Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по регулированию газовой промышленности в экономике.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1) определить сущность монополии;
2) сформулировать ценообразование и издержки монополии;
3) выяснить каким образом фирмы получает монопольное положение на рынке Российской Федерации;
4) проанализировать роль ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России;
5) определить степень влияние государства на деятельность естественных монопольных предприятий на примере ОАО «Газпром»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА

1.1 Понятие, виды и причины существования монополии
1.2 Ценообразование и издержки монополии
1.3 Государственная антимонопольная политика Российской Федерации

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

2.1 Анализ роли ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России, ключевые проблемы и факторы их развития на современном этапе
2.2 Система государственного регулирования естественных монополий на примере ОАО «Газпром»
2.3 Анализ статистических данных «Газпрома»
2.4 Вывод и рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Работа.docx

— 97.47 Кб (Скачать документ)

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн  — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль[8,с. 267-271].

В 60-х годах в США  и некоторых странах капитала появились и начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические  объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного  единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Это объясняется тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор [9,с.122].

Любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.

Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим  размером предприятий. Олигополия второго  вида – положение, когда есть несколько  продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок  монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар  определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.д. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Особый вид монополий  – международные монополии. Экономической  основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и  интернационализация хозяйственной  жизни.

Существуют две разновидности  международных монополий.

Первая – транснациональные  монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности.

Вторая разновидность  – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна.

Основные формы объединения:

а) учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна;

б) приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии;

в)непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре);

г)объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний».

Последнее осуществляется путем  обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо посредством  взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями  совместных компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования международных  трестов и концернов. Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее  место расположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны[10,с.325-327].

 

1.2 Ценообразование и издержки монополии

 

В этой части наглядно рассмотрим  традиционное ценообразование монополии, чтобы понять механизм регулирования монопольных цен. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена за единицу товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка (повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу) - сокращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Поэтому монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса[11,с.91-93].

По мере роста выпуска растут или неизменны предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, то монополист терпит убытки[12,с.98].

Пусть I - прибыль монополиста  ( I = TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества I = f (Q).

Условия максимизации прибыли:

1) Первое условие: MR = MC, где MR – предельная выручка, MR = ΔTR/ΔQ и MC – предельные издержки, MC = ΔTC/ΔQ;

2) Второе условие: ΔMR/ΔQ = ΔMC/ΔQ (см.рис.1.1).

Рисунок 1.1 Максимизация прибыли

Прибыль максимальна, если при  равенстве предельной выручки предельным издержкам, предельная выручка с  увеличением выпуска сокращается  в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной  конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии[13,с.261-262].

Найдем цену, которую установит  монополист, максимизирующий прибыль. Для этого покажем зависимость  предельной выручки от цены:

MR = Q*(ΔP/ΔQ) + P;

Полученное выражение можно переписать в виде:

MR = P (1+1/ Ed);

Ed - ценовая эластичность спроса. Из условия максимума прибыли следует, что цена монополиста и предельные издержки производства связаны зависимостью:

P = MC/(1+1/ Ed);

Поскольку Ed < -1 то спрос эластичен, цена монополиста всегда будет больше его предельных издержек.

Но это совсем не означает, что монополист не может нести убытков. Будет ли монополист иметь прибыль или нести убытки, зависит от соотношения максимальной готовности покупателей платить и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна (см.рис.1.2).

Рисунок 1.2 Убытки в условиях монополии

Основное различие между  рынком совершенной конкуренции  и рынком несовершенной конкуренции  состоит в том, что на первом фирмы  не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором – обладают. Монопольная  власть означает способность фирмы  влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью, называются ценопроизводителями или ценоискателями. Фирмы, работающие на совершенно-конкурентном рынке, напротив, могут быть названы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную самим рынком, которая находится вне их контроля, значит эти фирмы не обладают монопольной властью.

Такой рынок, как монополия  – это рынок с несовершенной конкуренцией, и фирмы, функционирующие на нем, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам [15,с.462-463].

Фирма обладает монопольной властью, если цена, по которой она продаёт оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она всё же существует [16,с.347].

Существует важное различие между совершенно-конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Поэтому, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.

В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над  предельными издержками. Данный способ определения был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера (см.ф. 1.1):

      (1.1)

 

 Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между нулем и единицей. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

Данный коэффициент монопольной  власти может быть также выражен  в терминах эластичности спроса, с  которой сталкивается фирма. Существует специальная формула монополистического ценообразования (см. ф.1.2):

 

(1.2)

Формула является универсальным правилом ценообразования для любой фирмы с монопольной властью, если учитывать, что   является коэффициентом эластичности спроса для отдельной фирмы, а не рыночного спроса [17,с.243-245].

Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может  определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы  велика, данная накидка будет минимальной  можно сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть. Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой и фирма обладает значительной монопольной властью.

Значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек и цены. Например: фирма A может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у неё выше средние издержки производства объёма выпуска [18,с.322-324].

Конечной причиной монопольной  власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается  в том, почему некоторые фирмы  сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие с менее эластичной кривой спроса.

По меньшей мере три  фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый из них – наличие  товаров-заменителей. Чем больше у  продукта некоторой фирмы товаров-заменителей  и чем ближе они по своим  качественным характеристикам к  продукту нашей фирмы, тем более  эластичен спрос на данный продукт, и наоборот. Так, например, у совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию  совершенно эластичен по цене, потому что все другие фирмы на рынке  продают точно такую же продукцию. Следовательно, ни одна из этих фирм не обладает монопольной властью. Другой пример: спрос на нефть слабо эластичен по цене, поэтому фирмы, занимающиеся добычей нефти, могут достаточно легко повышать цены на свою продукцию. Одновременно обратите внимание, что у нефти есть заменители, например, уголь или природный газ, если речь идёт о нефти как об энергоресурсе. Это приводит ещё к одному интересному выводу. У подавляющего большинства товаров или услуг существуют заменители, более или менее близкие. Неслучайно экономисты говорят, что мы живём в мире заменителей. Поэтому чистая монополия – явление в природе столь же редкое как снежный человек: все о нём слышали, все о нём говорят, но практически никто его не видел.[19,с.173-174]

Вторым определяющим фактором монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная  власть каждой фирмы снижается по мере того, как растёт число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют  между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объёма реализации.  

Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а  число так называемых «основных  игроков» (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если на две  крупные фирмы приходится 90% объёма реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм – 10%, то у двух крупных фирм будет большая монопольная власть. Положение, когда несколько фирм захватывает значительную часть  рынка называется концентрацией.[20,с.201-202.]

Можно предположить, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии поэтому является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм.

Информация о работе Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия