Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций
Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).
Традиционной и второй по значимости подотраслью животноводства Беларуси является свиноводство. В 2005 г. поголовье свиней составляло 3545 тыс. голов (70,2% к численности в 1991 г.). В общем балансе мяса на долю свинины приходится около 33%. В последние годы принимаются меры по переводу производства свинины на промышленную основу посредством выращивания поголовья на крупных свиноводческих комплексах.
Овцеводство в валовом производстве мяса составляет около 0,5%, козоводство развито в Беларуси только в частных подсобных хозяйствах.
Основу коневодства республики составляют четыре конных завода и сеть племенных специализированных конеферм различных породных направлений.
В пушном звероводстве поголовье норки занимает свыше 95%.
Одной из самых интенсивных отраслей животноводства является птицеводство. По численности поголовья птицы на 100 га посевов зерновых и зернобобовых и производству яиц на душу населения Беларусь занимает соответственно 13-е и 5-е места в Европе. В сельскохозяйственных предприятиях объединения «Белптицепром» сосредоточено примерно 50% поголовья птицы, но в них производится около 78% птичьего мяса.
Составной частью АПК Беларуси является рыбное хозяйство. Головное предприятие подотрасли – объединение «Госрыбхоз», входящее в структуру Минсельпрода. В составе «Госрыбхоза» 19 прудовых хозяйств и 5 рыбокомбинатов. Основным объектом прудового производства является карп, выращиваются также щука, карась, белый амур, толстолобик и другие породы рыбы. Вместе с тем рыбное хозяйство страны развито недостаточно – производит менее 1 кг рыбы на душу населения. В общем количестве потребляемой населением рыбы и рыбопродуктов собственное производство составляет около 10%.
В пчеловодстве валовое производство меда во всех категориях хозяйств составляет около 2 тыс. т в год.
В 2005 г. производство основных видов продукции сельского хозяйства на душу населения составило: зерна – 657 кг (91,3% к уровню 2004 г.), картофеля – 837 (83%), овощей – 314 (149%), мяса в убойном весе – 71 (116%), молока – 581 кг (110%), яйца – 317 шт. (106% к уровню 2004 г.).
Перерабатывающая промышленность АПК Беларуси представлена рядом подотраслей и производств, среди них – пищевая промышленность, подотрасли легкой промышленности, связанные с первичной переработкой сырья, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Сельскохозяйственную продукцию используют также в отраслях, не входящих в АПК (лекарственное сырье, семена льна, рапса и др.).
Пищевая промышленность производит
около 17% продукции АПК. Она в индустриальном
производстве занимает второе место
после машиностроения – около 17%
общего объема выпускаемой промышленной
продукции, 7% промышленно-производственных
основных фондов, 12% численности промышленно-
Дальнейшее увеличение производства
сельскохозяйственной продукции в
стране связано с совершенствованием
структуры АПК, внедрением интенсивных
технологий, социальным развитием
20. Строительный
комплекс рассматривается как межотраслевая
система, включающая совокупность предприятий,
объединений и организаций, деятельность
которых направлена на создание, реконструкцию
и освоение объектов производственного
и непроизводственного назначения. Он
объединяет подрядные и специализированные
строительные организации, предприятия
промышленности строительных материалов
и строительной индустрии, механизации
и транспорта, проектно-изыскательские,
конструкторско-техноло-
На
долю строительного комплекса
4.4.1. Строительство (капитальное строительство)
Рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов – промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потребности.
Строительство
отличается многообразием производственных
связей. В строительстве любого объекта
принимают участие проектно-
Кризис 1990-х годов привел к спаду объемов строительства и уменьшению мощностей строительных организаций. Производство строительной продукции стабилизировалось в 1996 г. и с 1997 г. наметалась тенденция устойчивого роста. В 2005 г. инвестиции в основной капитал составили 14818 млрд. руб. (123% к уровню 2004 г.), ввод в действие основных средств – 11434 млрд. руб. (113% к уровню 2004 г.), ввод в действие общей площади жилых домов – 3780 тыс. м2 (108% к уровню 2004 г.).
Сложной проблемой
отрасли остается большой объем
незавершенного строительства, которое
состоит из строящихся объектов в
пределах нормативных сроков и с
их превышением, временно приостановленного,
законсервированного и
4.4.2. Промышленность строительных материалов
Является
важнейшей структурной частью строительного
комплекса в целом. На долю промышленности
строительных материалов приходится примерно
1,3–1,5% всего ВВП, 0,8% среднегодовой
численности занятых в
Развитие
и функционирование отраслей строительного
комплекса обусловлено
21. Транспорт – одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее звеньев. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цены товаров. Одновременно транспорту принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне, развитии культурных связей между народами.
Разработку приоритетных направлений
развития транспорта и государственное
регулирование деятельности объединений,
предприятий и организаций
Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуется следующими показателями: доля транспорта в ВВП – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4%, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%, в численности занятых в экономике – 6,1% (2005 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции.
Транспорт
как вид хозяйственной
Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных и искусственных путей сообщения. Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
К
транспортному комплексу
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов и грузооборот в Беларуси по видам транспорта общего пользования приведены в табл. 4.1 и 4.2.
До 1990-х годов перевозки
грузов и размер грузооборота увеличивались,
что обусловливалось
а объем грузооборота – в 1,3 раза. Одновременно
происходили изменения в структуре перевозки
грузов: резко уменьшилась доля автомобильного
транспорта, несколько возросла доля железнодорожного
и существенно увеличилась доля трубопроводного
транспорта, который работает наиболее
стабильно.
Перевозка пассажиров (табл. 4.3) и пассажирооборот (табл. 4.4) также сократились, но в гораздо меньших масштабах, причем это имело место на первом этапе перестройки (1991–1995 гг.). При этом в абсолютном и относительном измерениях возросла роль метрополитена, на втором этапе перестройки с 1996 г. – троллейбуса и трамвая. Для значительной части населения из-за низких доходов и высоких пассажирских тарифов стали малодоступными услуги таксомоторного транспорта, воздушного, междугородного и пригородного автобусного.
При анализе перевозки грузов и
пассажиров весьма важна оценка состояния
материально-технической базы транспорта.
Основными натуральными измерителями,
позволяющими оценить степень развития
транспортной инфраструктуры, служат
показатели наличного подвижного состава
и обеспеченности территории страны
путями сообщения – эксплуатационная
длина и плотность путей
Основными показателями, характеризующими
эффективность использования
4.5.2.Связь
Связь
– отрасль экономики страны, обеспечивающая
передачу и распространение различных
информационных потоков. Связь играет
важную роль в производственно-
Развитие
систем связи и информатизации стало
одним из важнейших приоритетов
научно-технической и
Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляет Министерство связи и информатизации.