Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:07, научная работа
Цель работы, в условиях Российской Федерации, определить основные части бюджета музеев и выявить «точки касания» » процессов музейной деятельности с элементами экономического анализа.
Основные задачи:
1. Оценить роль музея в жизни человека
2. Проанализировать механизм финансирования данных учреждений, а так же различные варианты распределения полученных средств.
3. Выявить специфику экономической деятельности музеев.
4. Изучить процесс ценообразования и маркетинговую деятельность музеев.
5. Определить, что является продуктом деятельности музея
6. Выявить основные проблемы музеев, экономического характера
Введение
Глава 1 «Музей в современном мире»
§1Музейный мир
§2Музей для человека
§3Новые роли
§4Вопросы маркетинга
§5Специфика продвижения продукта
Глава 2 «Бюджет музея»
§1. Финансирование музеев
1.1Государственное финансирование
1.2Внебюджетные источники финансирования
§2 Распределение доходов
§3 Политика цен
§4 Проблемы функционирования музея
Заключение и выводы
Приложения
Нет сомнений, что роль музеев в жизни общества велика. Эти культурные организации занимаются не просто коллекционированием предметов. Музей представляет ценности, исчезающие в обществе, и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс. Он выделяет среди других эти ценности, подчеркивая их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры. Музей является источником знаний и обогащения духовного мира человека. С раннего детства автору очень нравилось посещать различные музеи, а в прошлом году ему даже удалось поработать экскурсоводом в ГМЗ «Петергоф». В ходе близкого знакомства с данными культурными учреждениями, стали возникать некоторые вопросы экономической направленности, связанные с их деятельностью, на которые автор и собирается ответить в своём исследовании.
Объектом исследования станут музеи России, которые последние десять лет переживают сложный переходный период. Дело в том, что произошёл отход от системы государственного планирования и музеи должны были взять на себя ответственность за своё будущее. Это случилось в тот момент, когда из-за экономических трудностей, переживаемых населением, и снижения количества посетителей уверенность в завтрашнем дне казалась утраченной. С недавнего времени наша страна живёт в условиях рыночной экономики. Процессы перехода к рынку в России уже затронули и сферу культуры. Ведь даже художественные произведения, которые являются основой многих музейных коллекций, все чаще рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Вопросам развития культурной сферы уделяется всё больше внимания, в свою очередь, это развитее тесно переплетается со многими процессами и явлениями экономики, поэтому данное исследование актуально.
Цель работы, в условиях Российской Федерации, определить основные части бюджета музеев и выявить «точки касания» » процессов музейной деятельности с элементами экономического анализа.
Основные задачи:
1. Оценить роль музея в жизни человека
2. Проанализировать механизм финансирования данных учреждений, а так же различные варианты распределения полученных средств.
3. Выявить специфику экономической деятельности музеев.
4. Изучить процесс ценообразования и маркетинговую деятельность музеев.
5. Определить, что является продуктом деятельности музея
6. Выявить основные проблемы музеев, экономического характера
Глава 1 Музей в современном мире
Время не стоит на месте, эпохи сменяют друг друга, общество развивается: нравы, пристрастия людей меняются, что требует от музеев соответствующих изменений, неких приспособлений. Музей, словно живой динамично развивающийся организм, трансформирующийся и совершенствующийся для комфортного существования в современном мире, при этом российские музеи в большей мере ощущают ветер перемен. (Экскурс в историю российских музеев в приложении№1)
§1 Музейный мир
Музейный мир нашей страны - это, прежде всего, около 2,5 тысяч[1] музеев системы Министерства культуры РФ, в которых сосредоточено более 80 млн.[2] единиц хранения, ежегодно их посещают около 70 млн. человек. Наиболее полный список музеев СССР был издан в 1990 году (Музеи СССР. Справочник. Сост. Н.Н. Злацен и Э.Н. Дёмина. М., 1990). В 2001 г. увидела свет "Российская музейная энциклопедия", которая отражает современную ситуацию. Ниже приведён список основных типов музеев и диаграмма, составленная автором на его основе. По данным, представленным на диаграмме, можно судить о разнообразии музеев и их количественном соотношении относительно приведённой типологии.
Список основных типов музеев[3]:
Художественные Исторические
Архитектурные Мемориальные
Краеведческие Литературные
Естественнонаучные
Науки и техники
§2Музей для человека
В настоящее время интерес к музеям не угасает, эти хранители духовного и материального богатства народа, как и прежде и даже популярны. По статистики: в 2008 году 1854 музея посетило 77 млн. человек — 54% населения страны.[4] Но для чего люди посещают музеи, какую пользу приносят обществу данные учреждения? Прежде чем ответить на эти вопросы следует ввести несколько понятий:
Прежде всего необходимо знать, что потребность– это недостаток чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития человека и общества, для удовлетворения потребностей человек использует блага, при этом услуги— это блага, предоставляемые в форме деятельности.
Согласно уровневой классификации потребностей, созданной, известным американским психологом А.Маслоу, услуги, которые предоставляет музей, прежде всего, ведут к удовлетворению духовных потребностей человека (потребности в познании, самовыражении..), хотя в отдельных случаях может происходить удовлетворение и социальны (потребности в общении, в социальных связях..) и даже престижных потребностей ( потребности в признании, достижении успеха..) ( Приложение №2) уровни потребностей по Маслоу )
Таким образом, при посещении музея происходит процесс духовного потребления. Духовное потребление - это особый вид деятельности, где средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки (чтобы попасть в музей, нужно иметь возможность получить пропуск или билет.)
Особенности духовного потребления следующие:
могут использоваться многократно;
духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а обогащают духовный мир человека;
процесс духовного потребления является и процессом духовного производства.
В качестве продукта в учреждениях культуры выступают различные услуги, предоставляемые ими в соответствии с их миссией. Для музея в качестве основных услуг выступают выставочная деятельность, т.е. представление и интерпретация коллекций, а также образовательная работа, а именно: экскурсии, лекции, детские и юношеские студии, семинары, конференции и т.д. Интересно, что услуги музеев, как считают специалисты, обладают важным качественным своеобразием. В отличие, например, от услуг бытовых, увеличивающих размеры свободного времени населения, услуги культуры способствуют поглощению этого свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием.
Классификация услуг и совершенствование их учета – важная проблема во всех странах мира. Среди множества принципов классификации услуг, особый интерес представляет классификация Ф. Ловелока (Приложение3) [5].Согласно данной теории, главное в классификации – на кого (на что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет. Из данной классификации следует, что музей относится к 3ему классу, это значит, что оказываемые им услуги являются неосязаемыми действиями, направленными на сознание человека.
С точки зрения экономической теории большинство услуг, оказываемых культурными организациями, относятся к общественным благам. В отличие от частных благ потребление таких услуг сопровождается внешними эффектами, т.е. пользу от использования культурных благ несут не только люди, участвующие в этом процессе, но и другие группы населения или общество в целом. Например, после посещения музея у человека появилась информация, влияющая на качество выполнения им работы (посещение учителем ИЗО художественного музея). Таким образом, в качестве внешних эффектов в сфере культуры могут выступать повышение уровня образования, рост духовного потенциала общества и т.д.
В основе проектов общества в будущем лежит личность и ориентация на ее творческие возможности. Однако, современному социуму уже в некоторой степени свойственны следующие черты:
максимальное использование человеческого потенциала, его творческих и информационных возможностей;
приоритет нематериалистических ценностей; сдвиг от безудержного роста вещественно-энергетического потребления к увеличению информационного потребления.
Культурный потенциал России и его влияние на развитие человеческого потенциала можно рассматривать, как главного фактора развития страны. Культурный потенциал России многогранен – это, конечно, библиотеки и театры многочисленные музеи, памятники истории и культуры, а также высокая культура и ее носители, кадры, работающие в сфере культуры и т.д.. В культурном потенциале главное - его содержательная сторона, его духовная составляющая. Духовная культура - очень влиятельная сила современности. Это то, чем каждый народ должен дорожить, беречь, то, что надо развивать ради будущих поколений.
Именно поэтому на музеи возлагается особая миссия: в их стенах идет значительная работа по созиданию духа отечественной культуры, формированию и укреплению ее ядра. Взгляд государства на цели создания музея изложены в статьях 26, 27(приложение№4) Можно сказать, что главная функция музеев все-таки не сохранение прошлого, а активное участие в формировании будущего страны, ее созидательного и творческого человеческого потенциала, установлении горизонтов развития. Поэтому, важно проанализировать, в каком состоянии, в том числе и с точки зрения экономики на данный момент находятся музеи нашей страны.
§3 Новые роли
Положение в нашей стране следующее: таким культурным учре-ждениям, как музеи приходится «выживать» в условиях современной экономики. Существует ряд так называемых способов и стратегий выживания. Новые стратегии во многом обусловлены тем, что во всех сферах деятельности музеи теперь вынуждены усваивать подход, ориентированный на рынок. На современной экономической сцене музей может играть неожиданные роли.
Музей, как..
... бизнес-проект
Сегодня в российской практике встречаются частные музеи, которым удается работать с прибылью. Причем их создатели особо подчеркивают, что это полноценные музеи, а не «шоу» или банальный ресторан либо магазин, спрятанные под музейной вывеской. В качестве наглядного примера можно привести Музей русской водки в Санкт-Петербурге. За 10 лет его уже успели посетить около 22 000 посетителей, из них более 60% составляют иностранные туристы. Сегодня его основной доход складывается от реализации билетов (30%), работы трактира (30%) и продажи сувениров (40%)[6]
... причина изменения спроса и предложения на некоторые товары и услуги
Посещение музея, кроме духовного обогащения человека, способно формировать спрос на другие услуги и товары. Например, увеличить спрос на различную литературу, связанную с его деятельностью, на различные предметы искусства и соответственно увеличить их предложение. Музей способен пробудить интерес к посещению художественных школ, домов творчества и как следствие, к увеличению спроса на различные художественные материалы.
.. двигатель туризма.
Стоит сказать, что музеи, не принося существенной прибыли, могут дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию новых рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому — поразительный успех города Мышкина. Еще десять лет назад Мышкин был, пожалуй, заурядным и малоизвестным городком Ярославской области, сегодня же он переживает настоящий туристический бум. Так, если в 1996 году город посетило 45 туристических теплоходов, то в 2002-м их уже насчитывалось 219. Возросло до 300 и число автобусных экскурсионных групп. «Всего в прошлом году Мышкин посетили 30 147 организованных туристов и еще около 20 000 человек приехали в город частным порядком», — говорит директор Мышкинского туристического центра Светлана Чистякова. Для города с населением всего в 6 500 [7] человек это, бесспорно, впечатляющий результат.
.. PR-акция.
Музей, так же может быть и просто эффективным PR-инструментом. К примеру, минувшим летом многие СМИ сообщили об открытии в Москве первого в мире Музея автоугона имени Юрия Деточкина. Таким весьма экстравагантным способом заявил о себе автосалон «Лада-Фаворит». Причем это смешное на слух учреждение вполне может считаться полноценным музеем. Подлинные экспонаты для Музея автоугона предоставили столичная ГАИ и 7-й отдел МУРа, специализирующийся на этих преступлениях.
Как видно из приведённых примеров, музеи несут на себе порой неожиданную функциональную нагрузку. Так же данные примеры подтверждают, что потребление услуг, предоставляемых музеями, действительно сопровождается внешними эффектами, т.е. пользу от использования культурных благ несут не только люди, участвующие в этом процессе.