы
ведет к ограничению
Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.
В целом, можно сказать, что
контрольная деятельность антимонопольного
ведомства пока недостаточно эффективна.
Оно не привлекает отраслевые министерства
к проведению конкурентной политики
в отраслях, не имеет следственных
полномочий, ему трудно получать требуемые
сведения. Соглашение между ГАК и
Госналогслужбой об обмене информацией
и содействии друг другу практически
не выполняется. Суды не применяют статью
Уголовного кодекса, в соответствии
с которой виновный в установлении
монопольных ограничений
Важным для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию.
Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
Информация о работе Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия