Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа
В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы это не деньги и не вещи. В экономической науке под финансами понимают систему экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств.
Финансовая наука длительное время рассматривала категорию «финансы» упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемых государством и другими участниками денежных отношений.
Подавляющая часть организаций
непроизводственной сферы осуществляет
некоммерческую деятельность, т. е. такую
деятельность, которая не преследует
цели получения прибыли (организации
культуры, учреждения народного образования,
здравоохранения и др.). Если такие
учреждения в ряде случаев и получают
доходы (например, государственные
вузы за обучение сверхпланового контингента
студентов), то они используются на
развитие этих учреждений. Все затраты
в учреждениях
Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды (включая фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования (страхование ответственности и др.); государственный кредит.
Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на общегосударственные потребности.
Главным звеном общегосударственных
финансов является государственный
бюджет. С его помощью правительство
республики концентрирует в своих
руках значительную часть финансовых
ресурсов страны. С введением в 1992
г. новой налоговой системы
В отличие от других республик СНГ в расходной части бюджета Республики Беларусь большое место (свыше 10 %) занимают расходы на мероприятия по ликвидации последствий от Чернобыльской катастрофы.
Государственный бюджет Республики
Беларусь является одним из главных
инструментов осуществления финансовой
политики государства. В последние
годы государственный бюджет все
шире используется для преодоления
кризисных явлений в экономике,
снижения инфляции, социальной поддержки
определенных слоев населения, для
развития рыночных отношений, и в
частности на развитие и укрепление
предпринимательских структур, на приватизацию
государственной собственности, на
развитие внешнеэкономической
Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, количество которых в последние годы значительно возросло. К числу основных внебюджетных фондов относятся: фонд социальной защиты населения; централизованный инновационный фонд; фонд охраны природы; дорожный фонд.
По своим размерам отдельные внебюджетные фонды составляют внушительные размеры. Например, ежегодный объем фонда социальной защиты населения равен 25—30 % от суммы доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.
Широкое использование наряду
с государственным бюджетом средств
внебюджетных фондов вызвано рядом
причин, и прежде всего ограниченностью
бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных
фондов позволяет привлечь дополнительные
финансовые ресурсы, которые затем
используются на отдельные мероприятия.
По своему экономическому содержанию
внебюджетные фонды представляют собой
форму перераспределения и
Одним из звеньев финансовой
системы является государственное
имущественное, личное и другие виды
страхования, которое представляет
собой один из методов создания резервных
фондов для защиты собственности
предприятий, организаций, учреждений,
а также личной собственности
граждан от убытков при стихийных
бедствиях и других неблагоприятных
событиях, для дополнительного
По своему содержанию страховые
отношения имеют ряд
С 1992 г. наряду с государственным страхованием широкое развитие получило негосударственное страхование, осуществляемое акционерными страховыми компаниями.
В последние годы как государственные,
так и негосударственные
Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, в наличии бюджетного дефицита.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. В Республике Беларусь преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительство республики все шире привлекает внешний, т. е. международный, государственный кредит.
В других странах СНГ состав
финансовой системы, их функции в
основном такие же, как и в Республике
Беларусь. Вместе с тем в отдельных
государствах СНГ имеются некоторые
отличия в формах и методах
организации финансовых отношений.
Например, в Российской Федерации
по сравнению с Республикой
Список литературы