Акциз по подакцизным
товарам уплачивается по месту производства
таких товаров, а по алкогольной
продукции, кроме того, уплачивается по
месту ее реализации с акцизных складов,
за исключением реализации на акцизные
склады других организаций.
О резервах по сбору
акцизов можно судить на примере
алкогольной продукции. Регулирование
и контроль за производством и
оборотом алкогольной продукции осуществляют
15 государственных структур. По данным
МНС ежегодный объем производства в этой
сфере оценивается в 250 млн долл., а по данным
МЭРТ - около 300 млн долл. При этом объем
легального производства составляет 120-130
млн долл. Соответственно потери бюджетов
всех уровней оцениваются на уровне 1,3
млрд. долл. (2001 г.). Кроме того, уплата акцизов
производится по факту отгрузки продукции
(с отсрочкой до 45 дней), а не по фактическому
поступлению средств на счета предприятий.
Несвоевременное поступление средств
за отгруженную алкогольную продукцию
приводит к образованию недоимки, погасить
которую не всегда возможно, т.к. источником
погашения может служить только прибыль.
В отпускной цене предприятия на водку
акцизы составляют 55%, НДС — свыше 17%, а
прибыль — только 15-17%.
Основательность
государственной политики в акцизном
налогообложении характеризуется
другим примером. В ходе составления
проекта бюджета-2000 при росте
цен на 19% ставка акцизов на алкогольную
продукцию была увеличена на 40% (до этого
ставка акциза не индексировалась 3 года).
Столь резкое увеличение привело к снижению
объемов легального производства на 9%,
не был достигнут намечавшийся фискальный
эффект. Поступление акцизов в бюджеты
всех уровней возросло только на 7 млрд.
руб., а доходы теневого сектора экономики
в этой сфере - на 18 млрд. руб.
Глава 3.
Направления развития
Налоговой системы
России.
3.1.
Основные направления
развития налоговой
системы России .
Процесс формирования
налоговой системы Российской Федерации,
получивший выражение в принятии и введении
в действие Налогового кодекса РФ, в настоящее
время находиться в завершающей стадии.
За период с1999 по 2005 г. был осуществлен
ряд важнейших мероприятий по созданию
эффективной налоговой системы, в частности:
- Число налогов,
взимаемых в РФ, сократилось с 54 до 14, что
привело к упрощению налоговой системы;
- За счет снижения
ставок основных налогов снизилась налоговая
нагрузка на экономику;
- Введены в
действие 4 специальных налоговых режима,
имеющих целью упрощения налогообложения
и стимулирование малого бизнеса;
- Усовершенствовано
и упорядоченно налоговое администрирование,
что способствовало повышению собираемости
налогов и сборов.
Дальнейшие мероприятия
по формированию налоговой системы,
содействующей достижению высоких показателей
роста российской экономики, предусматривают
следующие приоритеты:
- Создание
условий, позволяющих России конкурировать
на рынке капиталов и других инвестиционных
ресурсов. Успешность развития страны,
в числе прочего, зависит от способности
привлечь в экономику с капитал, для чего
необходимо обеспечить достаточный уровень
доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый
с уровнем доходности на вложенные инвестиции,
сопоставимый с уровнем доходности
в других странах. Отдача на капитал формируется
с учетом совокупного уровня налоговой
нагрузки. Благоприятный налоговый режим
способствует повышению рентабельности
вложенного капитала, повышая тем самым
относительную инвестиционную привлекательность
и конкурентоспособность российской экономике.
- Выравнивание
налоговой нагрузки между отраслями экономики.
В настоящее время нагрузка на несырьевые
сектора экономики превышает нагрузку
на сырьевой сектор, что не способствует
развитию обрабатывающих отраслей и сферы
услуг, не стимулирует приток инвестиций
в эти отрасли. Необходимо обеспечить
снижение налогового бремени в отношении
этих секторов (за исключением производства
подакцизных товаров) при некотором повышении
нагрузки на сырьевой сектор.
- Выравнивание
налоговой нагрузки между отдельными
хозяйствующими субъектами, занимающимися
одной и той же экономической деятельностью.
Различая в уровне налогообложения таких
хозяйствующих субъектов возникают вследствие
предоставления экономически неоправданных
преимуществ (налоговых льгот), что создает
неравные конкурентные условия для отельных
налогоплательщиков. Кроме того, необходимо
исключить возможность манипулирования
положениями налогового законодательства
для уклонения от уплаты налогов.
При проведении
налоговой реформы в РФ должно
быть обеспеченно соблюдение принципа
стабильности налоговой системы, определенности
в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков
на длительный период. Условием успешной
реализации налоговой реформы должна
стать нормализация процесса законотворчества
по вопросам налогообложения. Необходимо
исключить случаи придания налоговым
нормам обратной силы и внесения в налоговые
законы норм неналогового характера.
3.2
Мероприятия налоговой
реформы в РФ.
В соответствии
с приоритетами развития налоговой
системы основной целью дальнейших
мероприятий в сфере налогообложения
является создание эффективной налоговой
системы, отвечающей требованиям экономического
роста и финансовой стабильности,
способствующей увеличению поступлений
в бюджетную систему РФ. Для достижения
этой цели необходимо решить следующие
задачи:
- Снижение
и оптимизация налоговой нагрузки на экономику.
Налоговое бремя не должно быть препятствием
на пути экономического роста. Ускорение
темпов экономического роста в России
невозможно без снижения доли ресурсов,
перераспределяемых непосредственно,
без сокращения доли налоговых изъятий.
Необходимо также обеспечить равные условия
налогообложения для предприятий, работающих
в одной сфере, в том числе за счет устранения
возможности уклонятся от уплаты налогов
при помощи неточностей и нюансов законодательства.
- Совершенствование
существующей системы взимания отдельных
налогов. В ближайшее время должно
быть завершено формирование Налогового
кодекса РФ как основного законодательного
акта в сфере налогообложения. Именно
от того, насколько совершенны будут положения
налогового законодательства, устанавливающие
порядок определения всех элементов налога,
во многом зависит состояние налоговой
дисциплины и собираемости налогов в стране.
В ближайшем будущем завершиться реформирование
системы имущественных налогов, которые
станут серьезным источником доходов
региональных и местных бюджетов, а принципы
их взимания должны будут стимулировать
эффективное использование имущества.
В случае благоприятной финансовой
ситуации возможно решение вопроса
о снижении основной ставки по налогу
на добавленную стоимость до 13% Начиная
с 2007 г. планируется упростить процедуру
возмещения НДС экспортерам. Для выравнивания
налоговой нагрузки среди организаций
добывающей отрасли предлагается дифференцировать
налог на добычу полезных ископаемых в
зависимости от экономических, геологических
и географических условий разработки
месторождений. Кроме того, ежегодно проводится
индексация ставок акцизов по подакцизным
товарам в соответствии с ростом цен на
потребительские товары.
- Улучшение
системы налогового администрирования
и изменение системы налоговой отчетности.
Реформирование налоговой системы должно
сопровождаться повышением эффективности
деятельности налоговых органов. Так,
предполагается повысить качество налогового
контроля за счет упрощения налоговых
процедур, развития системы электронного
взаимодействия между субъектами налоговых
правоотношений, усиления разъяснительной
работы с налогоплательщиками по применению
налогового законодательства. Планируется
усовершенствовать порядок проведения
камеральных и выездных налоговых проверок,
свести к минимуму мероприятия текущего
налогового контроля, исключить дублирование
контрольных полномочий различными государственными
органами. Также необходимо принять решения
по упрощению системы учета объектов налогообложения
и налоговой отчетности.
- Реформирование
системы распределения налоговых доходов
между всеми уровнями бюджетной системы.
В связи с совершенствованием федеративных
отношений и системы местного самоуправления
в России изменяется сложившийся порядок
закрепления налоговых доходов за территориальными
образованиями. Такое реформирование
должно осуществляться одновременно с
реформой межбюджетных отношений и решением
вопроса финансовой обеспеченности региональных
бюджетов и бюджетов муниципальных образований.
По оценкам
экспертов, реализация намеченных налоговых
новаций позволит вывести налоговую
систему России на один уровень с большинством
развитых стран в сравнении их по перечню
применяемых налогов и широте налоговой
базы, а также повысить темпы экономического
роста РФ в 2006г. на 0,2 процентных пункта,
а в последующие годы – на 0,1 процентных
пункта.
Заключение
Созданная целостная система налогообложения
четко и недвусмысленно устанавливает
перечень налогов, которые могут
применяться на территории РФ, права
и обязанности налогоплательщиков
и налоговых органов, разграничены
полномочия органов государственной власти
различного уровня по введению налогов
на соответствующей территории, установлению
ставок налогов и льгот по ним.
Налоговая система в нашей стране создается
практически заново. Поэтому в ходе реализации
налоговых законов возникает множество
острейших проблем, касающихся взаимоотношений
налогоплательщиков и государства, ответственности
юридических и физических лиц за выполнение
налогового законодательства, прав и обязанностей
налоговых органов.
Вносимые в курс экономической реформы
уточнения и дополнения неизбежно отражаются
на необходимости корректировки отдельных
элементов системы налогообложения. Этого
требуют и продолжающиеся в экономике
страны процессы инфляции, роста бюджетного
дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки
налогов, объекты налогообложения, отменяются
одни льготы и вводятся новые, уточняются
источники уплаты налогов. Многочисленные
изменения и дополнения вносятся в инструктивный
и методический материал по налогам. Все
это резко увеличивает поток информации
по налогообложению, за которым сложно
уследить, но необходимо своевременно
получить. Незнание законов не освобождает
от ответственности за их невыполнение.
Налогоплательщик должен знать и меры
предусмотренной законом ответственности
за нарушение налогового законодательства.
В связи с недостаточно четкой трактовкой
отдельных законодательных и инструктивных
актов возрастает потребность в компетентном
комментировании сложных проблем налогообложения.
По оценкам зарубежных экспертов, западные
предприниматели ухитряются скрыть от
налогообложения от 10 до 30 % своих доходов.
По мнению специалистов Государственной
налоговой службы России, у нас эта цифра
может быть и больше. В прошлом году налоговыми
органами было выявлено и начислено в
бюджет 10,6 млрд. рублей (из них только по
Москве - 1 млрд. 200 млн.). Активность в поиске
утаенных доходов едва ли снизится: до
10 % средств, дополнительно взысканных
в ходе проверок, поступает в фонд социального
развития налоговой службы.
- Налоговый
кодекс РФ М.,2005г.
- Алиев Б.Х.
Теоретические основы налогообложения:
учебное пособие для ВУЗов. М.:ЮНИТИ-ДАНА,
2008.
- Давыдова
И. А Акцизы. М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух»,
2009.
- Евстигнеев
Е. Основы налогообложения и налогового
законодательства. СПб.: Питер, 2008.
- Иванов С.
И. Основы экономической теории. М, 2008.
- Липсиц И.В.
Экономика. М, 2009.
- Лозова А.М..
Налоги и налогообложение. М,2008.
- Паскачев
А., Кашин С. Большой толковый словарь налоговых
терминов и норм. М.: Гелиос- АРВ, 2005.
- Соколов А.А.
Теория налогов. М.: ЮрИнфоР, 2007.
- Юринова
Л. А.. Налоги и налогообложения. М,2009.
- Варнавский
А., Малое предпринимательство: особенности
налогообложения // Финансовая газета.
- №35. - 2001. – С.16-22.
- Горский
И.В., Медведева О. А. Налоговая политика
России: проблемы и перспективы. М.: Финансы
и статистика, 2007 .журнал №3.