Налоги и налогообложение в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система в современной России.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

Введение

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

     В западном опыте создания  и функционирования эффективной налоговой системы  немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

      Цель  данной курсовой работы – на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России.

Реализация указанной  цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:

    • определить сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
    • проанализировать соответствие структуры налоговой системы России теоретическим принципам построения налоговых систем;
    • определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ.

      Последние реформы показывают стремление Российского  правительства к коренному изменению  ситуации в стране. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.   
 
 

 

  Глава 1. Теоретические основы налогообложения в Российской Федерации.

    1. Экономическая сущность налогов.

Одним из важнейших  инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

В истории развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоги, налоговая  политика, налоговая система, налогообложение  постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывают различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении. В специальной экономической литературе можно встретить и такие утверждения, что «налог – это одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства».

В настоящее время для реформируемой России более чем актуальна мысль редко цитируемого сегодня великого экономиста К. Маркса: «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства».

Экономическая   сущность   налогов   была   впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны». Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

А. Смит в определение  налога привнес понятие справедливости, без соблюдения которой налог, возможно, перестает быть налогом и переходит  в разряд штрафов, налагаемых государством, либо приобретает черты вымогательства или даже грабежа.

Таким образом, налог – это индивидуально  безэквивалентное движение денежных средств  от индивидуума к государству  с целью формирования денежного  фонда, используемого для выполнения государством своих функций, причем налог должен взиматься с соблюдением определенных принципов, обеспечивающих справедливость (по отношению к плательщику) и достижение большей эффективности взимания налогов.

Определенный  вклад в теорию налогов внесли ученые-экономисты А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.

Так, по мнению Н. Тургенева, «налоги суть средства к  достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем  в общество, или при составлении государств».

А. Тривус   считал, что «налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента». Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.

А. Соколов утверждал, что «под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной  властью с отдельных хозяйствующих  лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

В специальной  экономической литературе можно  встретить и другие утверждения  сущности налогов.  

Так, например, доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как «изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса».  

По мнению И. Черкасовой и Т. Жуковой, экономическую  сущность налогов можно представить  следующим образом. «Общество производит определенные товары и оказывает различные услуги.  В процессе производства товаров и в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство путем изъятия части доходов, сформированных в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, формирует доходную часть бюджета. Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между его реальными производителями и государством. Совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без распределения ресурсов, использованных на производство, составляет валовой внутренний продукт (ВВП). Основным методом перераспределения ВВП стало прямое изъятие государством в свою пользу его определенной части. Это применяется для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета) государства, что и составляет экономическую сущность налогообложения. Объем ВВП определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства».

Таким образом, экономическая сущность налогов  вытекает из природы налогов, а так  же из их исторического характера. Учеными  выделяются такие специфические  особенности налогов как экономической  категории:

    • устойчивые внутренние свойства - обязательный, целевой, законодательно - правовой характер; индивидуальность, безэквивалентность и другие;
    • закономерности развития, которые характерны для всех стран, несмотря на национальные особенности;

Налогу присущи свои отличительные признаки проявления в отличие от других категорий, таких как: цена, кредит, финансы. К таким признакам, во-первых, относится его обязательность и всеобщность; это означает, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, кроме того, субъект налогообложения не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по уплате налогов. Второй признак налогов – смена собственника; доля частной собственности (в денежной форме) переходит государству, поступая в централизованные денежные фонды (бюджетные фонды), в которых налоговые поступления обезличиваются. Так же важным признаком налога является его безвозвратность и безвозмездность, т.е. налог никогда не возвращается налогоплательщику налога, уплативший налог не получает ничего взамен.

Статьей 8 Налогового Кодекса РФ  определено, что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Взимание налогов  производится властью государства  при наличии соответственного налогового законодательства, т.е. в форме правовых отношений. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях:

– фискальной;

– регулирующей;

– стимулирующей.

Фискальная функция  – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью  образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для  функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что  государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.

Стимулирующая функция проявляется в том, что  с помощью налогов государство  стимулирует научный прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие производства.

Таким образом, можно сказать, что категория  «налог» представляет собой систему  налоговых отношений, возникающих  между налогоплательщиками, с одной  стороны, и центральными, региональными  властями – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Субъекты налоговых отношений. Элементы налогов.

Взаимодействие  налоговых органов с другими  контролирующими государственными органами регламентирует Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс, Бюджетный кодекс РФ, а также  федеральные законы. На их основе разработаны детализированные нормативные акты, имеющие форму многосторонних или двусторонних межведомственных положений или соглашений о сотрудничестве, четко регламентирующих взаимоотношения между различными организациями.

В соответствии с законодательством участниками (субъектами)  налоговых отношений  являются:

  1. Организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  2. Организации и физические лица,  признаваемые налоговыми агентами;
  3. Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ (налоговые органы);
  4. Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения (таможенные органы);
  5. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие, уполномоченные ими организации и должностные лица, осуществляющие установленном порядке (помимо налоговых и таможенных органов) прием денежных средств в счет уплаты налогов и сборов и перечисления в бюджет;
  6. Органы государственных внебюджетных фондов.
 

Кроме того, налоговые  органы проводят на постоянной основе взаимодействия со следующими организациями:

  • Учреждениями Банка России и других кредитных организаций по счетам, открытым для налогоплательщиков;
  • Комитетами по земельной реформе и землеустройству,  владеющими информацией о плательщиках земельного налога;
  • Государственными органами, осуществляющих антимонопольное регулирование экономики – по зарегистрированным у них организациями.
  • Органами, выдающими лицензии на право заниматься определенным видом деятельности;
  • Территориальными органами Федеральной службы России по делам о несостоятельности и   финансовому оздоровлению;
  • Территориальными органами государственной статистики;
  • Уполномоченными органами, осуществляющими государственную регистрацию налогооблагаемого имущества  и транспортных средств налогоплательщиков;
  • Органами федерального казначейства;
  • Органами внутренних дел.

Информация о работе Налоги и налогообложение в современной России