Национальная экономика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание

В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы это не деньги и не вещи. В экономической науке под финансами понимают систему экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств.
Финансовая наука длительное время рассматривала категорию «финансы» упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемых государством и другими участниками денежных отношений.

Работа состоит из  1 файл

1 Понятие финансовой системы.docx

— 69.59 Кб (Скачать документ)

4) финансы  -  это  экономические  отношения,  в которых  тем  или  иным  образом  обязательно  участвует государство. Понятие   «финансы»   неразрывно   связано   с   понятием «денежный оборот». 

Денежный  оборот  -  это  движение денежных   ресурсов,   платежей и расчетов.   Объект денежного  оборота  -  финансовые  ресурсы,  такие  как прибыль,  кредиты,  задолженности,  доходы  от  смежных видов  деятельности. Финансовые  ресурсы  формируют денежные фонды, которые необходимы для интенсивного развития производства.

В экономической литературе нет устоявшегося единого определения  финансовой системы. Многие экономисты определяют финансовую систему как  совокупность различных сфер и звеньев  финансовых отношений, каждая из которых  характеризуется особенностями  в формировании использовании фондов денежных средств, различной ролью  в общественном воспроизводстве.

Такое определение не совсем точно.

Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться  в таком направлении, которое государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др. Поэтому правы те экономисты, которые в своих дефинициях указанной категории включают в нее и присутствие финансовых органов.

Исходя из сказанного, финансовая система представляет собой совокупность обособленных,  но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных   и   децентрализованных   фондов   денежных   средств.

Финансовая система государства  является отображением форм и методов  конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики  в значительной мере обозначается ею.

В экономической литературе довольно часто термин «финансовая  система» употребляется для обозначения  совокупности финансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учреждения являются лишь составной частью финансовой системы.

К финансовой системе непосредственно  примыкает и тесно взаимодействует  с ней кредитная система, которая представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. Однако необходимо иметь в виду, что в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами. Поэтому правомерно кредитную систему не включать в финансовую систему и рассматривать ее как самостоятельную. Но в совокупности и финансовая система, и кредитная система, именуемые в литературе как «финансово-кредитная система» оказывают огромное воздействие на все стороны социально-экономического развития страны.

Финансовая   система   государства   состоит   из   трех основных блоков:

1) государственные финансы;

2) финансы предприятий;

3) страховые фонды.

В государственных финансах различают: государственный бюджет (главный

финансовый   план   государства), государственный кредит (в виде займов государственных облигаций),  фонды  государства,  фонды  обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд. Государственные   финансы формируют   фонды   для финансирования  различной  деятельности государства, бюджетов низких уровней, распределяют средства между различными социальными  слоями  населения,  выделяют дотации и субсидии.

Финансы  предприятий  -  это  основной  блок,  в  котором формируется  ВВП  государства,  который  впоследствии распределяется   между   субъектами   хозяйственной деятельности.  От  этого  блока  зависит  благосостояние  и процветание   государства.   Это   финансы   отраслей народного хозяйства, министерств и ведомств, государственных предприятий и общественных фондов. Страховые фонды - это фонды имущественного и личного страхования  физических  и  юридических  лиц. Сюда же относится страхование ответственности и рисков.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное  – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными  фондами.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный  бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть  здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам.

Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные  органы власти. Их деятельность финансируется  за счет местных денежных фондов –  местных финансов. Как правило, они  не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны. В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и политических процессах общества. Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он

включает доходы и расходы местных  органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых  его принимали.

Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых  поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета  и муниципальных займов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно  для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой  системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей  и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

Доходная часть местных  бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана  не только с выполнением местных  задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство  из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция  – это государственная дотация  местному бюджету.

Несмотря на юридическую  самостоятельность бюджета, тем  не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут  быть сокращены либо совсем прекращены.

Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный  сектор в экономике продолжает играть большую роль.

Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным  правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в  государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах  в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий  центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

Главной особенностью государственных  предприятий является их обычно невысокая  рентабельность, хотя в отдельных  фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.

Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные  предприятия, которые в состоянии  действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном  государственном или местном  бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку  производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т. е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет

включаются их доходы и  расходы.

Специальные правительственные  фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.

Эти фонды создаются с целью  финансирования выполнения возникающих  задач. Поскольку каждая страна имеет  свои специфические задачи, постольку  нет единой классификации правительственных  фондов. К тому же их количество и  назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому  меняются.

Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После

разрешения конкретной задачи необходимость  в конкретном фонде отпадает. Такие  фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости от цели использования  государственные специальные фонды  подразделяют на: научно-исследовательские, экономические, социальные фонды, фонды личного и имущественного страхования, военные фонды, инвестиционные фонды.

Основная часть специальных  фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования)  образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и  использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые  возникают между:

  • предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги);
  • предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);
  • предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;
  • предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);
  • предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы предприятий — исходное звено финансовой системы Республики Беларусь, оно является основой общегосударственных  финансов. Это объясняется тем, что  именно на предприятиях в процессе материального производства создается  решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и  централизованных денежных фондов. Поэтому  от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение республики в целом.

Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

В зависимости от ряда объективных  факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, на формирование и использование  денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как:

Информация о работе Национальная экономика РБ