Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:07, научная работа
Цель работы, в условиях Российской Федерации, определить основные части бюджета музеев и выявить «точки касания» » процессов музейной деятельности с элементами экономического анализа.
Основные задачи:
1. Оценить роль музея в жизни человека
2. Проанализировать механизм финансирования данных учреждений, а так же различные варианты распределения полученных средств.
3. Выявить специфику экономической деятельности музеев.
4. Изучить процесс ценообразования и маркетинговую деятельность музеев.
5. Определить, что является продуктом деятельности музея
6. Выявить основные проблемы музеев, экономического характера
Введение
Глава 1 «Музей в современном мире»
§1Музейный мир
§2Музей для человека
§3Новые роли
§4Вопросы маркетинга
§5Специфика продвижения продукта
Глава 2 «Бюджет музея»
§1. Финансирование музеев
1.1Государственное финансирование
1.2Внебюджетные источники финансирования
§2 Распределение доходов
§3 Политика цен
§4 Проблемы функционирования музея
Заключение и выводы
Приложения
По инициативе Петра I в России началось формирование первых музеев. В основу ложились различные собрания и коллекции, как частные, так и государственные. Правительство старалось материально поддерживать наиболее ценные начинания музеев, с точки зрения науки, искусства, престижа.
Первым музеем России считается Кунсткамера (учреждён императором Петром I, находится в Санкт-Петербурге). Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов.
В XIX веке выросло количество музеев, их профильное разнообразие. Дело в том, что понятие культурного наследия стало распространяться на всё более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера.
Осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние всего народа, требуют особой государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале XX в.
Таким образом, новый этап истории музеев России начался в 1917 г., когда культурные ценности были объявлены достоянием народа. Для руководства процессом их сохранения и использования были созданы специальные органы (Например, «Комиссия по охране памятников и музейному делу» или « художественно-историческая комиссия» во главе с А.Н. Бенуа, основанная 9 ноября 1917 г) в центре и на местах. К сожалению, финансирование было не достаточным, музеи испытывали недостаток средств даже на работы по предупреждению краж и пожаров, которых в то время было большое количество.
В конце XX в. с целью упорядочить экономическую деятельность музеев они были поделены на 4 категории, в зависимости от категории определялась оплата труда музейных сотрудников (1978 г.) и цены на входные билеты (1980 г.). Например, к I категории относились музеи, деятельность и фонды (основные понятия, связанные с деятельностью музеев в статье 3 Приложения№4) которых имели мировую известность, различные крупные исторические, краеведческие и художественные музеи.
Основанием отнесения к категориям служили количество посетителей и единиц хранения в основном фонде музеев. Для пополнения фондов музей осуществлял закупки, объёмы и структуру которых, государство регулировало с помощью ряда документов.
На данный момент документ, наиболее полно отражающий государственное регулирование музейной деятельности это Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", отражающие «права и обязанности» данных учреждений. (Выдержки из данного документа находятся в приложении №4)
Приложение №2
Уровни потребностей, выделенные А. Маслоу:
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Приложение№3
Приложение№4.
Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 8 мая 2010 г.)
(выдержки)
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в России.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения, указанные в части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, не могут противоречить настоящему Федеральному закону.
В случае противоречия между настоящим Федеральным законом и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует настоящий Федеральный закон.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия и термины:
культурные ценности - предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей";
музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;
музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;
музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом;
музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций;
хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;
публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.
Статья 26. Создание музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.
Статья 27. Цели создания музеев в Российской Федерации
Целями создания музеев в Российской Федерации являются:
хранение музейных предметов и музейных коллекций;
выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
изучение музейных предметов и музейных коллекций;
публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности.
Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.
Статья 29. Порядок учреждения государственных музеев в Российской Федерации
Учреждение государственных музеев производится на основании акта Правительства Российской Федерации.
При учреждении музея наряду с федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации другими учредителями музей регистрируется как государственный в случае финансирования его деятельности за счет средств соответствующих бюджетов более чем на 50 процентов.
Недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.
В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества.
О финансировании учреждений и государственных унитарных предприятий за счет средств арендной платы см. письмо Минфина РФ от 28 августа 2000 г. N 01-02-01/03-3183
Земельные участки, на которых расположены государственные музеи, предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статья 33. Виды деятельности музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Музеи в Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
|
[1] 2468 по данным на 2007г. (Г.О. Иванова статья «Музейная статистика» на основе справочника «Музеи и зоопарки Российской Федерации в цифрах» за 2007 г.)
[2] 80747800 по данным 2007 г. (см. 1)
[5] Статья «Основные характеристики услуг»( http://www.market-pages.ru/
(http://offline.business-
(http://offline.business-
[8] Прямой маркетинг— вид маркетинговой коммуникации, в основе которого — прямая личная коммуникация с получателем сообщения (потенциальным клиентом)
[9] Многоканальное финансирование музеев плюсы и минусы.( http://spimash.ru/2007/10/25/
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.
ВВП (внутренний валовой продукт) — обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране
[11] Из интервью с директором Русского музея Владимиром Гусевым. (информационное агентство "Интерфакс Северо-Запад") с директором Русского музея Владимиром Гусевым.
[12] Статья Шекова Е.Л., «Особенности маркетинга в сфере культуры» Опубликована: журнал "Маркетинг в России и за рубежом" №3, 2001
[13] Статья Ольги Бугровой «Где взять деньги на музей» (www.rus.ruvr.ru - Голос России).
[14] Г.О. Иванова статья «Музейная статистика» на основе справочника «Музеи и зоопарки Российской Федерации в цифрах» за 2007 г.
[16] Статья с сайта «Гаzета. СПб»( http://www.gazeta.spb.ru/
[17] Статья Криворученко В. К. (http://www.zpu-journal.ru/e-
[18] Г.О. Иванова статья «Музейная статистика» на основе справочника «Музеи и зоопарки Российской Федерации в цифрах» за 2007 г.
[20] Г.О. Иванова статья «Музейная статистика» на основе справочника «Музеи и зоопарки Российской Федерации в цифрах» за 2007 г.
[22] Официальный сайт ГМЗ»Петергоф» http://www.peterhofmuseum.ru/
[23] Статья Шекова Е.Л., «Особенности маркетинга в сфере культуры»
[24] По данным заседания Президиума Союза Музеев России ( 7сентября 2009 года)
[25] Сайт: Проблемы современной экономики; Статья «УПРАВЛЕНИЕ МУЗЕЙНЫМ КОМПЛЕКСОМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ» автор: Ахунов В.М.