Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций

Описание

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Работа состоит из  1 файл

Ответы по национальной экономике.docx

— 195.45 Кб (Скачать документ)

Традиционной и второй по значимости подотраслью животноводства Беларуси является свиноводство. В 2005 г. поголовье свиней составляло 3545 тыс. голов (70,2% к численности в 1991 г.). В общем балансе мяса на долю свинины приходится около 33%. В последние годы принимаются меры по переводу производства свинины на промышленную основу посредством выращивания поголовья на крупных свиноводческих комплексах.

Овцеводство в валовом производстве мяса составляет около 0,5%, козоводство развито в Беларуси только в частных подсобных хозяйствах.

Основу коневодства республики составляют четыре конных завода и сеть племенных специализированных конеферм различных породных направлений.

В пушном звероводстве поголовье  норки занимает свыше 95%.

Одной из самых интенсивных  отраслей животноводства является птицеводство. По численности поголовья птицы на 100 га посевов зерновых и зернобобовых и производству яиц на душу населения Беларусь занимает соответственно 13-е и 5-е места в Европе. В сельскохозяйственных предприятиях объединения «Белптицепром» сосредоточено примерно 50% поголовья птицы, но в них производится около 78% птичьего мяса.

Составной частью АПК Беларуси является рыбное хозяйство. Головное предприятие подотрасли – объединение «Госрыбхоз», входящее в структуру Минсельпрода. В составе «Госрыбхоза» 19 прудовых хозяйств и 5 рыбокомбинатов. Основным объектом прудового производства является карп, выращиваются также щука, карась, белый амур, толстолобик и другие породы рыбы. Вместе с тем рыбное хозяйство страны развито недостаточно – производит менее 1 кг рыбы на душу населения. В общем количестве потребляемой населением рыбы и рыбопродуктов собственное производство составляет около 10%.

В пчеловодстве валовое производство меда во всех категориях хозяйств составляет около 2 тыс. т в год.

В 2005 г. производство основных видов продукции сельского хозяйства на душу населения составило: зерна – 657 кг (91,3% к уровню 2004 г.), картофеля – 837 (83%), овощей – 314 (149%), мяса в убойном весе – 71 (116%), молока – 581 кг (110%), яйца – 317 шт. (106% к уровню 2004 г.).

Перерабатывающая  промышленность АПК Беларуси представлена рядом подотраслей и производств, среди них – пищевая промышленность, подотрасли легкой промышленности, связанные с первичной переработкой сырья, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Сельскохозяйственную продукцию используют также в отраслях, не входящих в АПК (лекарственное сырье, семена льна, рапса и др.).

Пищевая промышленность производит около 17% продукции АПК. Она в индустриальном производстве занимает второе место  после машиностроения – около 17% общего объема выпускаемой промышленной продукции, 7% промышленно-производственных основных фондов, 12% численности промышленно-производственного  персонала. Пищевая промышленность включает более 2,3 тыс. предприятий. В  ее состав входят более двух десятков подотраслей с их многочисленными  специализированными производствами. Наиболее крупными являются: мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, сахарная.

Дальнейшее увеличение производства сельскохозяйственной продукции в  стране связано с совершенствованием структуры АПК, внедрением интенсивных  технологий, социальным развитием сельскохозяйственного  сектора. Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 годы предусмотрены затраты в  объеме 70 трлн. руб. на обустройство не менее 1500 сельских населенных пунктов  с приданием им статуса поселений  нового, городского, типа (централизованное водоснабжение, газификация, дороги и  улицы с твердым покрытием, транспортное сообщение с районными и областными центрами, полная телефонизация, комплекс предприятий социальной сферы).

 

20. Строительный комплекс рассматривается как межотраслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Он объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-техноло-гические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства, включая отраслевые органы управления (всего более 4000 строительных и ремонтно-строительных организаций). Все подразделения комплекса объединяют экономические, технологические и производственные связи; на комплекс работает строительное и дорожное машиностроение.

На  долю строительного комплекса Беларуси в составе двух взаимосвязанных  секторов – собственно строительства  и промышленности строительных материалов и конструкций – приходится 7,3 % ВВП страны, 7,4% общей численности  работников, занятых в народном хозяйстве. Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

 

4.4.1. Строительство (капитальное  строительство)

 

Рассматривается как отрасль национальной экономики  по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих  основных фондов – промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных  дорог, линий электропередач и связи, жилых коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потребности.

Строительство отличается многообразием производственных связей. В строительстве любого объекта  принимают участие проектно-изыскательские, научно-исследовательские, строительные и монтажные организации, промышленные предприятия, банки и другие субъекты экономики, чей капитал так или  иначе участвует в строительстве. Длительность технологического цикла  в строительстве обусловила особую форму расчетов за строительную продукцию: расчеты ведутся за условно готовую  продукцию – за этапы работ, выполнение конструктивных частей зданий или видов  работ.

Кризис 1990-х годов привел к спаду объемов  строительства и уменьшению мощностей  строительных организаций. Производство строительной продукции стабилизировалось  в 1996 г. и с 1997 г. наметалась тенденция устойчивого роста. В 2005 г. инвестиции в основной капитал составили 14818 млрд. руб. (123% к уровню 2004 г.), ввод в действие основных средств – 11434 млрд. руб. (113% к уровню 2004 г.), ввод в действие общей площади жилых домов – 3780 тыс. м2 (108% к уровню 2004 г.).

Сложной проблемой  отрасли остается большой объем  незавершенного строительства, которое  состоит из строящихся объектов в  пределах нормативных сроков и с  их превышением, временно приостановленного, законсервированного и окончательно приостановленного строительства. На 1 января 2004 г. в незавершенном строительстве (без учета индивидуальных застройщиков) находилось 15573 объекта производственного и непроизводственного назначения (на 1.01.2000 г. – 22370). Этот показатель характеризует снижение эффективности использования инвестиций.

 

4.4.2. Промышленность строительных  материалов

 

Является  важнейшей структурной частью строительного  комплекса в целом. На долю промышленности строительных материалов приходится примерно 1,3–1,5% всего ВВП, 0,8% среднегодовой  численности занятых в экономике  страны. Отрасль объединяет 16 подотраслей, включает около 1500 предприятий и  производств различной формы  собственности и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов. Всего  производится более 130 видов строительных материалов и изделий. Крупнейшими  предприятиями отрасли являются: РУП «Белорусский цементный завод» (г. Костюковичи), ПО «Кричевцементошифер» (г. Кричев), ОАО «Кровля» (г. Осиповичи), ОАО «Керамин» (г. Минск), ПО «Гранит» (г. п. Микашевичи), ОАО «Гомельстекло», РУП «Стеклозавод «Неман»» (г. п. Березовка) и др.

Развитие  и функционирование отраслей строительного  комплекса обусловлено долгосрочной программой «Основные направления  развития материально-технической  базы строительства Республики Беларусь на 1998–2015 гг.», другими отраслевыми  программами.

21. Транспорт – одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее звеньев. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цены товаров. Одновременно транспорту принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне, развитии культурных связей между народами.

Разработку приоритетных направлений  развития транспорта и государственное  регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного  комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Управление предприятиями  железнодорожного транспорта осуществляет Белорусская железная дорога, предприятиями  гражданской авиации – Государственный  комитет по авиации, городским транспортом  – органы местной исполнительной власти.

Место и роль транспорта в экономике  Беларуси характеризуется следующими показателями: доля транспорта в ВВП  – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4%, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%, в численности занятых  в экономике – 6,1% (2005 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения. Выделяют транспорт личного пользования. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Виды  транспорта отличаются друг от друга  использованием разных естественных и  искусственных путей сообщения. Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

К транспортному комплексу предъявляются  следующие требования:

  • наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;
  • повышение экономичности перевозочных процессов;
  • сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;
  • обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факторов;
  • повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем  перевозок (отправлений) грузов, объем  перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки  грузов и грузооборот в Беларуси по видам транспорта общего пользования  приведены в табл. 4.1 и 4.2.

 

До 1990-х годов перевозки  грузов и размер грузооборота увеличивались, что обусловливалось наращиванием объемов производства практически  во всех сферах экономики. Разрушение единой транспортной системы бывшего  СССР, значительный спад производства в начале 1990-х годов, снижение реальных доходов населения, а также другие негативные процессы в экономической, политической и социальной сферах привели  к сокращению спроса на услуги всех видов транспорта. В итоге количество перевезенных грузов за 1990–2005 гг. уменьшилось  почти в 2,9 раза,  
а объем грузооборота – в 1,3 раза. Одновременно происходили изменения в структуре перевозки грузов: резко уменьшилась доля автомобильного транспорта, несколько возросла доля железнодорожного и существенно увеличилась доля трубопроводного транспорта, который работает наиболее стабильно.

Перевозка пассажиров (табл. 4.3) и пассажирооборот (табл. 4.4) также сократились, но в  гораздо меньших масштабах, причем это имело место на первом этапе  перестройки (1991–1995 гг.). При этом в  абсолютном и относительном измерениях возросла роль метрополитена, на втором этапе перестройки с 1996 г. – троллейбуса и трамвая. Для значительной части населения из-за низких доходов и высоких пассажирских тарифов стали малодоступными услуги таксомоторного транспорта, воздушного, междугородного и пригородного автобусного.

При анализе перевозки грузов и  пассажиров весьма важна оценка состояния  материально-технической базы транспорта. Основными натуральными измерителями, позволяющими оценить степень развития транспортной инфраструктуры, служат показатели наличного подвижного состава  и обеспеченности территории страны путями сообщения – эксплуатационная длина и плотность путей сообщения (табл. 4.5).

 

Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим  показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок. На достижение наивысших значений этих показателей  направлены предпринимаемые государством меры по дальнейшему развитию и совершенствованию  транспортной системы страны, предусмотренные  Государственной программой «Дороги  Беларуси» на 2006–2015 гг. и др.

 

4.5.2.Связь

 

Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных  информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной  деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также в удовлетворении культурно-бытовых потребностей и  росте информационной осведомленности  населения.

Развитие  систем связи и информатизации стало  одним из важнейших приоритетов  научно-технической и экономической  политики Республики Беларусь. В условиях формирования рыночной экономики возросла потребность в высококачественных, на уровне мировых стандартов, услугах  связи. За период с 1991 г. доля отрасли в структуре ВВП страны увеличилась с 1 до 2%. В ней работает 1,5% общего числа занятых в экономике.

Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение  и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляет Министерство связи и информатизации.

Информация о работе Национальная экономика