Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:51, курсовая работа
Целью работы является изучение механизма и системы мотивации экономической деятельности людей.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования мотивации труда предполагается решение следующих задач:
• раскрыть содержание понятий «мотивация», «потребность», «интересы», «стимулы» и охарактеризовать экономические категории мотивации и стимулирования труда;
• показать связь между мотивацией и стимулированием труда;
Введение 2
1. Теоретические основы мотивации 2
1.1 Сущность мотивации, понятие потребности, побуждения, стимулирования 2
1.2. Классификация мотивации труда 2
1.3 Стимулирование работников в современных условиях 2
1.4 Структура и формы оплаты труда 2
1.5 Теории мотивации 2
2. Мотивирование экономической деятельности людей в России 2
2.1 Проблемы мотивации экономической деятельности людей в России 2
2.2 Анализ рынка труда и антикризисная мотивация в России 2
Заключение 2
Список литературы 2
Таким образом, социальная политика предприятия (организации) как составная часть политики управления персоналом представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.
Заинтересованность работников в работе в организации и её успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество предоставляемых льгот и услуг, в том числе прямо не прописанных в действующем законодательстве. Это приводит к сокращению текучести кадров, так как работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении.
6. Совершенствование системы организации труда и управления. Улучшение координации и взаимодействия между сотрудниками организации, правильное распределение служебных обязанностей, четкая система продвижения по службе, утверждение духа взаимопомощи и поддержки, совершенствование отношений между руководителями и подчиненными – все это способствует повышению эффективности, производительности и мотивации труда.
7. Нематериальные стимулы, не касающиеся каких-либо расходов работодателя. К нематериальным стимулам можно отнести:
вознаграждения-
вознаграждения, связанные с высокой оценкой статуса сотрудника, приглашение сотрудника в качестве лектора, советника.
Анализ теоретических источников и обобщение опыта практической деятельности отечественных предприятий и организаций в рассматриваемой области показали значимость нематериальных инструментов стимулирования для сотрудников компаний и подтвердили ошибочность мнений об абсолютном значении материальных факторов в формировании лояльности персонала.
Стимулов в современной экономике множество, поэтому к выбору стоит отнестись серьезно, взвешенно и просчитать целесообразность в соответствии с поставленными задачами.
38
1.4 Структура и формы оплаты труда
Как уже говорилось выше, одним из основных, применяемых в большинстве организаций, способов достижения эффективной мотивации труда является материальное и нематериальное стимулирование. Материальное стимулирование относится к экономическим методам управления персоналом.
Основным способом является оплата труда работников, начисляемая и выплачиваемая различными способами.
Важным фактором для определения базовой оплаты труда является его оценка.
По «женевской схеме», разработанной в 1950 г., различают следующие характеристики труда:
нервно-психические и физические нагрузки;
квалификацию;
ответственность за средства труда,
результаты процесса труда и безопасность,
влияние на работника факторов окружающей среды.
Существуют тарифные и бестарифные модели базовой оплаты труда. Тарифные модели определяют базовую оплату по принятой на централизованных или локальных уровнях системе тарифных соглашений. Бестарифные – представляют собой индивидуальные разработки отдельных фирм.
В структуру вознаграждения работников организации, компенсирующего их трудовой вклад, могут входить следующие компоненты:
базовая оплата по тарифным ставкам и окладам, которая устанавливается на основе тарифных договоров с учетом тяжести, содержания, ответственности условий труда, рыночной конъюнктуры и других факторов;
доплаты и компенсации за условия и тяжесть труда;
рыночная компонента, в которой отражается соотношение спроса и предложения на труд данного вида;
надбавки и премии за результативность труда;
социальные выплаты;
дивиденды – участие в прибылях фирмы в соответствии с имеющимся количеством акций.
Первые три компонента имеют фиксированный характер, определяемый трудовым договором, остальные – переменный, т.к. зависят от возможностей и мотивационной политики фирмы.[3]
Традиционные формы оплаты труда характеризуются соотношением между затратами рабочего времени, производительностью труда и величиной заработка. Различают две формы заработной платы – сдельную и повременную. На основе этих форм конструируются различные варианты и комбинации оплаты труда.
1. Повременная форма оплаты труда – уровень оплаты связывается с продолжительностью затраченного времени на работу. Используется на тех предприятиях, где трудно измерить и контролировать качество и количество труда или где производительность труда далека от критической. Преимуществами системы являются простота, легкость реализации, легкость начисления, обеспечение хороших отношений между работниками. Базируется на тарифных ставках и разрядах работников. Недостатками являются низкий уровень стимулирования, терпимость к плохим производственным показателям.
2. Сдельная форма оплаты труда- вознаграждения определяется пропорционально объему выполненной работы. Используется для специфических видов работ при высоком уровне денежного вознаграждения за работу. Преимуществами являются непосредственная связь вознаграждения с результатами труда, стимулирование к высокой производительности труда, дух соревнования между работниками. Недостатками являются возможность возникновения конфликтных ситуаций и недовольства, если не будет гарантирован минимальный доход, удовлетворяющий материальные потребности всех работников коллектива.[4]
Целесообразность каждой формы оплаты труда приведена в таблице 1.
Таблица 1
Формы оплаты труда | Критерии целесообразности и условия применения |
Сдельные формы оплаты труда | |
Прямая сдельная – труд оплачивается по числу единиц изготовленной продукции и объему выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок | ставится задача увеличить количество продукции повышение производительности в основном зависит от рабочего |
Продолжение таблицы 1.
| налажен учет выработки продукции имеются нормы по труду |
Косвенная сдельная – размер заработка сотрудника определяется в процентах от дохода обслуживаемого им основного персонала | сотрудник выполняет обслуживающие функции, которые оказывают существенное влияние на производительность труда основных подразделений (наладчик, крановщик) налажен учет выработки продукции основных рабочих |
Сдельно – прогрессивная – размер оплаты труда повышаются при выработке сверх нормы | необходима личная материальная заинтересованность сотрудников в повышении норм выработки |
Сдельно – премиальная – оплата труда включает премирование за перевыполнение норм выработки или достижение определенных качественных показателей | ставится задача увеличить количество и повысить качество продукции |
Аккордная – размер оплаты устанавливается за выполнение отдельных этапов работы или их полного комплекса | ставится задача увеличить производительность труда и сократить сроки выполнения работ |
Коллективная (бригадная) – объем работ устанавливается на бригаду, выплаты работникам зависят от квалификации и коэффициента трудового участия | установлена единая норма выработки стимулируется совмещение профессий, взаимозаменяемость необходимо сократить внутрисменные потери, уплотнить рабочий день, сократить численность сотрудников в бригаде |
Повременные формы оплаты труда | |
Простая повременная – заработок сотрудника рассчитывается умножением часовой или дневной тарифной ставки по его разряду на количество отработанных им часов или дней | ставится задача повышения квалификации (тарифного разряда) рабочих, при строгом соблюдении трудовой, производственной и технологической дисциплины налажен строгий учет отработанного времени |
Продолжение таблицы 1.
| налажен строгий учет отработанного времени обязанности и периодичность выполнения отдельных операций строго регламентированы налажен контроль работы каждого сотрудника на протяжении всей смены |
Повременно – премиальная – к сумме заработка по тарифу прибавляется премия, которая устанавливается в процентном отношении к тарифной ставке | выполнение планового задания должно сопровождаться строгим соблюдением требований к качеству продукции действует система учета количества выпущенной продукции и контроль ее качества имеются нормы по труду система премирования и депремирования понятна каждому рабочему |
Оклад – фиксированный размер зарплаты за выполнение обязанностей в единицу времени (обычно месяц), зависящий от квалификации | сотрудник относится к категории руководителей, специалистов, служащих рутинный характер решаемых задач, заранее известный объем |
Повременная схема оплаты труда с нормированным заданием – заработок определяется по количеству отработанного времени при выполнении установленных норм по выпуску продукции | Поставлены следующие задачи: выполнить производственные задания каждым работником и всем подразделением усовершенствовать организацию труда и снизить трудоемкость выпускаемой продукции рационально использовать материальные ресурсы повысить качество продукции внедрить коллективные формы организации труда повысить профессиональное мастерство рабочих |
Главное, что наиболее близко связывает интересы работника с работодателем – это заработная плата. Работники очень чутко чувствуют, что они вкладывают в работу и что получают за нее. Поэтому правильный выбор формы заработной платы в конкретных производственных условиях, соответствие уровня заработной платы выполняемой работе играет важную роль в повышении качества труда работников.
38
1.5 Теории мотивации
Традиционно в трудах исследователей мотивации работников различные мотивационные теории подразделяются на две категории:
содержательные;
процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют нас действовать так, а не иначе. К этой группе относятся концепции Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда, Фредерика Герцберга и другие.
Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Наиболее известными процессуальными теориями мотивации являются: теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера и Лоулера, другие.
Теория мотивации Абрахама Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы XX в., Маслоу разделил все человеческие потребности на пять групп:
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они содержат первичные потребности, перечисленные ранее.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребности уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, – это понятие, включающее чувство принадлежности к чему- или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности или поддержки.
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребность самовыражения – это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Рисунок 3. «Пирамида» Маслоу
По рассматриваемой теории все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (пирамиды), в основании которой расположены первичные потребности, физиологические, потребности безопасности и защищенности, а ближе к вершине – вторичные потребности, причем в самой вершине этой пирамиды – потребности в самовыражении и уважении. Данной иерархической структурой Маслоу хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или более сильной. По его мнению, чтобы потребность более высокого уровня стала определяющей поведение человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Что касается самой высокой потребности в самовыражении, то Маслоу полагает, что поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения человека через потребности бесконечен. То есть человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только потом удовлетворить прочие потребности.
Информация о работе Мотивация экономической деятельности людей