Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций

Описание

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Работа состоит из  1 файл

Ответы по национальной экономике.docx

— 195.45 Кб (Скачать документ)

Номинальный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному  показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен  на товары и услуги дефлятор ВВП  характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные  доходы) и потребления основного  капитала в результате изменения  цен, а также чистых налогов.

Основные  макропоказатели рассчитываются в  системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства, применяемого в настоящее время  более чем в 150 странах мира с  рыночной экономикой. СНС применима  не только на уровне экономики в  целом, но и на более низких уровнях  агрегирования, какими являются ее отдельные  секторы.

В международной СНС в настоящее  время приняты следующие группы счетов: для секторов экономики; отраслей экономики; отдельных экономических  операций; экономики в целом, или  консолидированные счета.

Национальные  счета позволяют комплексно анализировать  макроэкономическую конъюнктуру, формулировать  экономическую стратегию, вести  международные сопоставления, оценивать  изменение национального богатства  и платежного баланса и определять на этой основе цели и инструменты  экономического развития страны.

Если  состав компонентов национальной экономической  системы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, то отношения между  ними, их взаимодействие отражает структура  национальной экономики. Структурные  соотношения образуют пропорции, поддержание  которых на оптимальном уровне в  процессе развития является важнейшим  системообразующим фактором национальной экономики. Пропорциональность в развитии компонентов экономической системы  обеспечивает ее целостность. Пропорциональность – закон развития любой системы (технической, экономической, социальной).

Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики  в разрезе трех секторов:

– первичного (входят отрасли, связанные  с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);

– вторичного (входят отрасли обрабатывающей промышленности);

– третичного (входят отрасли, производящие транспортные услуги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное  управление и др.).

В научной литературе и  зарубежной практике в течение длительного  времени используются понятия реального  и денежного (финансового) секторов экономики. Первый определяется размером ВВП, второй – количеством денег, необходимых для внутреннего  товарооборота. Они отражают устойчивые связи между субъектами и денежными  потоками, которые в совокупности образуют народнохозяйственный кругооборот  доходов и расходов.

Экономика описывается и такими категориями, как воспроизводственная структура, отраслевая, технологическая, региональная, институциональная, социальная и другие.

Показатель воспроизводственной структуры введен в экономический оборот для анализа на макроуровне базовых соотношений между стадиями воспроизводства ВВП, отражающих направленность изменений его составных частей. Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкости производства, динамике потребления и накопления и соответственно степени инвестиционных возможностей обновления национальной экономики и обеспечения ее экспортной направленности.

Отраслевая  структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точки зрения их эффективности, социальной ориентации, наукоемкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения.

Технологическая структура конкретизирует эти приоритеты данными о динамике соотношений между традиционными и новейшими технологиями, об объемах внедренных наукоемких высоких технологий в народное хозяйство.

Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и особенно социальной инфраструктуры, ибо народ, население страны живет на конкретных территориях.

Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством, закрепляющие ее правовое пространство,  
а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

Социальная  структура отражает совокупность социальных групп  
(в составе населения), стратифицированных по важнейшим экономическим критериям (собственность, доходы, квалификация и др.), их относительную динамику.

Все указанные виды структур формируют  целостность народного хозяйства, механизм взаимодействия его элементов, являющихся по своему характеру природно-естественными, технологическими, экономическими, социальными, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.

Структурные элементы экономической системы  поддерживают необходимые пропорции  процесса ее функционирования и развития. Оценка пропорций по критериям оптимальности  позволяет судить об эффективности  экономической деятельности страны и направленности динамики изменений  в экономике.

Главные макроэкономические пропорции складываются на национальном уровне. Они характеризуют  движение ВВП и его элементов: расходов на конечное потребление, валового накопления и сальдо внешней торговли. Если оптимальное воспроизводственное  соотношение нарушается в пользу, например, конечного потребления, то уменьшаются инвестиции в основной капитал, его обновление, а это  чревато отставанием в развитии технологической базы производства, а в перспективе – снижением  производственного потенциала и  как следствие – конечного  потребления.

Нормальный  ритм воспроизводственного процесса, динамика экспорто- и импортоориентированных отраслей зависят от пропорций экспорта и импорта, их объемов и товарных структур. Следует отметить тот факт, что одним из приоритетов развития экономики является ее экспортная ориентация.

Принципиально важны для национальной экономики, экономической политики пропорции  в структуре производства и структуре  потребления, а также между производством  и потреблением.

В ходе рыночных реформ важное значение приобретает  необходимость поддержания оптимального соотношения прогрессивных рыночных и традиционных институтов и норм в институциональной структуре  экономики, а также уровней благосостояния различных слоев общества в социальной структуре с целью недопущения  грубой социальной дифференциации.

Указанные макроэкономические пропорции занимают ведущее место в разработке и  реализации экономической политики государства. Поддержание их на оптимальном  уровне или обеспечение продвижения  к нему служат критерием оценки эффективности  национальной экономики и системы  управления и регулирования экономических  и социальных процессов в стране.

4. Термин «потенциал» применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Объемы и структура, технический  уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях национальной экономики, а также накопленные и располагаемые  ею на всей территории страны и за рубежом  материальные и духовные ценности, трудовые и природные ресурсы  определяют уровень развития совокупного  экономического потенциала страны.

Основными факторами, определяющими  экономический потенциал, являются производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе  квалифицированные кадры, способные  развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в  сфере производства и потребления.

Важнейшими составляющими совокупного  экономического потенциала Беларуси являются:

– природно-ресурсный потенциал;

– демографический и трудовой потенциалы;

– научный, научно-технический и  инновационный потенциалы;

– производственный потенциал;

– инвестиционный потенциал национальной экономики;

– внешнеэкономический потенциал;

– экологический потенциал.

Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие  показатели-индикаторы:

– численность населения, его половозрастная структура, естественное и механическое движение населения;

– трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и  рыночной экономики;

– индекс развития человеческого  потенциала;

– стоимость и структура  основных производственных фондов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа);

– валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, в том числе на душу населения  в сравнении с экономически развитыми  странами;

– возможные объемы выпуска промышленной, сельскохозяйственной продукции, продукции  строительства, перевозок грузов и  пассажиров;

– уровень потребления благ и  услуг на душу населения в сравнении  с научно обоснованными нормами  и нормативами, а также с экономически развитыми странами;

– наличие запасов и уровень  использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земельных ресурсов;

– экологическая емкость экосистем  и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам).

Экономический потенциал зависит  не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных мощностей, но и  от степени их использования. Высокий  уровень совокупного экономического потенциала имеют страны с развитыми  производительными силами и рыночной экономикой.

Основной закономерностью развития совокупного экономического потенциала является рациональное и гармоничное  сочетание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и национальную безопасность страны.

 

5. Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономи-ческих возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Природно-ресурсный потенциал – важнейшая часть национального богатства страны.

От естественных свойств земли, плодородия почв, особенностей климата, лесной и другой растительности, животного  мира, воды рек, озер, морей и океанов, богатств недр, чистоты воздуха во многом зависят социально-экономическое  развитие страны и благосостояние людей.

Оценивая природно-ресурсный потенциал  Беларуси, следует признать, что  в целом он не соответствует уровню развития и концентрации производительных сил, который характеризуется более  высокими показателями. На территории нашей страны отмечается относительно невысокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов, особенно топливно-энерге-тических, руд черных и цветных металлов.

Земельные ресурсы. Это часть земельного фонда страны, которая пригодна для  хозяйственного использования. Они  создают основу для сельскохозяйственного  производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов  наземной деятельности человека.

Земельный фонд Республики Беларусь – это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13–е место, следовательно, большинство европейских государств обладает гораздо меньшими земельными ресурсами. По состоянию на начало 2006 г. земельный фонд страны по категориям землепользователей распределялся следующим образом (в процентах от общей площади):

– сельскохозяйственные организации  – 41,7%;

– граждане – 6,7%;

– крестьянские (фермерские) хозяйства  – 0,9%;

– земли запаса и государственных  лесохозяйственных организаций  – 40,9%;

– прочие землепользователи – 9,8%.

Особую ценность представляют пахотные земли, наиболее интенсивно эксплуатируемая  часть земельных ресурсов, систематически обрабатываемая и используемая под  посевы сельскохозяйственных культур. Распаханность территории достигает 28%, или почти в три раза превышает  среднемировые показатели. Обеспеченность одного жителя Беларуси пашней составляет 0,58 га, что вдвое превышает среднемировые показатели.

Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной  земельной политикой, целью которой  является повышение эффективности  использования и охраны земельных  ресурсов как неотъемлемого условия  устойчивого социально-экономического развития страны. Основной задачей  текущего периода является совершенствование  земельных отношений и организационно-экономического механизма регулирования землепользования.

Информация о работе Национальная экономика