Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций
Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).
Ответы по национальной экономике
1.Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).
Наиболее приемлемым является определение института как устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, принципов, законов, правил, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, социальные отношения и организующих их в систему социальных ролей и статусов посредством определенных организационных и организационно-экономических структур, в том числе органов государственного управления, учреждений, организаций. Институт также выполняет функцию социального контроля.
Таким образом, национальная экономика – это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.
В организационном плане – это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.
В структурном плане – это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.
В функционально-ресурсном плане – это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.
В институциональном плане – это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.
По уровням функционирования и управления в национальной экономике выделяют макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).
Социально-экономические процессы, протекающие в национальной экономике, в своей совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Их функционирование и конечный результат характеризуются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе показателей накопления и потребления. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства, темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах, ведут к падению эффективности и разрушению экономической системы.
Ключевыми
макроэкономическими
Приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия национальной экономики, позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы – белорусской экономической модели.
2. Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, которая охватывает следующие направления:
– формирование полной совокупности
компонентов, институтов и характеристик
экономической системы
– преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;
– глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, международного разделения труда.
Все эти процессы происходят в режиме непрерывного функционирования и развития экономики.
Для успешного осуществления
– общесистемные предпосылки и условия конституционно-право-вого, мировоззренческого, идеологического, политического характера (тип создаваемого государства и общества);
– системные условия и предпосылки (единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой);
– внутрисистемные предпосылки – обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.
Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая весьма ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира.
Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.
Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера.
Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны и ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства (статей распределения, потребления, накопления). Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами и законами Республики Беларусь.
К системным предпосылкам относится
и полный учет специфики страны в
сфере экономики. Беларусь располагает
долговременными факторами
Группа системных предпосылок обеспечивает создание внутренних условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий путь развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экологического императивов устойчивого развития – обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.
Указанные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой – постоянно действующими императивами, требующими преобразования государства, общества, экономики, обеспечения политической и социальной стабильности в стране.
Все охарактеризованные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.
3. Главные цели экономики – обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния граждан. В связи с этим базовые функции экономической системы страны – это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Основными институциональными организационно-правовыми единицами – субъектами хозяйствования – являются государство, предприятия (фирмы) и домашние хозяйства.
Предприятия
по производственному признаку формируют
отрасли, отрасли – комплексы, межотраслевые
комплексы – народное хозяйство,
или национальную экономику как
целое. Это объемное, многомерное
пространство описывается экономической
наукой как многоуровневая (иерархическая)
совокупность отраслей, подотраслей
и производств, товаров и услуг,
процессов и видов
Первичный
уровень иерархии образует микроэкономическую
структуру экономической
На следующем уровне, или мезоуровне, исследуется отраслевая структура экономики.
Уровень экономики как целого, или макроэкономика, охватывает общую структуру национальной экономики и ее межотраслевых комплексов, такие агрегаты, как правительственный и частный сектор (агрегат – совокупность профильных экономических единиц, рассматриваемая как одна институциональная единица). Научному анализу на этом уровне подвергаются экономические объекты и процессы, характеризуемые такими величинами, как общий объем продукции в стране, общий уровень занятости, общий объем доходов, общий уровень расходов, общий уровень цен и др.
Для анализа реальных экономических процессов используются количественные показатели и оценки.
Ключевыми
макроэкономическими
Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий экономический показатель, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. ВВП применяется для международных сопоставлений степени развитости экономики различных стран.
Валовой национальный продукт (ВНП) в отличие от ВВП отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть ВНП.
Показатель
ВНП предназначен для отражения
общих конечных результатов экономической
деятельности в стране; для характеристики
взаимосвязанных процессов
В экономической практике используется также показатель «чистый национальный продукт» (ЧНП), позволяющий избегать многократного повторного счета, искажающего реальный объем ВНП. ЧНП – это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).
Макроэкономическим показателем также является национальный доход (НД). НД равен ЧНП минус косвенные налоги. С точки зрения собственников ресурсов, НД измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период.
Важным показателем уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т. е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия, за вычетом налогов и с добавлением субсидий.
Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы, или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров («корзины» заранее отобранных представительных товаров и услуг) за определенный период.