Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций

Описание

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Работа состоит из  1 файл

Ответы по национальной экономике.docx

— 195.45 Кб (Скачать документ)

      Ответы по национальной экономике

1.Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Наиболее  приемлемым является определение института как устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, принципов, законов, правил, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, социальные отношения и организующих их в систему социальных ролей и статусов посредством определенных организационных и организационно-экономических структур, в том числе органов государственного управления, учреждений, организаций. Институт также выполняет функцию социального контроля.

Таким образом, национальная экономика – это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

В организационном плане – это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане – это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.

В функционально-ресурсном плане – это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане – это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.

По уровням функционирования и управления в национальной экономике выделяют макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

Социально-экономические  процессы, протекающие в национальной экономике, в своей совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Их функционирование и конечный результат характеризуются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе показателей накопления и потребления. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства, темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах, ведут к падению эффективности и разрушению экономической системы.

Ключевыми макроэкономическими параметрами  являются эффективность и конкурентоспособность  национальной экономики, характеризующие  состояние, тенденции, эакономерности ее развития, место и роль в системе  мирохозяйственных связей, мировой  экономике.

Приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия национальной экономики, позволяют научно обоснованно  вести исследование реальных социально-экономических  процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической  системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы – белорусской экономической модели.

2. Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, которая охватывает следующие направления:

– формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик  экономической системы суверенного  государства;

– преобразование действующих и  построение новых институтов социально  ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

– глубинные преобразования структуры  экономики на основе новых высоких  технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, международного разделения труда.

Все эти процессы происходят в режиме непрерывного функционирования и развития экономики.

Для успешного осуществления указанных  преобразований необходимы достаточные  предпосылки и условия, которые  придадут экономической системе  качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость), в их числе:

– общесистемные предпосылки и условия конституционно-право-вого, мировоззренческого, идеологического, политического характера (тип создаваемого государства и общества);

– системные условия и предпосылки (единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой);

– внутрисистемные предпосылки – обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая весьма ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира.

Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.

Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого  развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных  условий упреждающего характера.

Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики  обеспечивается совокупностью системных  условий и принципов. В их числе  создание единой институционально-правовой среды для страны и ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного  воспроизводства (статей распределения, потребления, накопления). Система таких  институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами  и законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится  и полный учет специфики страны в  сфере экономики. Беларусь располагает  долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов  минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим национальная экономика имеет  и негативные аспекты: неоптимальную  структуру (воспроизводственную, отраслевую, региональную, технологическую); медленные  темпы обновления основных фондов и  технологий; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и  конкурентоспособность многих видов  продукции и услуг и т. д. Данные явления должны объективно оцениваться  при формировании потенциала развития национальной экономики.

Группа системных предпосылок  обеспечивает создание внутренних условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий путь развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экологического императивов устойчивого развития – обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.

Указанные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они  являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой – постоянно действующими императивами, требующими преобразования государства, общества, экономики, обеспечения политической и социальной стабильности в стране.

Все охарактеризованные выше группы предпосылок, условий, императивов  комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются  задачи, сроки, средства и механизмы  их формирования и реализации.

 

3. Главные цели экономики – обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния граждан. В связи с этим базовые функции экономической системы страны – это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Основными институциональными организационно-правовыми единицами – субъектами хозяйствования – являются государство, предприятия (фирмы) и домашние хозяйства.

Предприятия по производственному признаку формируют  отрасли, отрасли – комплексы, межотраслевые  комплексы – народное хозяйство, или национальную экономику как  целое. Это объемное, многомерное  пространство описывается экономической  наукой как многоуровневая (иерархическая) совокупность отраслей, подотраслей  и производств, товаров и услуг, процессов и видов деятельности, потоков и запасов ресурсов, которые  классифицируются по различным признакам  или принципам (производственному, территориальному, функциональному, правовому  и т. п.).

Первичный уровень иерархии образует микроэкономическую структуру экономической системы, или микроэкономику. Научному анализу на этом уровне подвергаются все аспекты деятельности конкретной экономической единицы: фирмы, домашние хозяйства.

На  следующем уровне, или мезоуровне, исследуется отраслевая структура экономики.

Уровень экономики как целого, или макроэкономика, охватывает общую структуру национальной экономики и ее межотраслевых комплексов, такие агрегаты, как правительственный и частный сектор (агрегат – совокупность профильных экономических единиц, рассматриваемая как одна институциональная единица). Научному анализу на этом уровне подвергаются экономические объекты и процессы, характеризуемые такими величинами, как общий объем продукции в стране, общий уровень занятости, общий объем доходов, общий уровень расходов, общий уровень цен и др.

Для анализа реальных экономических  процессов используются количественные показатели и оценки.

Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и  национальный доход.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий экономический показатель, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. ВВП применяется для международных сопоставлений степени развитости экономики различных стран.

Валовой национальный продукт (ВНП) в отличие от ВВП отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть ВНП.

Показатель  ВНП предназначен для отражения  общих конечных результатов экономической  деятельности в стране; для характеристики взаимосвязанных процессов воспроизводственного процесса, процесса производства материальных благ, работ, услуг, распределения доходов, конечного использования национальных и привлеченных ресурсов.

В экономической практике используется также показатель «чистый национальный продукт» (ЧНП), позволяющий избегать многократного повторного счета, искажающего реальный объем ВНП. ЧНП – это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

Макроэкономическим  показателем также является национальный доход (НД). НД равен ЧНП минус косвенные налоги. С точки зрения собственников ресурсов, НД измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период.

Важным  показателем уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т. е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия, за вычетом налогов и с добавлением субсидий.

Для пересчета макроэкономических показателей  из текущих цен в неизменные, или  сопоставимые, используются специальные  дефляторы, или индексы цен, в  том числе дефляторы ВВП и  индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное  изменение среднего уровня цен широкой  группы товаров («корзины» заранее  отобранных представительных товаров  и услуг) за определенный период.

Информация о работе Национальная экономика