Музей в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:07, научная работа

Описание

Цель работы, в условиях Российской Федерации, определить основные части бюджета музеев и выявить «точки касания» » процессов музейной деятельности с элементами экономического анализа.
Основные задачи:
1. Оценить роль музея в жизни человека
2. Проанализировать механизм финансирования данных учреждений, а так же различные варианты распределения полученных средств.
3. Выявить специфику экономической деятельности музеев.
4. Изучить процесс ценообразования и маркетинговую деятельность музеев.
5. Определить, что является продуктом деятельности музея
6. Выявить основные проблемы музеев, экономического характера

Содержание

Введение
Глава 1 «Музей в современном мире»
§1Музейный мир
§2Музей для человека
§3Новые роли
§4Вопросы маркетинга
§5Специфика продвижения продукта

Глава 2 «Бюджет музея»
§1. Финансирование музеев
1.1Государственное финансирование
1.2Внебюджетные источники финансирования
§2 Распределение доходов
§3 Политика цен
§4 Проблемы функционирования музея

Заключение и выводы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

02.doc

— 2.62 Мб (Скачать документ)

 

Эффект при увеличении спроса

      Для коммерческих организаций больший спрос на их услуги означает больше доходов. В сфере культуры наблюдается обратный эффект. Музеи, как правило, не в состоянии покрывать расходы, которые требуются на одного потребителя, за счет доходов, полученных от него. Согласно теории предельной полезности предельные расходы производства дополнительной услуги для удовлетворения растущего спроса могут превышать предельный доход, полученный от реализации дополнительной единицы услуги. Отсюда следует, что культурные организации в силу выполнения общественных функций не могут находиться на самофинансировании, а должны ориентироваться на внешние источники финансовой поддержки.

    Однако, иногда эффект не реализуется. При определенных объемах производства предельный доход превышает предельные затраты и образуется прибыль. Это прежде всего коммерческие (контрактные) услуги внутри или на основе организации — например, работа кафе, буфетов, ресторанов, магазинов, специальных мастерских, а также рекламная деятельность. Их финансовая оценка ничем не отличается от анализа деятельности коммерческой структуры.

 

Эффект при росте нововведений и производительности труда

    Рост высокотехнологичных разработок, внедрение новейших научных достижений ведут к увеличению производительности труда, снижению цен на продукцию и росту заработной платы работающих в коммерческом секторе. В сфере культуры эти изменения практически отсутствуют. Данный эффект еще называют «болезнью цен» Баумоля (по имени экономиста, доказавшего его).

                                               

Ценовая дискриминация

        В силу действия двух названных эффектов необходимо подчеркнуть особую направленность ценовой политики культурных организаций. В культурной сфере она складывается, например, из дифференциации цен на входные билеты по возрастному признаку (дети, школьники, студенты, пенсионеры) и по отдельным категориям посетителей (участники войны, ветераны труда, инвалиды, иностранные и российские граждане, а также индивидуальные и группы). Уровень цены формируется в зависимости от времени посещения культурной организации (день—вечер, открытые—закрытые, зима-лето) и популярности, уникальности выставок. Кроме того, культурные учреждения применяют привилегии для покровителей, спонсоров, друзей и других категорий.

         В сущности, культурные организации активно проводят ценовую дискриминацию. Существует несколько разновидностей ценовой дискриминации. Работа музеев часто связана с дискриминацией третьего порядка, которая подразумевает продажу одного и того же товара или  оказание  одной и той же услуги разным категориям потребителей по разной цене.  Для наглядного примера возьмём  экскурсию по гротам Большого Каскада в Нижнем Парке ГМЗ «Петергоф»:[22]

Входные билеты в музеи и парки

Взрослый

Учащиеся

230 rub.

120 rub.


 

 

В целях социальной защиты стоимость входных билетов для налоговых резидентов РФ и граждан СНГ

Взрослый

Льготная категория граждан и школьники

150 руб

80 руб

Цены на одну и ту же услугу для разных групп населения   действительно отличаются .Справедлива ли такая ценовая дискриминация  с социальных позиций?

    При единой цене на благо разные группы покупателей приобретали бы дифференцированные объемы блага, причем для некоторых из них потребление стало бы минимальным или вообще нулевым. Так, как видно из рисунка  1[23], при единой цене Р * на благо первая группа покупателей, предъявляющая спрос D1, имела бы нулевой объем потребления блага Q1. Вторая группа покупателей смогла бы приобрести минимальный объем блага Q2. Тогда как третья группа имела бы самый большой объем потребления Q3.

Р  — цена блага; P*  — установленная цена на благо;  D  — спрос на благо; Q — объем потребления блага; D1 —D3  — спрос на благо первой—третьей групп покупателей; Q1 —Q3  — объем потребления блага первой—третьей групп покупателей. Рис. 1.  Недискриминационная ценовая политика

        При ценовой дискриминации  цены на благо устанавливается в зависимости от материальной обеспеченности отдельных групп населения и дает доступ к потреблению различным социальным слоям. Из рисунка 2 видно, что относительно высокий объем благ Q* имеют возможность приобретать все группы населения, уплачивая дифференцированные цены Р1, Р2 и Р3.

 

 

Q* — установленный объем потребления блага;

Р1 —Р3 цена благо для первой—третьей групп покупателей

Рис. 2. Ценовая дискриминация на услуги.

 

        Становится  понятно,  почему, например, большинство музеев вводят специально низкую входную плату для студентов и более высокую плату для остальных посетителей. Спрос студентов на посещение музеев характеризуется более высокой эластичностью, чем спрос большинства  других посетителей. Снижение входной платы для студентов приводит в музеи многих из них, не уменьшая при этом доход, получаемый за счет установления более высокой цены для посетителей, чей спрос менее чувствителен к цене. Музеи — самые доступные учреждения культуры, средняя цена билета в  музей по России — 45 руб.[24]

     Теперь, после рассмотрения системы финансирования музея, пришло время ответить на следующий вопрос. На что же музей расходует, полученные средства? Необходимо принять во внимание, что музей не просто собрание предметов, для его   работы необходимо здание с оборудованными помещениями, квалифицированный персонал и многое другое..

 

 

§4 Проблемы функционирования  музеев

      После анализа материалов исследования  стало возможным выделить проблемы, которые, мешают успешному развитию музейных учреждений в условиях рынка.

      Первая и основная проблема, которая можно сказать, прошла красной нитью по всей работе – это проблема  недостаточного финансирования. Музей находится в условиях постоянного дефицита средств, что влечёт за собой:

 

                 Сложности с организацией выставок и модернизацией экспозиций

                 Сложности с внедрением мультимедийных технологий

                 Проблемы с уровнем профессионального образования работников

                 Низкий уровень музейного проектирования (организация музейных помещений)

                 Недостаточность оснащения музеев  компьютеризированными системами хранения и изучения коллекций, создания электронных баз данных, перевода музейной учетной документации в электронный вид и обеспечения целостной системы безопасности.

                 Низкий уровень заработной платы работников музеев

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень потенциального и реального спроса на культурные услуги (данные 2004 г.)[25]

       Так же проблемой можно считать усиление конкуренции со стороны других учреждений культурны. Рассмотрим схему отражающую уровень потенциального и реального спроса на культурные услуги (находится на странице 32)

 

 

       Из статистической схемы видно: в 2004 году реальный спрос был ниже потенциального  на 50 %, что явно подтверждает, что музеям необходима модернизация и адаптация к условиям жёсткой конкуренции. Изменение потребительского поведения на рынке культурных продуктов (желание потребителей, посещая учреждения культуры, не столько с целью повышать свои знания, сколько отдыхать и развлекаться) остаётся проблемой.

     Кроме того, для многих музеев характерна позиция, подразумевающая сохранение старой концепции управления, отвергающей маркетинг как инструмент обеспечения привлекательности музеев для потребителей, что так же можно считать проблемой.

        Конечно, это далеко не все проблемы музеев нашей страны, но чем продолжать поиск проблем, лучше стараться найти пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение и выводы.

           Музеи  в России существуют с давних времён и играют немаловажную роль в жизни человека. Выяснено, что деятельность музеев в настоящее время неразрывно связана со многими понятиями и явлениями экономики, такими как: услуга, ценообразование, маркетинг, реклама, спрос, финансирование.. иными словами найдены «точки касания» »  процессов музейной деятельности с элементами экономического анализа.

        Кроме того, исследование позволило ответить на следующие вопросы: «Как происходит образование цен; продвижение продукта; что вообще есть продукт деятельности музея?» и др.

        Стало понятно, что продукт деятельности музея - услуги, при этом они являются неосязаемыми действиями, направленными на сознание человека. Так же выявлена специфика при ценообразовании и продвижении продукта, связанная с тем, что потребитель получает в обмен на денежные средства  не материальные блага, а эстетическое и духовное наслаждение, удовлетворение потребностей в образовании и отдыхе.

        Оказалось, что проведение  музеями маркетинговой деятельности,  кроме привлечения потенциальных потребителей  направлено на управление отношениями с покровителями (спонсорами), создание репутации и системы внутреннего менеджмента учреждения.

       Выяснилось, что  существует достаточно сложная многоканальная система финансирования музеев  и что есть множество путей реализации полученных средств. Таким образом, были определены основные части бюджета музея.

       Не менее важным продуктом исследования можно считать выявление основных проблем экономического характера, типичных для Российских музеев. Их анализ позволяет отметить, что большинство затруднений в работе музейных учреждений (сложности с созданием выставок, покупкой экспонатов..) объясняется  низким уровнем финансирования. Состояние нестабильности и напряжённости, как раз связанное с недостатком финансирования и постоянным поиском дополнительных средств для развития или элементарного поддержания «жизнеспособности», по мнению автора, может негативно сказываться на качестве работы учреждения.  Можно сделать вывод, что хоть  в большинстве своём музеи и  научились приспосабливаться к современным  условиям рынка, где  выживает сильнейший и каждый старается рассчитывать только на себя, им всё – таки ещё придётся решить не мало проблем, прежде чем придти к состоянию полной стабильности и самодостаточности.

     Таким образом, на основе данного исследования в будущем возможно продолжение работы, направленное на непосредственный поиск решений, выявленных проблем. Этот факт увеличивает актуальность данного исследования

   Не стоит забывать, что именно музеи, точнее сказать оказываемые ими услуги, способны повлиять  на развитее личности, поднять её на новый уровень, усовершенствовать. Этот факт должен явиться мотивом для увеличения объёмов финансирования музеев, должен  повысить уровень контроля над распределением поступающих в музеи средств. Для этого можно уделить больше внимания, например, созданию попечительских советов, что помимо обеспечения контроля, должно так же способствовать более эффективному использованию средств.

Каждый должен поминать: «музей друг человека» и в условиях современной Российской экономики  ему нужна  помощь и поддержка,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1

 

Из истории музеев

      Музей (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением, систематизацией  и  экспонированием предметов — памятников естественной истории (область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятая как целое), материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью, музей участвует в организации жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностью в саморазвитии, отдыхе и досуге ( основные цели создания музея  см. приложение  статья 27)

Процесс становления музея:

    Изначально   понятие «музей»  обозначало просто коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, за тем, оно уже включает в себя  здание, где располагаются экспонаты. После присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. И наконец,  началась педагогическая деятельность данных учреждений.

Сегодняшний взгляд государства на вопрос создания музея отражён в статье 26(приложение№4)

Музеи в России

        В основе любого музея лежит некая коллекция. Коллекционирование в свою очередь считается некоторыми учеными одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Как процесс систематизации окружающего мира начинает определяться в государствах древнего Востока, в Древней Греции и Риме. Расцвет коллекционирования в России начинается в XVIIIв., когда страна встала на путь освоения европейских культурных форм.

Информация о работе Музей в экономической системе