Музей в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:07, научная работа

Описание

Цель работы, в условиях Российской Федерации, определить основные части бюджета музеев и выявить «точки касания» » процессов музейной деятельности с элементами экономического анализа.
Основные задачи:
1. Оценить роль музея в жизни человека
2. Проанализировать механизм финансирования данных учреждений, а так же различные варианты распределения полученных средств.
3. Выявить специфику экономической деятельности музеев.
4. Изучить процесс ценообразования и маркетинговую деятельность музеев.
5. Определить, что является продуктом деятельности музея
6. Выявить основные проблемы музеев, экономического характера

Содержание

Введение
Глава 1 «Музей в современном мире»
§1Музейный мир
§2Музей для человека
§3Новые роли
§4Вопросы маркетинга
§5Специфика продвижения продукта

Глава 2 «Бюджет музея»
§1. Финансирование музеев
1.1Государственное финансирование
1.2Внебюджетные источники финансирования
§2 Распределение доходов
§3 Политика цен
§4 Проблемы функционирования музея

Заключение и выводы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

02.doc

— 2.62 Мб (Скачать документ)

§3 Вопросы маркетинга

           Говоря о современном положении российских музеев в экономической системе, нельзя не затронуть тему маркетинга. Применительно к музейной деятельности маркетинг можно определить, как стратегический подход, служащий для достижения общих целей музеев в условия рыночной экономики. Маркетинг -  это способ переосмыслить роль музея, повысить эффективность его работы и удовлетворить потребности организации, не жертвуя при этом её философией, миссией и целями. Маркетинговый подход предлагает ряд методов, способов и приёмов, позволяющих выработать новое поведение и реализовать его.

          В рыночных условиях главной особенностью маркетинга музея является соединение трех его направлений. Кроме привлечения потенциальных потребителей можно выделить управление отношениями с покровителями (спонсорами), создание репутации и системы внутреннего менеджмента учреждения. Работа с посетителями (клиентами) необходима для оправдания миссии учреждения культуры, тогда как целью привлечения покровителей является получение финансовой и материальной поддержки. Создание репутации культурной организации важно для дальнейшего развития ее деятельности.

           Кроме того, следует отметить, что разные области маркетинга музея неразрывно взаимосвязаны. Учреждение, качественно разрабатывающее свою индивидуальную, высокопрофессиональную рабочую программу, становится более интересным для посетителей и для общества в целом. Внимание прессы, создание собственного уникального имиджа и прочной репутации позволяют привлечь интерес частных и корпоративных покровителей (спонсоров), что, в свою очередь, способствует улучшению внутренней работы учреждения и созданию индивидуальной рабочей программы.

           Таким образом, можно сделать вывод, что осуществление маркетинговой деятельности чрезвычайно важно в условиях современной экономики, ведь маркетинговый подход предлагает ряд методов, способов и приёмов, позволяющих выработать новое поведение и реализовать его. Понятие маркетинга необходимо использовать при рассмотрении способов и специфики продвижения продукта, о которых далее пойдёт речь.

 

§4 Специфика продвижения музейного продукта

        Важным аспектом экономической деятельности любой фирмы, предприятия  или, как в данном случае учреждения, является продвижение продукта.  Как уже говорилось ранее, продуктом музейной деятельности является услуга. Из четырех элементов комплекса продвижения продукта (стимулирование продаж, прямой маркетинг (личные продажи), общественные связи и реклама) три элемента находят применение в музейной деятельности — реклама, прямой маркетинг[8] и общественные связи.

      Различие сущности рекламы, прямого маркетинга и общественных отношений основывается на связи их с финансовыми целями. Реклама и прямой маркетинг в сфере культуры, так же как и в области бизнеса, направлены на дополнительный приток денежных средств. Управление же общественными связями организации ориентируется на создание ее имиджа, репутации. Расширение общественных связей приводит к увеличению числа посетителей и спонсоров.

      Реклама и прямой маркетинг в сфере культуры по сравнению с коммерческим сектором имеют сходства и различия. Коммерческое предприятие, ориентируется  на рост доходов от реализации продукции (услуг) или чистой прибыли. Культурная организация, привлекая дополнительных посетителей и покровителей с помощью рекламы и прямого маркетинга, использует данный приток средств на пополнение фондов для поддержания и развития деятельности учреждения. Если в коммерческом секторе потребитель получает в обмен на денежные средства материальные блага и услуги, то в сфере культуры, как уже выяснено, эстетическое и духовное наслаждение, удовлетворение потребностей в образовании и отдыхе.

    С давних времён правители старались привлечь людей к  посещению музеев. Рекламные акции были своеобразны, например, для того, чтобы повысить культурный уровень населения и привлечь простой народ к посещению первого музея «Кунсткамера» Пётр I приказал каждого посетителя угощать чаем, кофе, венгерским вином или водкой, а на закуску давать бутерброд. В настоящее время  в этих же целях проводят, например, так называемую «ночь музеев», когда каждый желающий может посетить многие музеи Петербурга бесплатно.

Глава 2 Бюджет музея

§1     Финансирование (доходы музеев)

       Прежде чем продвигать продукт, его необходимо для начала выработать, получить каким-либо образом. Для получения этого самого продукта (для создания определённых условий, способствующих оказанию музейных услуг), а так же для удовлетворения различных нужд, музеям необходимы финансовые средства. Тут сам собой напрашивается вопрос, откуда музеи берут эти средства и на что именно тратят? Иными словами, рассмотрения требует бюджет музея.

1.1Государственное финансирование.

       В современной социально-культурной сфере существует многоканальная система финансирования. Основным ее источником является бюджетное или государственное финансирование, которое производится на безвозвратной основе за счет государственных средств. Основу его составляет государственный бюджет. Финансирование музеев из средств бюджета  исключительно важно.

       В условиях ограниченности средств, государству необходимо отдавать приоритет тем или иным музеям.  Для этого создаётся экспертный совет, который определяет, например, приведет ли выделение средств к улучшению условий хранения и изучения музейных предметов и коллекций. Таким образов возникает неравномерность в распределении средств государственного финансирования между музеями. Стоит заметить, что  музей регистрируется как государственный в случае финансирования его деятельности за счет средств соответствующих бюджетов более чем на 50%.

            Градация (от большего) городов и областей РФ с наиболее высоким уровнем финансирования музеев ( более 2,5 млн. рублей на 1 музей в год)(2000г.):

1.Санкт-Петербург    4. Новгородская обл. 7. Московская обл.

2. Москва                         5.Тульская обл.           8.Рязанская обл.

3 Владимирская обл.  6.Вологодская обл.

                   В группе с наиболее высоким уровнем финансирования находятся Санкт-Петербург и  Москва, уровень финансирования музеев в этих городах значительно выше, чем в других. Для сравнения,  Новгородская область, которая находится на 4ом месте по уровню  финансирования,  на 1 музей в среднем получила от государства 4,7 млн. рублей, в то время, как Петербург около 30 млн. [9]

        На  данный момент ситуация  в сфере финансирования особенно осложнилась. Государству, пытающемуся интегрировать страну в мировую экономическую систему и выстроить ее хозяйственную жизнь с учетом глобальных мировых процессов, многое дается с трудом. В результате объем средств, выделяемых на учреждения культуры из бюджета, в последнее время сокращается. Специалисты утверждают, что еще как минимум 10 лет сфера культуры будет жить в условиях жестокого финансового цейтнота.

     Расходы на музеи уже сегодня  менее 0,06% валового продукта, 0, 11% от расходной части консолидированного бюджета, в структуре затрат вся культура — 4%. А затраты на сохранение музейного фонда и деятельность музеев менее 1%.[10]

      Известный факт, что кроме поступлений от государства, музеи стараются получить дополнительные средства. Остаётся вопрос: «Зачем музею зарабатывать, если его, так или иначе, содержит государство?»

       Вот, что заявил в своём интервью директор Русского музея В.Гусев : «Стоит отметить, что в настоящее время идет тенденция на уменьшение финансирования, и считается, что выставки – это вообще какое-то баловство и что музей должен делать выставки на внебюджетные средства»[11]. Получается, что государство само подталкивает музеи к поиску дополнительных финансовых средств. На  организацию выставок и развитие, музею необходимо самостоятельно зарабатывать деньги, ведь бюджет четко расписан, то, что дает музею государство, идет на оплату труда работникам музея, на  предъявление, сохранение и изучение коллекции.  Таким образом, культурные организации, находившиеся еще в начале 1990-х годов на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. [12]Данное обстоятельство заставляет учреждения искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегию в области маркетинга.

1.2Внебюджетные источники финансирования

       Для  удовлетворения других нужд музеев, безусловно, необходимо больше средств, чем может выделить государство. Как снизить зависимость от бюджета и найти надежные негосударственные источники финансирования? Это всеобщая для российских учреждений культуры «головная боль». Вот небольшой пример: в прошлом году государство выделило Русскому музею на выставочную деятельность 6 миллионов рублей. Между тем было подсчитано, что для того, чтобы качество выставок соответствовало статусу Русского музея, необходимо не менее 30 миллионов (из интервью заместителя директора ГРМ Евгения Петрова  (РИА Новости)).

Рассмотрим некоторые пути получения средств. ( см. приложение№1 статья 33):

1. Договорно-заказные отношения.

         Договорно-заказные отношения между различными субъектами социально-культурной деятельности, в результате  которых важным источником дополнительного финансирования музейных учреждений становится система договоров с конкретным заказчиком. Иногда их называют целевыми творческими заказами. Например, музейное учреждение по договору с конкретным художником, мастером декоративно-прикладного искусства и т.д. берется обеспечить организацию выставки-продажи его работ. За предоставление помещения для выставки, проведение подготовительных работ по открытия выставки, организацию рекламной деятельности музей взимает определенную плату. Как правило, она составляет  определённый процент от выручки от продажи картин, предметов декоративно-прикладного искусства и т.д. Договорно-заказные отношения практически не требуют вложения первоначального капитала. Однако, такой вид дохода, как правило, не приносит значительной прибыли музею.
       

2. Спонсорство и меценатство

       В укреплении финансово-материальной базы культурной отрасли сегодня немаловажную роль играют различные виды добровольных пожертвований, взносов, отчислений, поступающие от частных лиц, предприятий и фирм целевым назначением на нужды музейных учреждений.
        Этот вид источников финансирования социально-культурной сферы принято подразделять на пожертвования, спонсорство и меценатство. У этих понятий существуют отличительные особенности.
 

Пожертвование - это добровольная, как правило, «разовая», не рассчитанная на отдачу финансовая или иная материальная помощь, оказываемая в гуманитарных целях.
 

Меценатство - альтруистическая, безвозмездная, как правило, продолжительная деятельность, связанная с систематической финансовой поддержкой определенной творческой личности, творческого коллектива.
 

Спонсорство - вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного «имиджа» фирмы, получение налоговых льгот, приобретение благоприятных условий для размещения рекламы и т.п.).
     

      Меценатство в истории русской культуры имеет давние традиции. Достаточно назвать хотя бы знаменитого русского мецената П.М.Третьякова, именем которого названа Третьяковская картинная галерея - одно из лучших собраний отечественной и мировой живописи.
     В отличие от меценатства спонсорство в отечественной практике начало развиваться совсем недавно, с переходом к рыночным отношениям. Сегодня практически каждый крупный культурный проект может состояться лишь при активной спонсорской поддержке. В качестве спонсоров выступают коммерческие фирмы, крупные промышленные и аграрные предприятия, банки.

  

       В данной теме можно упомянуть о том, как  самые  крупные музеи Санкт-Петербурга справляются с финансовыми трудностями. Речь пойдёт о Русском музее и Эрмитаже.

                 Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского  изобразительного искусства. 

     Музей начал практику аукционных продаж. И с первой же попытки  заработал 160 тысяч долларов, продав при поддержке британского аукционного дома «Cristi’s» 16 произведений современных российских художников.

    Кроме того, музей поставил задачу в ближайшие годы удвоить доходы за счет частных пожертвований. Деньги пойдут, разумеется, на расширение музейной коллекции, которая уже и сегодня способна представить в полном объеме все этапы развития изобразительного искусства в России. Дополнительное финансирование нужно также для создания новых выставок.

      «Раньше мы делали 10-12 выставок в год: 14 - это был уже рекорд, и мы изнемогали, - рассказывает директор Русского музея Владимир Гусев. - А сегодня у нас 70 выставок. Из них примерно полсотни в самом музее, остальные - в России и за рубежом. Эти 50 выставок в Русском музее дают зрителям большой выбор».

                 Эрмитаж  избрал другой подход к поиску источников внебюджетного финансирования.  Здесь после обсуждения была одобрена и принята новая для российских музеев идея эндаумента, то есть целевого фонда. Эту идею поддержал председатель Попечительского совета Эрмитажа Владимир Потанин - глава одной из крупнейших в России частных финансово-промышленных групп, миллиардер-благотворитель.  

«Эндаумент [13]от обычного пожертвования отличается тем, - поясняет Владимир Потанин, - что последнее вы тратите на какое-нибудь конкретное мероприятие. В случае с музеем, например, - на выставку или ремонт здания. А целевой капитал предназначен для того, чтобы все время оставаться в том же музее, чтобы «работать» - увеличиваться. 

          Использовать можно только доходы от него, то есть проценты. Наличие капитала позволяет музею эти доходы пускать на текущие нужды, но при этом быть независимым от других источников финансирования, будь то государственная или спонсорская поддержка. Это дает учреждению важное ощущение определенной свободы и защищенности».

Информация о работе Музей в экономической системе